Interested Article - Евелинов, Борис Ефимович

Внешние изображения
Б. Евелинов с Чарли Чаплиным
. Б.Евелинов стоит на заднем плане, второй справа. 6 марта 1932 года .
. Б.Евелинов стоит на заднем плане, в центре.
Жуан-ле-Пен . Б.Евелинов крайний слева. 1931—1932 (?)

Борис Ефимович Евелинов ( 15 октября 1875 , Одесса 4 сентября 1939 , Париж ) — российский артист и режиссёр, театральный антрепренёр, автор либретто оперетт , правовед.

Биография

Родился 15 октября 1875 в Одессе в семье богатого торговца Ефима Штейнфинкеля.

Получил высшее юридическое образование, работал присяжным поверенным и правоведом. Имел звание кандидата прав. Стал актёром-любителем и увлёкся этим делом так, что бросил свою профессиональную юридическую сферу, недолго был профессиональным актёром, затем работал в газете как хроникёр, рецензент.

В 1910 году вместе с женой — актрисой оперетты Евгенией Владимировной Потопчиной — создал театр оперетты Потопчиной и Евелинова. После успешных гастролей по разным городам России Евелинов снял Никитский театр (бывший «Парадиз») у княгини Шаховской. Ей принадлежало всё здание на углу Большой Никитской и Малой Кисловки. С этого дня начал функционировать «Никитский театр Е. В. Потопчиной» (сейчас в этом здании находится Московский академический театр имени Владимира Маяковского ).

В театре оперетты Потопчиной и Евелинова работали молодые талантливые актёры — баритон Николай Михайлович Бравин, лирико-колоратурное сопрано Елена Александровна Иванова, выдвинувшаяся из хора. Прочное место любимцев московской публики закрепилось за самой Потопчиной и баритоном Константином Дмитриевичем Грековым, уже хорошо известными москвичам по работе в театре Блюменталь-Тамарина. К труппе присоединился тенор Михаил Иванович Дмитриев, Татьяна Бах.

Балетмейстером работал Адамчевский.

Основной контингент публики в петербургском «Паласе» и в театре Зона в Москве составляли гвардия, крупное купечество, в то время как Никитский театр ориентировался на чиновничество, студенчество. Цены на места в Никитском театре были ниже, чем в других столичных театрах оперетты.

В 1918 году после ухода Грекова режиссёром здесь стал М. И. Кригель. В труппу вступили служивший у Зона М. И. Днепров, К. Ф. Невяровская и В. А. Щавинский — из петроградского «Палас-театра».

В 1918 году со сцены театра также исполнялись злободневные куплеты: о Керенском, о Деникине и т. д.

29 декабря 1919 года Совет Народных Комиссаров обсуждал вопрос о закрытии «в Москве театров, не необходимых для развития масс», и относительно театра оперетты Евелинова было вынесено следующее решение: «Театр оперетки в Москве (антреприза Потопчиной) закрыть немедленно. Поручить Совету Народных судей наложить немедленный арест на все имущество этого театра и произвести подробную опись его впредь до передачи этого имущества лицам по указанию Центротеатра» («Вестник театра». 1919, № 49). В 1919 г. театр оперетты Потопчиной и Евелинова был закрыт постановлением Совета народных комиссаров.

Труппа обратилась в Совет Народных Комиссаров с ходатайством, и через десять дней театр был снова открыт. Разрешение играть было получено неожиданно, ночью. Б. Е. Евелинов ворвался в три часа ночи в комнату к актёрам и крикнул: «Завтра играем!» Выпустить анонс о спектакле было уже поздно, и вот по всей Москве медленно ходил ослик, запряжённый в повозку, на которой висел большой плакат: «Никитский театр открыт. Сегодня, 9 января, „Фея Карлсбада“ с участием Е. Потопчиной, К. Невяровской, М. Дмитриева, М. Днепрова и Г. Ярона».

В следующем 1920 году в здании театра Евелинова был основан ТЕРЕВСАТ — Театр Революционной Сатиры, который стал основой, а труппа Евелинова стала основой частного Московского театра оперетты, созданного в 1922 г.

В 1920 году эмигрировал вместе с супругой, в эмиграции жил сначала в Германии, в Берлине, где вместе с женой Потопчиной Евгенией Владимировной открыл кабаре «Карусель» на улице Курфюрстендамм. Затем Евелинов и Потопчина разошлись: их брак распался, и бывшие супруги уже по отдельности перебрались во Францию.

Во Франции стал директором парижского театра-кабаре (1920-е годы). Заведовал театральной рекламой в газете «Paris-Soir».

Среди наиболее известных постановок: оперетта «Польская кровь» О. Недбала, «В вихре вальса» Штрауса, «Их невинность» В. О. Шпачека, «Фея Карлсбада», «Мушкетёры» Луи Варнея, «Маленький король» Кальмана , «Маскотт» Марджанова, «Наконец одни» Легара, «Сильва», «Супруги XX века», «Король веселится» и др.

В начале 1930-х годов Евелинову удалось стать пресс-агентом миллионера и филантропа (совмещая это с работой корреспондента ). Благодаря этому он стал постоянным членом круга Чарли Чаплина , отдыхавшего в середине 1931 года на французской Ривьере, а после возвращения Чаплина в Америку некоторое время был его официальным представителем в Париже — «пока не стало очевидно, что размер его расходов несколько перевесил стоимость его службы» (по другим источникам, это произошло из-за того, что Евелинов слишком часто обращался к Чаплину от имени Мэй Ривз, с которой у того был роман в Европе ).

По непроверенным сведениям, впоследствии Евелинов уехал в США, где и скончался, оставив наследство Е. В. Потопчиной .

По другим сведениям, скончался 4 сентября 1939 года в Париже. Похоронен на кладбище городка Эпине-сюр-Сен под Парижем.

Примечания

  1. Jessica L. Buxton. . Discovering Chaplin (6 марта 2014). Дата обращения: 11 мая 2018. 18 августа 2018 года.
  2. David Robinson. Chaplin: His Life and Art (англ.) . — Penguin UK , 2014. — P. 1008. — ISBN 9780141979182 .
  3. М. Бакунин. // mbakunin.livejournal.com, 16.04.2018
Источник —

Same as Евелинов, Борис Ефимович