Interested Article - Накамура, Нобору
- 2020-12-02
- 2
Нобору Накамура ( яп. 中村登 накамура нобору ), англ. Noboru Nakamura . ( 4 августа 1913 , Токио , Япония — 20 мая 1981 , Япония ) — японский кинорежиссёр и сценарист . Специализировался на постановках в жанре гэндай-гэки (современные драмы) в кинокомпании « Сётику ». Был постановщиком тщательно продуманных, хорошо срежиссированных, хорошо смонтированных, несколько академических фильмов, рассказывающих чаще всего о японских женщинах, где в основе сюжета лежал литературный первоисточник.
По мнению япониста Александра Джейкоби, мастерство Накамуры в качестве режиссёра фильмов о женщинах и его способность создавать атмосферу напоминают Сиро Тоёду и Кодзабуро Ёсимуру , у последнего из которых Накамура учился режиссуре, будучи его ассистентом на фильмах « Тёплое течение » ( 1939 ) и « Рассказ о командире танка Нисидзуми » ( 1940 ). И хотя творчеству Накамуры недостаёт формальной точности, возвысившей лучшие работы этих режиссёров, он поддержал классическую традицию японского кинематографа с чувством и изяществом .
Биография
Ранние годы
Родившийся в Токио Нобору Накамура вырос в районе ханамати ( Асакуса ) . В 1933 году окончил Высшую школу в Токио . Изучал английскую литературу на филологическом факультете в Токийском университете . Ещё будучи студентом, Накамура решил посвятить себя кинематографу и по окончании университета в 1936 году трудоустроился на студию «Офуна» кинокомпании « Сётику » . Поначалу, как и все новички, мечтающие о режиссёрском кресле, был только лишь помощником режиссёра. Ассистировал таким мэтрам студии, как Ясудзиро Симадзу (на фильме « ») и Кодзабуро Ёсимура .(на его проектах «Тёплое течение» и « Рассказ о командире танка Нисидзуми ») . Для своих учителей (Симадзу и Ёсимуре) писал сценарии под псевдонимом Такаси Кадзами . Дебютировал самостоятельной постановкой в 1941 году , поставив документальную короткометражку «Жизнь и ритм» . Следующая работа, сделанная в том же году — его первая полнометражная игровая картина «Идеальный брак» .
Карьера в кино
Поставленные режиссёром фильмы 1940-х были маловпечатляющими, чувствовалась незрелая рука новичка . Во второй половине десятилетия снимал главным образом фильмы романтической тональности .
Режиссёрский стиль Накамуры сформировался и проявился в 1950-е годы . Первый успех принесла драма с комедийными нотками « Наша весёлая семья » ( 1951 ). В этой киноленте, снятой в жанре гэндай-гэки (фильмы современной тематики), на котором специализировалась кинокомпания «Сётику» режиссёр собрал блестящий актёрский ансамбль. Здесь снялись звёзды первой величины тех лет: Тисю Рю , Исудзу Ямада , Хидэко Такаминэ , Кэйдзи Сада и юная дебютантка Кэйко Киси . Кинокартина « » ( 1952 ) о чистой и трогательной любви мужчины к своей жене и детям попала в конкурсный показ Каннского кинофестиваля . С фильма « Приключения Нацуко » ( 1953 ), адаптированной в цвете повести Юкио Мисимы (это была вторая цветная постановка компании «Сётику» ), режиссёр начал концентрироваться на экранизациях литературных произведений японских авторов . На этой картине он продемонстрировал великолепно оформленный самобытный режиссёрский стиль, который укрепил его в статусе одного из ведущих кинематографистов компании «Сётику» . После 1955 года Накамура акцентирует своё внимание и на фильмах женской тематики , одного из основных направлений его последующего творчества (« Повесть о храме Сюдзэндзи », 1955, по роману Кидо Окамото; «Белая рыба-демон», 1956 , по Сэйити Фунабаси; «До и после дождей», 1956 , по Кафу Нагаи ; «Тройное предательство», 1958 , по Фумио Нива ; «Этот проходящий мир полон демонов: Времена бедности семьи», 1958, по Харуо Умэдзаки). Среди самых успешных его работ 1950-х критики особо выделяют киноленту «Путешествие для сбора денег» (Shūkin ryokō, 1957 ) — экранизация одноимённой повести Масудзи Ибусэ , впервые изданной в 1937 году .
Наиболее полемичным в творчестве Накамуры стал ряд женских мелодрам, сделанных в 1960-е годы . В них режиссёр философски изобразил положение женщин в японском обществе, касаясь и более широких политических вопросов . « Старая столица » ( 1963 ) — экранизация одноимённой повести Ясунари Кавабаты , в которой рассказывалось о девушке из Киото, узнавшей, что у неё есть сестра-близнец в сельской глубинке. Актриса Сима Ивасита умело справилась с двойной ролью, а Накамура эффективно уловил атмосферу города и акцентировал внимание на характере психологических действий, хотя и неявно осуждая агрессивный эффект японской классовой системы в личных взаимоотношениях. Эта кинолента получила Главный приз Азиатско-тихоокеанского кинофестиваля и номинировалась на премию «Оскар» в категории « Лучший фильм на иностранном языке ». Фильм « Кинокава » (в ином переводе — «Река Кино», 1966 ) — красиво снятая адаптация романа Савако Ариёси, в которой прослеживалась история трёх поколений в жизни одной семьи из префектуры Вакаяма как микрокосм экономической, социальной и политической трансформации Японии с периода Мэйдзи до конца Второй мировой войны . « » ( 1967 , по роману Харуо Сато) был интригующим рассказом о женщине-художнице погружающейся в депрессию, приведшей её к шизофрении (хотя в фильме двусмысленная сексуальная подоплека, и неясно, вызвано ли её безумие неудавшейся творческой карьерой или её неспособностью рожать детей). Это вторая кинолента Накамуры, попавшая в номинацию на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Ещё одной сагой, разворачивающейся на протяжении десятилетий, была «Песня от самого сердца» ( 1969 ) о непростых отношениях между известным поэтом-националистом Хидэо Ёсино и его детьми.
Наиболее заметными работами Накамуры в его позднем периоде творчества были «Перевал Сиокари» ( 1973 , по роману Аяко Миуры), о человеке, который ненавидит христианство, потому что его мать была изгнана из своей семьи после обращения в религию, и «Три старухи» ( 1974 ), о жене, сестре и любовнице покойного финансиста, каждая из которых претендует на право поселиться в его имении. Этот последний фильм, снятый как скромный рассказ о положении престарелых в Японии, дал шанс выступить в главных ролях трём выдающимся японским актрисам-ветеранам , Кинуё Танака и Митиё Когурэ . В СССР 1970-х была очень популярна японская актриса Комаки Курихара , поэтому нет ничего удивительного, что в наш прокат того периода была закуплена его картина « Любовь и смерть » ( 1971 ), с участием этой актрисы, не лучшая в его творчестве довольно слезливая мелодрама. В последнем фильме режиссёра « » (1979) рассказана история жизни и борьбы за свою веру монаха Нитирэна , основателя школы японского буддизма Нитирэн-сю , почитающей Сутру Лотоса .
В 1981 году во время подготовки совместного японско-китайского проекта « » Нобору Накамура умер на шестьдесят восьмом году жизни от рака. Фильм «Мастера го» был снят режиссёром Дзюнъей Сато .
Награды
- В 1979 году за заслуги в области культуры Нобору Накамура был награждён Медалью Почёта с пурпурной лентой .
- В 1981 году Нобору Накамура награждён Орденом Восходящего солнца IV степени (посмертно) .
Премии и номинации
- V Каннский кинофестиваль 1952 года
-
- Номинация на Главный приз фестиваля — фильм «Волны» .
- 16-й Венецианский кинофестиваль 1955 года
-
- Номинация на «Золотого льва» (главный приз фестиваля) — фильм «Повесть о храме Сюдзэндзи» .
Азиатско-тихоокеанский кинофестиваль (1963)
-
- Премия за лучший фильм — «Старая столица»
- 36-я церемония вручения наград премии «Оскар» (1964)
-
- Номинация в категории «Лучший фильм на иностранном языке» — «Старая столица» .
- 17-й Берлинский международный кинофестиваль 1967 года
-
- Номинация на «Золотого медведя» (главный приз фестиваля) — фильм «Потерянная весна» («Три лика любви») .
- 40-я церемония вручения наград премии «Оскар» (1968)
-
- Номинация в категории «Лучший фильм на иностранном языке» — «Тиэко - избранное» .
Фильмография
Год | Название по-русски | Оригинальное название | Название на ромадзи | Английское название в международном прокате | Исполнители главных ролей |
---|---|---|---|---|---|
1940-е годы | |||||
1941 | « » (документальный, к/м) | Seikatsu to rizumu | Life and Rhythm | ||
« » | 結婚の理想 | Kekkon no riso | Ideal of Marriage | , , Тацуо Сайто | |
1942 | « » | 新たなる幸福 | Aratanaru kôfuku | Another Joy | Митиё Когурэ , Митико Кувано , Тацуо Сайто |
« » | 人間同志 | Ningen dōshi | Human Comrades | Тацуо Сайто , Митико Кувано , Син Сабури | |
« » | 男の意気 | Otoko no iki | A Man’s Disposition | Кэн Уэхара , Митиё Когурэ , Такэси Сакамото | |
1943 | « » | 湖畔の別れ | Kohan no wakare | Lakeside Parting | , , Такэси Сакамото |
1946 | « » | ニコニコ大会 歌の花籠 第二篇 | Nikoniko taikai. uta no hanako: dai ni-hen | Smiling Competition. Part II: Song flower basket | , , Миэко Такаминэ |
« Любовь к людям » | 愛の先駆者 | Ai no senkusha | Pioneer of Love | Эйтаро Одзава , Эйдзиро Тоно , Тисю Рю | |
« » (сорежиссёр Тадао Икэда) | お光の縁談 | Omitsu no endan | Omitsu’s Proposal | Сюдзи Сано , Мицуко Мито , Такэси Сакамото | |
1947 | « » | 処女は真珠の如く | Shojo wa shinju no gotoku | A Virgin Is Like a Pearl | Митико Икуно, , Сюдзи Сано |
« » | 娘の逆襲 | Musume no gyakushū | A Girl Strikes Back | , , | |
1948 | « » | 旅装 | Ryosō | Traveling Suit | Сюдзи Сано , , Кэйдзи Сада |
« » | 火の薔薇 | Hi no bara | Fiery Rose / Scarlet Rose | Юрико Хамада, Кэйдзи Сада , | |
1949 | « » | 君待てども | Kimi matedomo | Although I Wait for You | , , Кэйдзи Сада |
« » | 愁海棠 | Shūkaidō | The Begonia | , , Миэко Такаминэ | |
« » | 恋愛三羽烏 | Ren’ai sanbagarasu | Three Crows in Love | , Кодзи Цурута , | |
1950-е годы | |||||
1950 | « » | 栄光への道 | Eikō e no michi | Road to Glory | Кодзи Цурута , , Тисю Рю |
« » (фильм в двух частях) | 春の潮 前篇 / 春の潮 後篇 | Haru no ushio (Zenpen: Kōhen) | Soring' Tide (Parts 1 and 2) | Миэко Такаминэ , Кодзи Цурута , Тисю Рю | |
« » | エデンの海 | Eden no umi | Eden by the Sea | Кодзи Цурута , , Дэн Обината | |
« » | 奥様に御用心 | Okusama ni o yōjin | Beware of your wife | Кинуё Танака , Тикагэ Авасима , Масаюки Мори | |
1951 | « Наша весёлая семья » | 我が家は楽し | Waga ya wa tanoshi | Home Sweet Home / Our House Is Happy | Тисю Рю , Исудзу Ямада , Хидэко Такаминэ |
« » | 恋文裁判 | Koibumi saiban | The Love-Letter Trial | , , Эйдзи Окада | |
1952 | « » | 夢と知りせば | Yume to shiriseba | If I Knew It Was a Dream | Митиё Когурэ , Сюдзи Сано , Син Сабури |
« » | 波 | Nami | ' | Син Сабури , Тикагэ Авасима , Тисю Рю | |
1953 | « » | 春の鼓笛 | Haru no koteki | Spring Flute and Drum | Миэко Такаминэ , , Кэйдзи Сада |
« Приключения Нацуко » | 夏子の冒険 | Natsuko no bōken | Natsuko’s Adventure | , Тиэко Хигасияма , | |
« » | 夢見る人々 | Yume miru hitobito | Dreaming People | , Миэко Такаминэ , | |
« » | 岸壁 | Ganpeki | The Cliff | Кодзи Цурута , Тикагэ Авасима , Со Ямамура | |
« » | 旅路 | Tabiji | The Journey | Кэйко Киси , Кэйдзи Сада , Тисю Рю | |
1954 | « » (фильм в двух частях) | 家族会議 | Kamku kaigi | Family Meeting | , Кэйко Киси , Кэйдзи Сада |
« » | 陽は沈まず | Hi wa shizumazu | The Sun Never Sets | Кэйдзи Сада , , Кэйко Киси | |
« » | 江戸の夕映 | Edo no yūbae | Edo Sunset | Тикагэ Авасима , , | |
1955 | « » | 女の一生 | Onna no isshō | A Woman’s Life | Тикагэ Авасима , Кэн Уэхара , |
« Повесть о храме Сюдзэндзи » («Маска и судьба») | 修禅寺物語 | Shuzenji monogatari | A Tale of Shuzenji / The Mask and Destiny | , Тикагэ Авасима , Кэйко Киси | |
« » | あこがれ | Akogare | Yearning | , , | |
« » | 君美しく | Kimi utsukushiku | You Are Beautiful | Тикагэ Авасима , , Кэйко Киси | |
1956 | « » | 白い魔魚 | Shiroi magyo | The White Devil-Fish | Инэко Арима , Миэко Такаминэ , Кэн Уэхара |
« » (фильм в двух частях) | 朱と緑 | Shu to midori | Red and Green | Со Ямамура , Кэйко Киси , | |
« » | つゆのあとさき | Tsuyu no atosaki | Before and After the Rains | , , Инэко Арима | |
1957 | « Ливень » (фильм в двух частях) | 土砂降り | Doshaburi | Cloudburst | Кэйдзи Сада , Марико Окада , |
« » | 集金旅行 | Shūkin ryokō | Bill-Collecting Trip / Payoff with Love | Кэйдзи Сада , Марико Окада , Юноскэ Ито | |
1958 | « » | 日日の背信 | Hibi no haishin | A Triple Betrayal | Кэйдзи Сада , , Марико Окада |
« » | 渡る世間は鬼ばかり ボロ家の春秋 | Wataru sekai wa oni bakari: Boroya no shunjū | This Passing World Is Full of Demons: Seasons of a Poor Family | Кэйдзи Сада , Инэко Арима , | |
« » | 噛みつかれた顔役 | Kamitsukareta kaoyaku | The Bitten Boss | , Кэйдзи Сада , | |
1959 | « » | 春を待つ人々 | Haru o matsu hitobito | People Awaiting Spring | Син Сабури , Кэйдзи Сада , Инэко Арима |
« » | いたづら | Itazura | Mischief | , Инэко Арима , | |
« » («Опасная поездка») | 危険旅行 | Kiken ryokō | Vagabond Lovers / Dangerous Trip | , Инэко Арима , Юноскэ Ито | |
« » | 明日への盛装 | Asu e no seisō | Dressed for Tomorrow | , , | |
1960-е годы | |||||
1960 | « » | 恋人 | Koibito | My Love | , Марико Окада , |
« » («О мужчинах и женщинах») | いろはにほへと | Irohanihoheto | Of Men and Money / Of Men and Women | Кэйдзи Сада , Юноскэ Ито , | |
« » | 波の搭 | Nami no tô | Tower of Waves | Инэко Арима , , | |
1961 | « » | 斑女 | Madara onna | Capricious Women | Со Ямамура , Марико Окада , Тиэко Байсё |
« » | 女の橋 | Onna no hashi | A Woman’s Bridge | , , | |
« » | 河口 | Kakō | The Estuary | Марико Окада , Со Ямамура , | |
1962 | « » | 千客万来 | Senkyaku banrai | A Roaring Trade | Кэйдзи Сада , Марико Окада , Сима Ивасита |
« » | 愛染かつら | Aizen katsura | Tree of Promises / Yearning Laurel | Марико Окада , , Кэйдзи Сада | |
« » | 求人旅行 | Kyūjin ryoko | Recruiting Trip | , , | |
« » | 続・愛染かつら | Zoku aizen katsura | Yearning Laurel 2 | Марико Окада , , Кэйдзи Сада | |
1963 | « Старая столица » («Двойняшки Киото») | 古都 | Koto | Twin Sisters of Kyoto | Сима Ивасита , , Эйдзиро Тоно |
« » | つむじ風 | Tsumujikaze | Whirlwind | Киёси Ацуми , , | |
« » | 結婚式 結婚式 | Kekkonshiki Kekkonshiki | Marriage Ceremony | Марико Окада , Сима Ивасита , Кэйдзи Сада | |
« » | 鏡の中の裸像 | Kagami no naka no razō | Naked Image in the Mirror | , Тиэко Байсё , Рё Икэбэ | |
1964 | « » | 二十一歳の父 | Nijūissai no chichi | A 21-Year-Old Father | Тиэко Байсё , , |
« Крупица ночи » | 夜の片鱗 | Yoru no henrin | A Glimpse of Night | , , Бунта Сугавара | |
1965 | « » | ぜったい多数 | Zettai tasū | Absolute Majority | , , Тиэко Байсё |
1966 | « » | 暖春 | Danshun | Springtime | Сима Ивасита , Нобуко Отова , Тиэко Байсё |
« » («Река Кино», фильм в двух частях ) | 紀ノ川 | Kinokawa | The River Kino | Сима Ивасита , Ёко Цукаса , Тэцуро Тамба | |
1967 | « » («Три лика любви») | 惜春 | Sekishun | Three Faces of Love | , , |
« » («Портрет Тиэко») | 智恵子抄 | Chieko shō | Portrait of Chieko | Сима Ивасита , Тэцуро Тамба , Эйдзи Окада | |
1968 | « » | 爽春 | Sôshun | Refreshing Spring | Сима Ивасита , , |
« » | わが闘争 | Waga tōsō | Our Struggle | , , | |
1969 | « » | 日も月も | Hi mo tsuki mo | Through Days and Months | Сима Ивасита , , Масаюки Мори |
« » | 結婚します | Kekkon shimasu | I’ll Get Married | , , Тиэко Байсё | |
« » | わが恋わが歌 | Waga koi waga uta | The Song from My Heart | Сима Ивасита , , Кэн Огата | |
1970-е годы | |||||
1970 | « » | 風の慕情 | Kaze no bojō | Journey of Love | Саюри Ёсинага , , |
1971 | « » | 甦える大地 | Yomigaeru daichi | The Earth is born again | Юдзиро Исихара , Ёко Цукаса , Рэнтаро Микуни |
« Любовь и смерть » | 愛と死 | Ai to shi | Love and Death | Комаки Курихара , , Тиэко Хигасияма | |
1972 | « » | 辻が花 | Tsuji ga hana | Tsujigahana Kimono | Сима Ивасита , Кэйко Мацудзака , Эйдзи Окада |
1973 | « » | 塩狩峠 | Shiokari tōge | Shiokari Pass / Love Stopped the Runaway Train | Сэйя Накано, Ёситаро Асавака, |
1974 | « » | 三婆 | Sanbaba | Three Old Women | , Кинуё Танака , Митиё Когурэ |
1976 | « » | 遺書 白い少女 | Isho: Shiroi shōjo | Suicide Note: White Girl | Дзюнко Сакурада , , |
1979 | « » | 日蓮 | Nichiren | The Priest Nichiren | Кинносукэ Накамура , Кэйко Мацудзака , Тэцуро Тамба |
Комментарии
- В советском прокате фильм демонстрировался с 28 июля 1958 года, р/у Госкино СССР № 1099/58 — опубликовано: журнал для работников кинопроката «Новые фильмы», 1958. Выпуск 3: Ориентировочный план выпуска новых художественных фильмов в 3 квартале 1958 года.
- В советском прокате фильм демонстрировался с 21 мая 1973 года, р/у Госкино СССР № 2339/72 — опубликовано: журнал для работников кинопроката «Новые фильмы» № 5/1973, стр. 24.
Примечания
- ↑ Jacoby, Alexander . A Critical Handbook of Japanese Film Directors. — Berkeley, California: Stone Bridge Press, 2008. Page 1982. (англ.)
- ↑ от 5 октября 2017 на Wayback Machine на сайте журнала « Кинэма Дзюмпо » (яп.)
- ↑ на сайте « Энциклопедии Байду » (кит.)
- ↑ от 30 декабря 2018 на Wayback Machine at the JMDb.com (Japanese Movie Database) (яп.)
- ↑ от 26 июня 2015 на Wayback Machine на сайте Токийского кинофестиваля (англ.)
- ↑ на сайте IMDb (англ.)
- от 1 января 2012 на Wayback Machine на сайте IMDb (англ.)
- от 3 августа 2010 на Wayback Machine на сайте IMDb (англ.)
- от 15 февраля 2017 на Wayback Machine на сайте IMDb.com (англ.)
- ↑ от 22 июля 2019 на Wayback Machine на форуме киноклуба «Феникс» (рус.)
Ссылки
- (англ.) на сайте Internet Movie Database
Литература
- Jacoby, Alexander . A Critical Handbook of Japanese Film Directors. — Berkeley, California: Stone Bridge Press, 2008. — ISBN 978-1-933330 -53-252295
- 2020-12-02
- 2