Interested Article - Накамура, Нобору

Нобору Накамура ( яп. 中村登 накамура нобору ), англ. Noboru Nakamura . ( 4 августа 1913 , Токио , Япония 20 мая 1981 , Япония ) — японский кинорежиссёр и сценарист . Специализировался на постановках в жанре гэндай-гэки (современные драмы) в кинокомпании « Сётику ». Был постановщиком тщательно продуманных, хорошо срежиссированных, хорошо смонтированных, несколько академических фильмов, рассказывающих чаще всего о японских женщинах, где в основе сюжета лежал литературный первоисточник.

По мнению япониста Александра Джейкоби, мастерство Накамуры в качестве режиссёра фильмов о женщинах и его способность создавать атмосферу напоминают Сиро Тоёду и Кодзабуро Ёсимуру , у последнего из которых Накамура учился режиссуре, будучи его ассистентом на фильмах « Тёплое течение » ( 1939 ) и « Рассказ о командире танка Нисидзуми » ( 1940 ). И хотя творчеству Накамуры недостаёт формальной точности, возвысившей лучшие работы этих режиссёров, он поддержал классическую традицию японского кинематографа с чувством и изяществом .

Биография

Ранние годы

Родившийся в Токио Нобору Накамура вырос в районе ханамати ( Асакуса ) . В 1933 году окончил Высшую школу в Токио . Изучал английскую литературу на филологическом факультете в Токийском университете . Ещё будучи студентом, Накамура решил посвятить себя кинематографу и по окончании университета в 1936 году трудоустроился на студию «Офуна» кинокомпании « Сётику » . Поначалу, как и все новички, мечтающие о режиссёрском кресле, был только лишь помощником режиссёра. Ассистировал таким мэтрам студии, как Ясудзиро Симадзу (на фильме « ») и Кодзабуро Ёсимура .(на его проектах «Тёплое течение» и « Рассказ о командире танка Нисидзуми ») . Для своих учителей (Симадзу и Ёсимуре) писал сценарии под псевдонимом Такаси Кадзами . Дебютировал самостоятельной постановкой в 1941 году , поставив документальную короткометражку «Жизнь и ритм» . Следующая работа, сделанная в том же году — его первая полнометражная игровая картина «Идеальный брак» .

Карьера в кино

Поставленные режиссёром фильмы 1940-х были маловпечатляющими, чувствовалась незрелая рука новичка . Во второй половине десятилетия снимал главным образом фильмы романтической тональности .

Режиссёрский стиль Накамуры сформировался и проявился в 1950-е годы . Первый успех принесла драма с комедийными нотками « Наша весёлая семья » ( 1951 ). В этой киноленте, снятой в жанре гэндай-гэки (фильмы современной тематики), на котором специализировалась кинокомпания «Сётику» режиссёр собрал блестящий актёрский ансамбль. Здесь снялись звёзды первой величины тех лет: Тисю Рю , Исудзу Ямада , Хидэко Такаминэ , Кэйдзи Сада и юная дебютантка Кэйко Киси . Кинокартина « » ( 1952 ) о чистой и трогательной любви мужчины к своей жене и детям попала в конкурсный показ Каннского кинофестиваля . С фильма « Приключения Нацуко » ( 1953 ), адаптированной в цвете повести Юкио Мисимы (это была вторая цветная постановка компании «Сётику» ), режиссёр начал концентрироваться на экранизациях литературных произведений японских авторов . На этой картине он продемонстрировал великолепно оформленный самобытный режиссёрский стиль, который укрепил его в статусе одного из ведущих кинематографистов компании «Сётику» . После 1955 года Накамура акцентирует своё внимание и на фильмах женской тематики , одного из основных направлений его последующего творчества (« Повесть о храме Сюдзэндзи », 1955, по роману Кидо Окамото; «Белая рыба-демон», 1956 , по Сэйити Фунабаси; «До и после дождей», 1956 , по Кафу Нагаи ; «Тройное предательство», 1958 , по Фумио Нива ; «Этот проходящий мир полон демонов: Времена бедности семьи», 1958, по Харуо Умэдзаки). Среди самых успешных его работ 1950-х критики особо выделяют киноленту «Путешествие для сбора денег» (Shūkin ryokō, 1957 ) — экранизация одноимённой повести Масудзи Ибусэ , впервые изданной в 1937 году .

Наиболее полемичным в творчестве Накамуры стал ряд женских мелодрам, сделанных в 1960-е годы . В них режиссёр философски изобразил положение женщин в японском обществе, касаясь и более широких политических вопросов . « Старая столица » ( 1963 ) — экранизация одноимённой повести Ясунари Кавабаты , в которой рассказывалось о девушке из Киото, узнавшей, что у неё есть сестра-близнец в сельской глубинке. Актриса Сима Ивасита умело справилась с двойной ролью, а Накамура эффективно уловил атмосферу города и акцентировал внимание на характере психологических действий, хотя и неявно осуждая агрессивный эффект японской классовой системы в личных взаимоотношениях. Эта кинолента получила Главный приз Азиатско-тихоокеанского кинофестиваля и номинировалась на премию «Оскар» в категории « Лучший фильм на иностранном языке ». Фильм « Кинокава » (в ином переводе — «Река Кино», 1966 ) — красиво снятая адаптация романа Савако Ариёси, в которой прослеживалась история трёх поколений в жизни одной семьи из префектуры Вакаяма как микрокосм экономической, социальной и политической трансформации Японии с периода Мэйдзи до конца Второй мировой войны . « » ( 1967 , по роману Харуо Сато) был интригующим рассказом о женщине-художнице погружающейся в депрессию, приведшей её к шизофрении (хотя в фильме двусмысленная сексуальная подоплека, и неясно, вызвано ли её безумие неудавшейся творческой карьерой или её неспособностью рожать детей). Это вторая кинолента Накамуры, попавшая в номинацию на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Ещё одной сагой, разворачивающейся на протяжении десятилетий, была «Песня от самого сердца» ( 1969 ) о непростых отношениях между известным поэтом-националистом Хидэо Ёсино и его детьми.

Наиболее заметными работами Накамуры в его позднем периоде творчества были «Перевал Сиокари» ( 1973 , по роману Аяко Миуры), о человеке, который ненавидит христианство, потому что его мать была изгнана из своей семьи после обращения в религию, и «Три старухи» ( 1974 ), о жене, сестре и любовнице покойного финансиста, каждая из которых претендует на право поселиться в его имении. Этот последний фильм, снятый как скромный рассказ о положении престарелых в Японии, дал шанс выступить в главных ролях трём выдающимся японским актрисам-ветеранам , Кинуё Танака и Митиё Когурэ . В СССР 1970-х была очень популярна японская актриса Комаки Курихара , поэтому нет ничего удивительного, что в наш прокат того периода была закуплена его картина « Любовь и смерть » ( 1971 ), с участием этой актрисы, не лучшая в его творчестве довольно слезливая мелодрама. В последнем фильме режиссёра « » (1979) рассказана история жизни и борьбы за свою веру монаха Нитирэна , основателя школы японского буддизма Нитирэн-сю , почитающей Сутру Лотоса .

В 1981 году во время подготовки совместного японско-китайского проекта « » Нобору Накамура умер на шестьдесят восьмом году жизни от рака. Фильм «Мастера го» был снят режиссёром Дзюнъей Сато .

Награды

Премии и номинации

V Каннский кинофестиваль 1952 года
  • Номинация на Главный приз фестиваля — фильм «Волны» .
16-й Венецианский кинофестиваль 1955 года
  • Номинация на «Золотого льва» (главный приз фестиваля) — фильм «Повесть о храме Сюдзэндзи» .

Азиатско-тихоокеанский кинофестиваль (1963)

  • Премия за лучший фильм — «Старая столица»
36-я церемония вручения наград премии «Оскар» (1964)
  • Номинация в категории «Лучший фильм на иностранном языке» — «Старая столица» .
17-й Берлинский международный кинофестиваль 1967 года
  • Номинация на «Золотого медведя» (главный приз фестиваля) — фильм «Потерянная весна» («Три лика любви») .
40-я церемония вручения наград премии «Оскар» (1968)
  • Номинация в категории «Лучший фильм на иностранном языке» — «Тиэко - избранное» .

Фильмография

Фильмография режиссёрских работ Нобору Накамуры
Год Название по-русски Оригинальное название Название на ромадзи Английское название в международном прокате Исполнители главных ролей
1940-е годы
1941 « » (документальный, к/м) Seikatsu to rizumu Life and Rhythm
« » 結婚の理想 Kekkon no riso Ideal of Marriage , , Тацуо Сайто
1942 « » 新たなる幸福 Aratanaru kôfuku Another Joy Митиё Когурэ , Митико Кувано , Тацуо Сайто
« » 人間同志 Ningen dōshi Human Comrades Тацуо Сайто , Митико Кувано , Син Сабури
« » 男の意気 Otoko no iki A Man’s Disposition Кэн Уэхара , Митиё Когурэ , Такэси Сакамото
1943 « » 湖畔の別れ Kohan no wakare Lakeside Parting , , Такэси Сакамото
1946 « » ニコニコ大会 歌の花籠 第二篇 Nikoniko taikai. uta no hanako: dai ni-hen Smiling Competition. Part II: Song flower basket , , Миэко Такаминэ
« Любовь к людям » 愛の先駆者 Ai no senkusha Pioneer of Love Эйтаро Одзава , Эйдзиро Тоно , Тисю Рю
« » (сорежиссёр Тадао Икэда) お光の縁談 Omitsu no endan Omitsu’s Proposal Сюдзи Сано , Мицуко Мито , Такэси Сакамото
1947 « » 処女は真珠の如く Shojo wa shinju no gotoku A Virgin Is Like a Pearl Митико Икуно, , Сюдзи Сано
« » 娘の逆襲 Musume no gyakushū A Girl Strikes Back , ,
1948 « » 旅装 Ryosō Traveling Suit Сюдзи Сано , , Кэйдзи Сада
« » 火の薔薇 Hi no bara Fiery Rose / Scarlet Rose Юрико Хамада, Кэйдзи Сада ,
1949 « » 君待てども Kimi matedomo Although I Wait for You , , Кэйдзи Сада
« » 愁海棠 Shūkaidō The Begonia , , Миэко Такаминэ
« » 恋愛三羽烏 Ren’ai sanbagarasu Three Crows in Love , Кодзи Цурута ,
1950-е годы
1950 « » 栄光への道 Eikō e no michi Road to Glory Кодзи Цурута , , Тисю Рю
« » (фильм в двух частях) 春の潮 前篇 / 春の潮 後篇 Haru no ushio (Zenpen: Kōhen) Soring' Tide (Parts 1 and 2) Миэко Такаминэ , Кодзи Цурута , Тисю Рю
« » エデンの海 Eden no umi Eden by the Sea Кодзи Цурута , , Дэн Обината
« » 奥様に御用心 Okusama ni o yōjin Beware of your wife Кинуё Танака , Тикагэ Авасима , Масаюки Мори
1951 « Наша весёлая семья » 我が家は楽し Waga ya wa tanoshi Home Sweet Home / Our House Is Happy Тисю Рю , Исудзу Ямада , Хидэко Такаминэ
« » 恋文裁判 Koibumi saiban The Love-Letter Trial , , Эйдзи Окада
1952 « » 夢と知りせば Yume to shiriseba If I Knew It Was a Dream Митиё Когурэ , Сюдзи Сано , Син Сабури
« » Nami ' Син Сабури , Тикагэ Авасима , Тисю Рю
1953 « » 春の鼓笛 Haru no koteki Spring Flute and Drum Миэко Такаминэ , , Кэйдзи Сада
« Приключения Нацуко » 夏子の冒険 Natsuko no bōken Natsuko’s Adventure , Тиэко Хигасияма ,
« » 夢見る人々 Yume miru hitobito Dreaming People , Миэко Такаминэ ,
« » 岸壁 Ganpeki The Cliff Кодзи Цурута , Тикагэ Авасима , Со Ямамура
« » 旅路 Tabiji The Journey Кэйко Киси , Кэйдзи Сада , Тисю Рю
1954 « » (фильм в двух частях) 家族会議 Kamku kaigi Family Meeting , Кэйко Киси , Кэйдзи Сада
« » 陽は沈まず Hi wa shizumazu The Sun Never Sets Кэйдзи Сада , , Кэйко Киси
« » 江戸の夕映 Edo no yūbae Edo Sunset Тикагэ Авасима , ,
1955 « » 女の一生 Onna no isshō A Woman’s Life Тикагэ Авасима , Кэн Уэхара ,
« Повесть о храме Сюдзэндзи » («Маска и судьба») 修禅寺物語 Shuzenji monogatari A Tale of Shuzenji / The Mask and Destiny , Тикагэ Авасима , Кэйко Киси
« » あこがれ Akogare Yearning , ,
« » 君美しく Kimi utsukushiku You Are Beautiful Тикагэ Авасима , , Кэйко Киси
1956 « » 白い魔魚 Shiroi magyo The White Devil-Fish Инэко Арима , Миэко Такаминэ , Кэн Уэхара
« » (фильм в двух частях) 朱と緑 Shu to midori Red and Green Со Ямамура , Кэйко Киси ,
« » つゆのあとさき Tsuyu no atosaki Before and After the Rains , , Инэко Арима
1957 « Ливень » (фильм в двух частях) 土砂降り Doshaburi Cloudburst Кэйдзи Сада , Марико Окада ,
« » 集金旅行 Shūkin ryokō Bill-Collecting Trip / Payoff with Love Кэйдзи Сада , Марико Окада , Юноскэ Ито
1958 « » 日日の背信 Hibi no haishin A Triple Betrayal Кэйдзи Сада , , Марико Окада
« » 渡る世間は鬼ばかり ボロ家の春秋 Wataru sekai wa oni bakari: Boroya no shunjū This Passing World Is Full of Demons: Seasons of a Poor Family Кэйдзи Сада , Инэко Арима ,
« » 噛みつかれた顔役 Kamitsukareta kaoyaku The Bitten Boss , Кэйдзи Сада ,
1959 « » 春を待つ人々 Haru o matsu hitobito People Awaiting Spring Син Сабури , Кэйдзи Сада , Инэко Арима
« » いたづら Itazura Mischief , Инэко Арима ,
« » («Опасная поездка») 危険旅行 Kiken ryokō Vagabond Lovers / Dangerous Trip , Инэко Арима , Юноскэ Ито
« » 明日への盛装 Asu e no seisō Dressed for Tomorrow , ,
1960-е годы
1960 « » 恋人 Koibito My Love , Марико Окада ,
« » («О мужчинах и женщинах») いろはにほへと Irohanihoheto Of Men and Money / Of Men and Women Кэйдзи Сада , Юноскэ Ито ,
« » 波の搭 Nami no tô Tower of Waves Инэко Арима , ,
1961 « » 斑女 Madara onna Capricious Women Со Ямамура , Марико Окада , Тиэко Байсё
« » 女の橋 Onna no hashi A Woman’s Bridge , ,
« » 河口 Kakō The Estuary Марико Окада , Со Ямамура ,
1962 « » 千客万来 Senkyaku banrai A Roaring Trade Кэйдзи Сада , Марико Окада , Сима Ивасита
« » 愛染かつら Aizen katsura Tree of Promises / Yearning Laurel Марико Окада , , Кэйдзи Сада
« » 求人旅行 Kyūjin ryoko Recruiting Trip , ,
« » 続・愛染かつら Zoku aizen katsura Yearning Laurel 2 Марико Окада , , Кэйдзи Сада
1963 « Старая столица » («Двойняшки Киото») 古都 Koto Twin Sisters of Kyoto Сима Ивасита , , Эйдзиро Тоно
« » つむじ風 Tsumujikaze Whirlwind Киёси Ацуми , ,
« » 結婚式 結婚式 Kekkonshiki Kekkonshiki Marriage Ceremony Марико Окада , Сима Ивасита , Кэйдзи Сада
« » 鏡の中の裸像 Kagami no naka no razō Naked Image in the Mirror , Тиэко Байсё , Рё Икэбэ
1964 « » 二十一歳の父 Nijūissai no chichi A 21-Year-Old Father Тиэко Байсё , ,
« Крупица ночи » 夜の片鱗 Yoru no henrin A Glimpse of Night , , Бунта Сугавара
1965 « » ぜったい多数 Zettai tasū Absolute Majority , , Тиэко Байсё
1966 « » 暖春 Danshun Springtime Сима Ивасита , Нобуко Отова , Тиэко Байсё
« » («Река Кино», фильм в двух частях ) 紀ノ川 Kinokawa The River Kino Сима Ивасита , Ёко Цукаса , Тэцуро Тамба
1967 « » («Три лика любви») 惜春 Sekishun Three Faces of Love , ,
« » («Портрет Тиэко») 智恵子抄 Chieko shō Portrait of Chieko Сима Ивасита , Тэцуро Тамба , Эйдзи Окада
1968 « » 爽春 Sôshun Refreshing Spring Сима Ивасита , ,
« » わが闘争 Waga tōsō Our Struggle , ,
1969 « » 日も月も Hi mo tsuki mo Through Days and Months Сима Ивасита , , Масаюки Мори
« » 結婚します Kekkon shimasu I’ll Get Married , , Тиэко Байсё
« » わが恋わが歌 Waga koi waga uta The Song from My Heart Сима Ивасита , , Кэн Огата
1970-е годы
1970 « » 風の慕情 Kaze no bojō Journey of Love Саюри Ёсинага , ,
1971 « » 甦える大地 Yomigaeru daichi The Earth is born again Юдзиро Исихара , Ёко Цукаса , Рэнтаро Микуни
« Любовь и смерть » 愛と死 Ai to shi Love and Death Комаки Курихара , , Тиэко Хигасияма
1972 « » 辻が花 Tsuji ga hana Tsujigahana Kimono Сима Ивасита , Кэйко Мацудзака , Эйдзи Окада
1973 « » 塩狩峠 Shiokari tōge Shiokari Pass / Love Stopped the Runaway Train Сэйя Накано, Ёситаро Асавака,
1974 « » 三婆 Sanbaba Three Old Women , Кинуё Танака , Митиё Когурэ
1976 « » 遺書 白い少女 Isho: Shiroi shōjo Suicide Note: White Girl Дзюнко Сакурада , ,
1979 « » 日蓮 Nichiren The Priest Nichiren Кинносукэ Накамура , Кэйко Мацудзака , Тэцуро Тамба

Комментарии

  1. В советском прокате фильм демонстрировался с 28 июля 1958 года, р/у Госкино СССР № 1099/58 — опубликовано: журнал для работников кинопроката «Новые фильмы», 1958. Выпуск 3: Ориентировочный план выпуска новых художественных фильмов в 3 квартале 1958 года.
  2. В советском прокате фильм демонстрировался с 21 мая 1973 года, р/у Госкино СССР № 2339/72 — опубликовано: журнал для работников кинопроката «Новые фильмы» № 5/1973, стр. 24.

Примечания

  1. Jacoby, Alexander . A Critical Handbook of Japanese Film Directors. — Berkeley, California: Stone Bridge Press, 2008. Page 1982. (англ.)
  2. от 5 октября 2017 на Wayback Machine на сайте журнала « Кинэма Дзюмпо » (яп.)
  3. на сайте « Энциклопедии Байду » (кит.)
  4. от 30 декабря 2018 на Wayback Machine at the JMDb.com (Japanese Movie Database) (яп.)
  5. от 26 июня 2015 на Wayback Machine на сайте Токийского кинофестиваля (англ.)
  6. на сайте IMDb (англ.)
  7. от 1 января 2012 на Wayback Machine на сайте IMDb (англ.)
  8. от 3 августа 2010 на Wayback Machine на сайте IMDb (англ.)
  9. от 15 февраля 2017 на Wayback Machine на сайте IMDb.com (англ.)
  10. от 22 июля 2019 на Wayback Machine на форуме киноклуба «Феникс» (рус.)

Ссылки

Литература

  • Jacoby, Alexander . A Critical Handbook of Japanese Film Directors. — Berkeley, California: Stone Bridge Press, 2008. — ISBN 978-1-933330 -53-252295
Источник —

Same as Накамура, Нобору