Мастиковое дерево
- 1 year ago
- 0
- 0
«Женщины, слушающие «Дождевое дерево» ( яп. 「雨の木」を聴く女たち Рэйн цури: о кику онна тати ) — цикл рассказов Кэндзабуро Оэ , опубликованный в 1982 году . Состоит из пяти взаимосвязанных частей, объединённых метафорой дождевого дерева и темой преодоления особой уязвимости и глубокого личного кризиса человека на середине жизненного пути . Произведение ознаменовало новый этап в творчестве писателя: возвращение к малой форме, от которой Оэ отказался в пользу романа ещё в начале 1960-х , однако на качественно ином, подчёркнуто полифоничном уровне, дающем возможность взаимодействовать и многогранно пересекаться нескольких пластам реальности и вымысла. В числе главных голосов этой полифонии, наряду с автокомментарием пишущего это сочинение Оэ, роман Малькольма Лаури « » и история его написания: эпизоды жизни Лаури либо присутствуют в тексте буквально, либо в переосмысленной форме.
За произведение Оэ был удостоен премии «Ёмиури» ( 1983 ). Первая часть («Умное дождевое дерево») переведена на английский и немецкий языки.
Впервые реализованная в произведении идея новой формы — взаимосвязанных рассказов — оказалась плодотворной и получила своё дальнейшее развитие в других сочинениях, написанных Оэ в 1980-х и начале 1990-х гг. (« Проснись, новый человек! », « Тихая жизнь » и др.).
К образу дождевого дерева Оэ вернулся в рассказе «Вселенское дождевое дерево» (часть цикла « », 1992 ). Кроме того, « Проснись, новый человек! » изобилует комментариями на текст "Женщин, слушающих «дождевое дерево» (в частности в отношении того, что собственно за дерево «дождевое дерево» представляет «на самом деле»; ср. с аналогичными поисками истоков «китового дерева» в романе « Объяли меня воды до души моей »).
Композитор Тору Такэмицу написал три пьесы по мотивам сборника цикла: :
Сами пьесы комментируется Оэ уже в самом тексте цикла (отсюда и «слушающие» в его названии), а также в рассказах цикла « Проснись, новый человек! ».
Существует диссертация пианистки Томоко Иссики, посвящённая этим пьесам и их литературной подоплёке. В третьей главе диссертации анализируются тексты Оэ (главным образом, рассказ «Умное дождевое дерево»), рассказывается о понимании Оэ музыки Такэмицу , а также предлагается литературно-музыкальное сопоставление сочинений.
Осаму Цукаса использовал фрагменты нотного текста «Дождевого дерева» для оформления первого издания произведения Оэ.
Центральный эпизод последней части («Пловец и дождевое дерево в воде») вошёл в снятую режиссёром Дзюдзо Итами экранизацию другого цикла « ».