Ирани, Хани
- 1 year ago
- 0
- 0
Сусуму Хани ( яп. 羽仁進 Хани Сусуму ). Родился 10 октября 1928 в Токио — японский кинорежиссёр и сценарист, один из ярких представителей Новой Волны японского кино 1960-х . В отличие от других японских режиссёров Новой Волны, карьера Сусуму Хани существовала почти полностью за пределами студийной системы .
Сусуму Хани родился в столичной либеральной семье японской интеллигенции: отец — известный историк-марксист Горо Хани, а мать педагог Сэцуко Хани . После обучения в средней школе он поступил на работу в телеграфное агентство Кёдо Цусин метранпажем. Однако через год он переходит в только что основанный при издательстве « Иванами » киноотдел «Иванами эйга». В обязанности Хани входило составление книг из фотографий для выпускавшихся издательством серий иллюстрированных изданий и фотоальбомов. Среди его коллег было несколько кинооператоров, под влиянием которых Хани проявил интерес к документальному кино . В 1952 году Сусуму Хани дебютирует как режиссёр-документалист, сняв свою первую картину «Жизнь и вода». Его раннее обучение документалистике будет заметно в более поздних, поставленных им игровых картинах, опирающихся на подлинные места съёмки, непрофессиональных актёров, методы съёмки ручной камерой и акцент на современные социальные проблемы .
Его карьера в кино включает в себя три направления: 1) документальные фильмы; 2) кинокартины социальной проблематики, в особенности в среде молодёжи; 3) кинодрамы об угнетённых женщинах, борющихся за своё человеческое достоинство и независимость .
Из восемнадцати документальных фильмов, сделанных между 1952 -м и 1960 -м годами, наиболее известны : «Дети в классе» ( 1955 ) — чёрно-белая новаторская кинолента, в которой Хани действовал методом наблюдения, пристально следя за действительностью и фиксируя сюжеты, творимые самой жизнью; и «Рисующие дети» ( 1956 ) — первый фильм режиссёра, получивший международное признание и премированный на XVII Венецианском кинофестивале , где он участвовал в конкурсе короткометражных фильмов.
Его переход в начале 1960-х годов от документальных фильмов к игровым совпал с появлением Новой Волны японского кино, к которой режиссёр будет причислен. Но, если Сёхэя Имамуру считали антропологом японской Новой Волны, то Хани стал её социологом . Его тонкие фильмы изучают многие социальные вопросы, стоявшие перед послевоенной Японией, включая разрыв между богатыми и бедными, роль женщины в обществе, отчуждение молодёжи и отношения страны с внешним миром . В его первом игровом фильме « Малолетние преступники » ( 1961 ), снятом в стилистике документального кино, режиссёр изучает жизнь несовершеннолетних правонарушителей в исправительной колонии. Сусуму Хани будет удостоен за эту работу двух премий журнала « Кинэма Дзюмпо » — за лучший фильм года и за лучшую режиссёрскую работу. Используя непрофессиональных артистов и место съёмки в подлинном исправительном учреждении, режиссёр убеждает зрителя в реализме происходящего. Столь непредвзятый подход окажется типичным для режиссёра, который вернётся к детской проблематике в фильме «Дети, взявшись за руки» ( 1964 ), удостоенном специальной премии жюри на IV Международном кинофестивале в Москве в 1965 году . Это был ремейк киноленты режиссёра Хироси Инагаки , поставленной в 1948 году . К этой же теме детства, становления личности режиссёр обратится и в фильме « » ( 1968 ), самой известной из его работ за пределами Японии . Здесь Хани исследует психологические и сексуальные проблемы в подростковой среде. И хотя «Ад первой любви» вскрывает психологические травмы героя при помощи визуальной стилистики, присущей представителям Новой Волны, стиль Хани в целом более сдержанный, нежели у таких современников режиссёра, как Нагиса Осима , Сёхэй Имамура и Масахиро Синода .
Между тем, в женских драмах «Наполненная жизнь» ( 1962 ) и « Она и он » ( 1963 ) Хани создаёт сложные миниатюры японского общества, фокусируясь на попытках женщин найти своё место в жизни, обрести независимость. В «Она и он» рассматривается растущее неравенство между богатыми и бедными через призму отношений между женщиной среднего класса, её мужем и нищим старьёвщиком, живущем в трущобе, прилегающей к их современной многоэтажке. Ещё одна женская история показана режиссёром в киноленте « Невеста Анд » ( 1966 ), демонстрировавшейся в советском кинопрокате в начале 1970-х годов . В фильме показана история молодой вдовы, которая через брачное агентство познакомилась по переписке с археологом и отправилась вместе с маленьким ребёнком в далёкое Перу , чтобы выйти за него замуж.
Из-за финансовых неурядиц в японском кинематографе тех лет, вызванных по большей части конкуренцией с телевидением, Сусуму Хани в 1966 году организовал собственную компанию «Хани-про». Однако, преуспеть на пути самостоятельного производства Хани не удалось. И поставленные впоследствии фильмы в собственной кинокомпании («Раб любви», 1969 ; «Великое приключение любви», 1970 ) привели его к коммерческому краху . В последнем фильме, снятом в «Хани-про», — «Дневное расписание» ( 1972 ) сочетается его интерес к проблемам современной молодёжи с его постоянным неравнодушием к женским проблемам. История рассказывает о двух школьницах, отправившихся вместе в путешествие. Подружки снимали свою поездку на восьмимиллиметровую киноплёнку. Хани, всю жизнь тяготевший к документальному кинематографу, вставил значительное количество отснятого героинями киноматериала в свой фильм, перемежая игровые эпизоды с кадрами заснятой актрисами хроники.
После 1972 года Сусуму Хани перейдёт работать на телевидение, снимая документальные фильмы о природе.
Отец Сусуму — японский историк (1901—1983).
С 1959 года Сусуму Хани состоял в браке с киноактрисой Сатико Хидари (1930—2001), исполнившей главные женские роли в его кинолентах «Она и он» и «Невеста Анд». Пара подаст на развод в 1977 году после того, как супруга обвинит режиссёра в измене с её сестрой Кимико Накамурой. Кимико была менеджером Сусуму Хани и сопровождала его в поездках на съёмки документальных фильмов в Африку. Позже Хани вступил в брак с Кимико.
От брака с Сатико Хидари у режиссёра была дочь Миё Хани (1964—2014), актриса, режиссёр и сценарист, снявшаяся в документальном фильме отца «Песнь феи. Миё» ( 1971 ) .
Венецианский кинофестиваль (1956)
Премия Роберта Флаэрти ( 1957 , Нью-Йорк )
Приз Министерства просвещения Японии ( 1959 )
Премия журнала «Кинэма Дзюмпо» (1961)
XI Международная неделя фильмов в Маннгейме ( 1962 )
Берлинский международный кинофестиваль
Московский международный кинофестиваль (1965)
Фильмография Сусуму Хани | |||||
---|---|---|---|---|---|
Год | Название по-русски | Оригинальное название | Транслитерация |
Английское название
в международном прокате |
Примечания |
1950-е годы | |||||
1952 |
«Жизнь и вода»
(документальный, к/м,
сорежиссёр — Такаси Фудзиэ) |
生活と水 | Сэйкацу то мидзу | Water in Our Life | + соавтор сценария, производство «Иванами эйга» |
1953 | «Праздник снега» (док., к/м) | 雪まつり | Юки мацури | Snow Festival | + сценарист |
«Город и сточные воды» (док., к/м) | 市と廃水 | Мати то гэсуй | The Town and Its Drains | + сценарист | |
1954 | «Ваше пиво» (док.-рекламный, к/м) | あなたのビール | Аната-но биру | Your Beer | + сценарист |
1955 | «Дети в классе» (док., к/м) | 教室の子供たち | Кёсицу-но кодомотати | Children in the Classroom | + сценарист |
1956 | «Рисующие дети» (док., к/м) | 絵を描く子どもたち | Э-о каку кодомотати | Children Who Draw | + сценарист, производство «Иванами эйга» |
«Групповое обучение» (док., к/м) | Групу-но сидо | Group Instruction | + сценарист | ||
«Класс близнецов» (док., к/м) | 双生児学級 | Сосэйдзи гаккю | Twin Sisters | + сценарист, производство «Иванами эйга» | |
1957 | «Хроника зоопарка» (док.) | 動物園日記 | Добуцуэн никки | Zoo Story | + сценарист, производство «Иванами эйга» |
1958 | «Храм Хорюдзи» (док., к/м) | 法隆寺 | Хорюдзи | Horyu Temple | + сценарист, производство «Иванами эйга», прокат — «Никкацу» |
«Наоя Сига» (док., к/м) | 志賀直哉 | Сига Наоя | Shiga Naoya | + сценарист, об известном писателе и драматурге Наоя Сига | |
«Море живёт» (док.) | 海は生きている | Уми-ва икитэ иру | The Living Sea | + сценарист, пр-во «Иванами эйга», прокат — «Никкацу», текст читают Эйдзиро Тоно и Сэцуко Куроянаги | |
«Токио 1958» (док., к/м) | 東京1958 | Тоукёу ити кюу го хати | Tokyo 1958 | + соавтор сценария, сопродюсер и монтажёр, кроме Хани над фильмом работали ещё 8 режиссёров | |
1960-е годы | |||||
1960 | «Танцы Японии» (док., к/м) | Нихон-но буё | Dances in Japan | + сценарист, производство «Иванами эйга» | |
1961 | « Малолетние преступники » | 不良少年 | Фурё сёнэн | Bad Boys | + сценарист, по повести Айки Дзинуси, пр-во «Иванами эйга», прокат «Синтохо», первый игровой фильм |
1962 | « Наполненная жизнь » | 充たされた生活 | Митасарэта сэйкацу | A Full Life | + соавтор сценария (с Кунио Симидзу), по роману Тацудзо Исикавы, пр-во «Бунгэй про», «Ниндзин курабу», прокат — «Сётику» |
1963 | « Она и он » | 彼女と彼 | Канодзё то карэ | She and He | + соавтор сценария (с Кунио Симидзу), пр-во «Иванами эйга», «ATG», прокат — «ATG» |
«Мужской рай» (док., Италия — Япония, сорежиссёр Джулиано Томеи) | Il paradiso dell’uomo (Giappone proibito) (итал.) / 楽園を求めて | Rакуэн о мотомэтэ | Man’s Paradise | производство Rotor Film (Италия), Tokyo Theatres K.K. (Япония), прокат — Dino de Laurentiis Distribuzione (Италия), Towa (Япония) | |
«---» (док.) | Ару сюппанся годзюунэн | + сценарист, пр-во «Иванами эйга» | |||
1964 | « » | 手をつなぐ子ら | Тэ-о цунагу кора | Children Hand in Hand | + адаптация, по роману Итидзи Тамуры, пр-во «Сёва эйга», прокат — «Дайэй» |
1965 | « » | ブワナ・トシの歌 | Бвана Тоси-но ута | The Song of Bwana Toshi | + соавтор сценария (с Кунио Симидзу), по произведению Тосихидэ Катаёри, пр-во «Токио эйга», «Сёва эйга», прокат — « Тохо » |
1966 | « Невеста Анд » | アンデスの花嫁 | Андэсу-но ханаёмэ | Bride of the Andes | + сценарист, пр-во «Хани-про», «Токио эйга», прокат — « Тохо » |
1968 | « » | 初恋・地獄篇 | Хацукои дзигокухэн | Inferno of First Love | + соавтор сценария (с Сюдзи Тэроямой), пр-во «Хани-про», «ATG», прокат — «ATG» |
1969 | « » | 愛奴 | Айдо | Slave of Love | + сценарист, по произведению Исаму Куриты, пр-во «Соэй-про», «Хани-про», прокат — «Сётику» |
1970-е годы | |||||
1970 | « » | 恋の大冒険 | Кои-но дайбокэн | + соавтор сценария (с Коити Ямадой и Такэнобу Ватанабэ), пр-во «Ору-сутафу-про», «Тиэтору-про», «Хани-про», прокат — « Тохо » | |
1971 | « » (док., Франция — Италия — Япония) | 妖精の詩 | Есэй-но ута. Миё | Mio | + сценарист и монтажер, пр-во Art Theatre Guild, «Хани-про», прокат — «Ниппон хэрарудо» |
1972 | « » | 午前中の時間割り | Годзэн дзиканвари | Morning Schedule | + соавтор сценария (с Кэндзи Накао), пр-во «Хани-про», «ATG», прокат — «ATG» |
1980-е годы | |||||
1980 | « » | アフリカ物語 | Афурика моногатари | A Tale of Africa | пр-во и прокат «Санрио фируму», с участием голливудской звезды Джеймса Стюарта |
1982 | «Пророчество» (док., к/м) | 予言 | Ёгэн | + сценарист | |
1982 | « » (док.) | 歴史 = 核狂乱の時代 | Рэкиси — каку кёран -но дзидай | History: The Age of the Nuclear Chaos | + сценарист, пр-во «Хибаку-но кироку-о окуру кай» |