Генрих II (король Франции)
- 1 year ago
- 0
- 0
Генрих Шютц ( нем. Heinrich Schütz ; 8 (18) октября 1585 , Кёстриц — 6 ноября 1672 , Дрезден ) — немецкий композитор, органист, капельмейстер и музыкальный педагог. Ныне известен, главным образом, как автор духовной хоровой музыки. Генрих Шютц — один из наиболее значительных (наряду с С. Шейдтом и И. Г. Шейном , так называемые «три Ш») композиторов раннего немецкого барокко .
Генрих Шютц родился в городе Бад-Кестрице в Тюрингии . Он был старшим сыном из восьми детей Кристофа Шютца и Ефросиньи Бигер. В 1590 году семья переехала в город Вайсенфельс ( нем. Weißenfels ) в южной Саксонии, где отец Шютца владел трактиром.
В 1599 году его музыкальный талант был замечен главой немецкого княжества Гессен-Кассель ландграфом Морицем Гессен-Кассельским , который был музыкантом-любителем, и Генрих Шютц начал петь в Кассельской придворной капелле. В 1609 — годах жил в Венеции, где учился у Джованни Габриели . Там же в 1611 Шютц опубликовал свой первый опус — сборник («книгу») пятиголосных мадригалов , главным образом, на тексты Дж. Гварини и Дж. Марино .
По возвращении в Германию служил придворным органистом в Касселе , с 1617 — придворным капельмейстером в Дрездене . В 1628—1629 годах вновь посетил Италию, где изучал творчество К. Монтеверди и его современников в Венеции. В 1633—1644 годах (с перерывами) служил капельмейстером в Копенгагене, параллельно занимался организацией и реорганизацией придворных капелл в немецких городах. Предположительно в 1645 году вернулся в Дрезден, где служил капельмейстером до 1656.
В числе учеников Шютца Г. Альберт , , И. П. фон Вестхоф , Елизавета София Мекленбургская , К. Фарина , И. Шелле и др.
Генрих Шютц умер от инсульта в 1672 году. Был похоронен в дрезденской Фрауэнкирхе . После того как в 1727 году старое здание Фрауэнкирхе было снесено, могила Шютца была утрачена. Ныне о нём напоминает врезанная в пол современной Фрауэнкирхе памятная табличка.
Генрих Шютц — один из самых известных немецких композиторов XVII века. Автор главным образом вокальных сочинений духовной тематики — ораторий, кантат, страстей (пассионов), хоровых концертов, мотетов , магнификатов на латинский и немецкий (так называемый «Немецкий магнификат») тексты.
В стилистике Шютца, с одной стороны, находят преемственность со «старым стилем», образцом которого служит полифония нидерландской школы (см. например, сборник «Священные песнопения», 1625), с другой стороны, с модными в то время композиционными техниками и приёмами новой итальянской музыки — «монодия» с basso continuo, музыкальная риторика (так называемые мадригализмы) и др. Сборники «Маленькие духовные концерты» (2 тома, 1636, 1639) рассматриваются как пример типичного для Шютца сочетания первого и второго стилевых трендов.
Сочинения Шютца принято идентифицировать по каталогу Вернега Биттингера «Schütz-Werke-Verzeichnis» (1960) ; принятая аббревиатура SWV .
В 1627 году в Торгау была исполнена пасторальная трагикомедия «Дафна» на текст Мартина Опица , считающаяся первой немецкой оперой, а точнее, зингшпилем (музыка утеряна). Балеты «Орфей и Эвридика» (1638) и «Парис и Елена» (1650), а также другие сочинения Шютца для музыкального театра утрачены во время пожара в дрезденской библиотеке (1760).
Взгляды Шютца на композицию зафиксированы Кристофом Бернхардом в его «Расширенном трактате о композиции» («Tractatus compositionis augmentatus»; 1657).
Шютц отмечен в качестве музыканта в Лютеранском церковном календаре ( нем. Evangelische Namenkalender , англ. Lutheran Calendar of Saints ) 28 июля с Иоганном Себастьяном Бахом и Георгом Фридрихом Генделем .
Примечание. Вокальные сочинения Шютца — на немецкие тексты, если не указано иное