Interested Article - Книппер-Чехова, Ольга Леонардовна
- 2020-04-13
- 1
О́льга Леонардовна Кни́ппер , с 1901 года Че́хова ( 9 (21) сентября 1868 , Глазов , Российская империя — 22 марта 1959 , Москва , СССР ) — русская и советская актриса, служившая в МХАТе ; народная артистка СССР (1937). Жена писателя Антона Павловича Чехова .
Биография
Родилась в семье инженера-технолога Леонарда Августовича (немца по национальности) и его жены Анны Ивановны, урождённой Зальца (профессор по классу вокала). Согласно большинству советских источников, она появилась на свет в Глазове Глазовского уезда Вятской губернии Российской империи (ныне республика Удмуртия России ), однако сама актриса писала, что родилась «недалеко от Глазова», и современные исследователи полагают, что местом рождения было село Кокман (ныне Красногорский район ), где её отец в то время работал управляющим Кокманского винокуренного завода. В 1871 году семья переехала в Москву .
Окончила частную женскую гимназию, и, по её словам, «жила барышней» довольно длительное время. Отец запрещал ей заниматься театром, мечтая, чтобы дочь стала художницей или переводчицей. После его внезапной смерти ей пришлось давать уроки музыки, чтобы заработать. «Это было время большой внутренней переработки, из „барышни“ я превращалась в свободного, зарабатывающего на свою жизнь человека, впервые увидавшего эту жизнь во всей её пестроте» .
В 1885 году восемнадцатилетняя Ольга познакомилась с братом своей подруги, молодым, но уже достаточно известным инженером Владимиром Шуховым . Их роман продолжался более двух лет, однако из-за того, что Ольга не нравилась матери Шухова, брак, в котором были уверены все родственники, так и не состоялся .
Участвовала в любительских спектаклях. Поначалу пыталась поступить в студию к Александру Ленскому , известному актёру Малого театра , но тот не разглядел таланта молодой ученицы и не принял в свой класс. В 1895 году была принята в Московское императорское театральное училище , однако была отчислена, когда понадобилось освободить место для родственницы одной из актрис Малого театра.
В том же году поступила в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества на трёхгодичные драматические классы под руководством Владимира Немировича-Данченко , который стал её любовником . В 1898 году по окончании училища сразу же была принята в только что созданную труппу Московского художественного театра и вскоре стала партнёршей Константина Станиславского . Её дебютным спектаклем был « Царь Фёдор Иоаннович », в котором она исполнила роль царицы Ирины .
Отношения с Чеховым
Первые встречи Ольги Книппер с Антоном Чеховым проходили на репетициях спектаклей « Чайка » и «Царь Фёдор Иоаннович» (9, 11 и 14 сентября 1898 года). После этих встреч Чехов писал: «Ирина, по-моему, великолепна. Голос, благородство, задушевность — так хорошо, что даже в горле чешется… лучше всех Ирина. Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину» .
Ольга Книппер вспоминала об этих встречах: «…с той встречи начал медленно затягиваться тонкий и сложный узел моей жизни» . Чехов не смог увидеть триумф постановки «Чайки» в Художественном театре, но все, кто писал ему в Ялту об этом, отмечали роль Аркадиной , которую исполнила Книппер.
С лета 1899 года между ними началась длительная переписка, продолжавшаяся с перерывами до весны 1904 года. Известно о 443 письмах от Чехова к Книппер и более чем о 400 письмах от Книппер к Чехову. Переписка отражает последние годы жизни писателя. Даже после его смерти Ольга Леонардовна на протяжении нескольких лет продолжала писать письма, обращённые к мужу, и в общей сложности сохранилось более тысячи писем .
Весной 1900 года МХТ приехал со своими первыми гастролями в Крым , где тогда жил Чехов. Ольга поселилась в его доме, и с тех пор пара больше не скрывала своей близости. Они провели вместе шесть недель в Ялте, а затем в Москве, после чего в обществе поползли слухи о предстоящей свадьбе .
25 мая ( 7 июня ) 1901 года Антон Павлович и Ольга Леонардовна обвенчались . Медовый месяц молодожёны провели в Башкирии , где лечился Чехов, в Андреевском туберкулёзном санатории в селе Аксёново . В том же году Книппер забеременела, но у неё случился выкидыш. В марте 1902 года она, вновь беременная, упала в открытый люк с высоты нескольких метров во время выступления в Петербурге, и после операции (которую провёл Д. О. Отт ) и долгой болезни больше не могла иметь детей . Как доказал Д. Рейфилд , речь шла о внематочной беременности и, значит, Книппер забеременела в конце января, когда её отделяло от мужа расстояние в 1000 км . По мнению Рейфилда, отцом ребёнка был Александр Вишневский .
В январе 1904 года состоялась премьера « Вишнёвого сада », где Книппер исполнила роль Раневской — самую любимую свою роль, которую она играла почти до конца своей сценической жизни . Брак продолжался до смерти Чехова 2 (15) июля того же года. По завещанию она получила «дачу в Гурзуфе и пять тысяч рублей» . По мнению хранительницы Ялтинского дома Чехова :
Мария Павловна написала, что брак был счастлив. И она права. Чехов говорил, что ему нужна такая жена, которая бы, как луна, на его небосклоне являлась не каждый день. Такой женой и была актриса Московского художественного театра Ольга Леонардовна Книппер. Она любила Чехова и в отличие от его родных готова была бросить все и переехать из столицы к больному мужу в провинциальную Ялту. Но тот сам её остановил, написав, что они — идеальные супруги, ибо не мешают друг другу заниматься любимым делом. И умер он у неё на руках на немецком курорте Баденвейлер, куда приехал после Ялты в 1904 году .
Дальнейшая карьера
В 1919—1922 годах была в составе качаловской группы , с которой гастролировала по югу России. Во время выступлений в Болгарии дела шли неважно, и кто-то посоветовал Василию Качалову добавить к фамилии Книппер на афишах приставку «Чехова», что привлекло публику; с тех пор фамилия Книппер-Чехова закрепилась за актрисой . Она принимала участие и в двухгодичной общей поездке МХАТ по Европе и США .
По возвращении на Родину продолжила служить во МХАТе. Помимо своих прежних ролей, она играла Василису в « На дне », Живоедову в « Смерти Пазухина », Турусину в « На всякого мудреца довольно простоты », Дарью Ивановну в «Провинциалке», Гортензию в « Хозяйке гостиницы ».
Будучи уже немолодой, Книппер-Чехова сошлась с драматургом Николаем Волковым , который был моложе её на 30 лет, однако замужем больше не была .
Последнюю роль сыграла 15 марта 1950 года в пьесе « Воскресение » по роману Льва Толстого . Свои поздние годы она прожила в одиночестве, постепенно слепла. На сцену последний раз вышла 22 октября 1958 года, когда отмечали её 90-летний юбилей .
Скончалась 22 марта 1959 года на 91-м году жизни в Москве. Похоронена рядом с мужем на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Семья
- Отец — Леонард Августович Книппер (1838—1894), уроженец Вены , «по происхождению эльзасский немец », по матери имел венгерские корни . Был инженером-технологом. В 1864 году отправился работать на винокуренный завод в село Кокман Глазовского уезда Российской империи.
- Мать — Анна Ивановна Книппер (урождённая Зальца) (1850—1919). Камерная певица и музыкальный педагог, профессор Московского филармонического училища .
- Старший брат — Константин Леонардович Книппер (1866—1924), инженер-путеец.
- Младший брат — Владимир Леонардович Нардов (1876—1942), оперный певец и режиссёр оперного театра, заслуженный артист РСФСР (1933).
-
Племянники:
- Ада Константиновна Книппер, учитель русского языка.
- Лев Константинович Книппер (1898—1974), композитор, народный артист РСФСР (1974).
- Ольга Константиновна Чехова (урождённая Книппер) (1897—1980), русская и немецкая актриса театра и кино.
- Владимир Владимирович Книппер (1924—1996), журналист, мемуарист, руководитель молодёжных театров.
- Муж (с 1901 года) — Антон Павлович Чехов (1860—1904), русский писатель и драматург.
Работы в театре
Роли «чеховских» женщин
Ольга Книппер-Чехова — первая из всех актрис, сумевшая чётко и ярко передать образ чеховских женщин. Обладая своей неповторимой индивидуальностью и особой, аристократической манерой игры, актриса исполняла ведущие роли во всех основных пьесах Чехова :
- « Чайка » (1898, Аркадина )
- « Дядя Ваня » (1899, Елена Андреевна )
- « Три сестры » (1901, Маша )
- « Иванов » (1901, Сарра )
- « Вишнёвый сад » (1904, Раневская ).
Другие роли
- Нерисса (« Венецианский купец », У. Шекспира , 1898)
- Мирандолина (« Трактирщица », К. Гольдони , 1898)
- Виола (« Двенадцатая ночь », У. Шекспира, 1899)
- Анна Маар («Одинокие» Г. Гауптмана , 1899)
- Майа (« Когда мы, мёртвые, пробуждаемся » Г. Ибсена , 1900)
- Лель (« Снегурочка » А. Н. Островского , 1900)
- Широкова (« » Вл. И. Немировича-Данченко , 1901)
- Елена Кривцова (« Мещане » М. Горького , 1902)
- Настя (« На дне » М. Горького, 1902)
- Лона («Столпы общества» Г. Ибсена, 1903)
- Мелания (« Дети солнца » М. Горького, 1905)
- Регина (« Привидения » Г. Ибсена, 1905)
- Графиня-внучка Хрюмина (« Горе от ума » А. С. Грибоедова , 1906)
- Терезита («Драма жизни» К. Гамсуна , 1907)
- Ребекка («Росмерсхольм» Г. Ибсена, 1908)
- Анна Андреевна (« Ревизор » Н. В. Гоголя , 1908)
- Ночь (« Синяя птица » М. Метерлинка , 1908)
- Наталья Петровна (« Месяц в деревне » И. С. Тургенева , 1909)
- фру Юлиана Гиле («У жизни в лапах» К. Гамсуна, 1911)
- Гертруда (« Гамлет », У. Шекспира, 1911)
- Либанова (« » И. С. Тургенева, 1912)
- Белина (« Мнимый больной » Мольера , 1913)
- Варвара (« » И. Д. Сургучёва , 1915)
В советское время сыграла такие роли, как:
- Живоедова (« Смерть Пазухина » М. Е. Салтыкова-Щедрина , 1924)
- Мамаева и Турусина (« На всякого мудреца довольно простоты » А. Н. Островского, 1924)
- Хлёстова (« Горе от ума » А. С. Грибоедова, 1925 и 1938)
- графиня де Линьер (« » В. З. Масса , 1927)
- Надежда Львовна (« Бронепоезд 14-69 » Вс. В. Иванова , 1927)
- Мария Александровна Москалёва (« Дядюшкин сон » по Ф. М. Достоевскому , 1929)
- графиня Чарская (« Воскресение » по Л. Н. Толстому , 1930)
- Полина Бардина (« Враги » М. Горького, 1935)
- графиня Вронская (« Анна Каренина » по Л. Н. Толстому, 1937)
- госпожа Пернель (« Тартюф » Мольера, 1940)
- Забелина (« Кремлёвские куранты » Н. Ф. Погодина , 1943)
- миссис Маркби (« Идеальный муж » О. Уайльда , 1945).
Фильмография
Роли
- 1927 — Солистка его величества — мать Зубова
- 1928 — Пленники моря — жена Ивана Лера
- 1930 — Завтра ночью — мать Сергея
Участие в фильмах
Архивные кадры
- 1975 — О нашем театре (документальный)
- 2004 — Смерть Таирова
- 2010 — Доктор Чехов. Рецепт бессмертия (документальный)
Награды и звания
Государственные награды:
Почётные звания и премии:
- Заслуженный артист государственных академических театров (октябрь 1923)
- Народная артистка Республики (1928)
- Народная артистка СССР (03.05.1937)
- Сталинская премия первой степени (1943) — за многолетние выдающиеся заслуги
Ордена и медали:
- Два ордена Ленина (26.10.1938 — в связи с 40-летием МХАТ СССР им. М. Горького , 26.10.1948)
- Два ордена Трудового Красного Знамени (03.05.1937 — за выдающиеся заслуги в деле развития русского театрального искусства , 1945)
- Медаль «В память 800-летия Москвы» ( [ источник не указан 1007 дней ] )
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» ( [ источник не указан 1007 дней ] )
Память
В архивах ЦТ сохранилась запись съёмки с 50-летнего юбилея МХАТ, где Иван Козловский и Сергей Лемешев дуэтом исполняют арию «Я люблю вас, Ольга» из оперы « Евгений Онегин », дополненной и перефразированной в честь Ольги Книппер-Чеховой — единственной из основателей театра, дожившей до юбилея .
В каждом из филиалов Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника — Доме-музее А. П. Чехова (Ялта) (Белая дача), Музее «Чехов и Крым» на даче Омюр есть тематические экспозиции посвящённые О. Л. Книппер-Чеховой, но наибольшее внимание ей уделено в музее Дача А. П. Чехова и О. Л. Книппер в Гурзуфе ( Гурзуф , ул. Чехова, 22). Будучи по смерти Чехова владелицей дачи, она сохранила права на дом и после революции, последний раз бывала в нём в 1953 году .
Примечания
- — М. : Большая российская энциклопедия , 2004.
- ↑ Книппер-Чехова Ольга Леонардовна // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
- Olga Knipper Chekhova // (англ.)
- ↑ Елена Анатольевна Иванова. . Край удмуртский. Библиотечный краеведческий блог (21 марта 2011). Дата обращения: 2 мая 2019. 16 июня 2017 года.
- . Дата обращения: 26 октября 2017. 26 октября 2017 года.
- ↑ Книппер-Чехова О. Л. Ольга Леонардовна Книппер-Чехова. — М. : Искусство, 1972. — С. 42—47, 222. — 448 с.
- Елена Шухова. Дата обращения: 16 августа 2018. 17 августа 2018 года.
- ↑ Сергей Николаев. . Культура (2008). Дата обращения: 2 мая 2019. 2 мая 2019 года.
- ↑ Уильям Бойд . от 11 октября 2021 на Wayback Machine
- ↑ Малюгин Л. А. , Гитович И. Е. Чехов : Повесть-хроника. — М. : Советский писатель, 1983. — С. 432, 502. — 576 с.
- ↑ Вульф В. Я. . — М. : Эксмо, 2016. — С. 153—157. — 512 с. — ISBN 978-5-699-85291-8 .
- Андрей Коновалов. . Новости Крыма . Газета «Новая Ялта» (10 сентября 2009). Дата обращения: 2 мая 2019. 2 мая 2019 года.
- Если посмотреть дореволюционные адресные книги г. Москвы, то можно увидеть, что в 1902-м году Ольга Леонардовна указана в них ещё как Книппер, с 1903-го по 1910-й под фамилией Книппер (Чехова), в 1911-м отсутствует в книге, в 1912—1913 она Чехова, и с 1913 по 1917 она Чехова-Книппер.
- Юбилей Художественного театра // Известия (газета). — 28 октября 1923, № 247. — с. 5.
- Н. Соловьева. . РИА Новости . Дата обращения: 3 мая 2019. 3 мая 2019 года.
- . «Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник» Официальный сайт (2020). Дата обращения: 20 марта 2020. 1 апреля 2020 года.
Литература
- Ольга Леонардовна Книппер-Чехова: В 2 ч. — М.: Искусство, 1972. от 20 июля 2013 на Wayback Machine / Сост., ред., вступит. ст. В. Я. Виленкин, коммент. В. Я. Виленкин («Воспоминания и статьи»), Н. И. Гитович («Переписка О. Л. Книппер-Чеховой и А. П. Чехова»). — 448 с.
- Ольга Леонардовна Книппер-Чехова: В 2 ч. — М.: Искусство, 1972. от 15 апреля 2014 на Wayback Machine / Сост., ред., В. Я. Виленкин, коммент. Л. М. Фрейдкина. — 432 с.
- Книппер-Чехова О. Л. от 20 июля 2013 на Wayback Machine // Артисты Московского художественного театра за рубежом. — Прага: Наша речь, 1922. — C. 23-32.
- Волков Н. Д. от 20 июля 2013 на Wayback Machine . М.: Искусство, 1966. C. 151—153.
- Марков П. А. от 15 апреля 2014 на Wayback Machine // Марков П. А. В Художественном театре: Книга завлита / Предисл. М. Л. Рогачевского. — М.: ВТО, 1976. С. 495—497.
- Марков П. А. от 3 декабря 2013 на Wayback Machine // Марков П. А. О театре: В 4 т. — М.: Искусство, 1974. Т. 2. Театральные портреты. С. 373—380.
- «Три года недобровольного изгнания». «Качаловская группа» Художественного театра. Май 1919 — май 1922. Письма. Приложения: Н. А. Подгорный. Воспоминания (1919), Дневник поездки за «Качаловской группой» (1921) / Публ., вступ. статья и коммент. М. В. Львовой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.с-сост. В. В. Иванов. — М.: Индрик, 2014. Вып. 5. — С. 363—494.
- О. Л. Книппер — М. П. Чехова. Переписка: В 2 т / Подготовка текста, составление, комментарии З. П. Удальцовой. — М.: Новое литературное обозрение, 2016.
Ссылки
- от 27 мая 2012 на Wayback Machine
- от 9 января 2009 на Wayback Machine
- от 25 декабря 2017 на Wayback Machine
- И. Соловьёва. . mxat.ru . МХТ им. А. П. Чехова . Дата обращения: 13 января 2022. 4 ноября 2021 года.
- 2020-04-13
- 1