Interested Article - Сальников, Георгий Иванович (композитор)

Георгий Иванович Сальников ( 12 июля 1923 , Москва 8 июля 2015 , там же) — советский и российский композитор , профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского , заслуженный деятель искусств РСФСР (1983).

Биография

Родился в Москве . В 1943 году окончил Музыкальное училище при Московской консерватории по специальности «фортепиано».

Участвовал в Великой Отечественной войне , служил с 1943 по 1944 годы. Вначале был признан непригодным к службе, но добился отправки на фронт. Получил ранение. Награждён несколькими боевыми наградами.

В 1947 году окончил Музыкальное училище при Московской консерватории по специальности «валторна» у преподавателей Василия Солодуева и Антона Щетникова .

В 1948 году окончил Московскую государственную консерваторию по классу фортепиано (класс Владимира Владимировича Софроницкого ).

В 1948—1949 годах преподавал в музыкальной школе города Клин , в 1949—1953 годах — в Музыкально-педагогическом училище Ленинграда , одновременно с этим проходя обучение в Ленинградской консерватории , которую окончил в 1953 году по классу композиции Юрия Владимировича Кочурова и Олеся Семёновича Чишко (по инструментовке занимался у Вадима Николаевича Салманова ).

С 1953 года был преподавателем института военных дирижёров (с 1960 года — военно-дирижёрского факультета при Московской консерватории), с 1970 года — доцент .

В 1967 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Основные принципы переложения симфонических произведений для духового оркестра», получив учёную степень кандидата искусствоведения .

В 1978 году уволен в запас, доцент кафедры инструментовки Московской консерватории, с 1986 года — и. о. профессора, с 1989 года — профессор; вёл курсы чтения симфонических партитур и инструментовки, с 1998 года — инструментовки для духового оркестра.

Являлся членом Всемирной ассоциации духовой музыки WASBE, с 1961 года — членом Союза композиторов СССР , Союза композиторов России . Был членом Правления Московской композиторской организации , а также председателем комиссии духовой музыки Московского отделения Союза композиторов.

Лауреат конкурсов по сочинению музыки для духовых оркестров (Москва, Иваново, 1970-е гг.).

Был членом жюри многих российских и международных конкурсов духовой музыки:

  • Всесоюзный конкурс военных оркестров (1970);
  • Конкурс по сочинению музыки для духовых оркестров в г. Гавре ( Франция ) (1987, 1994);
  • Конкурс духовых оркестров и ансамблей в г. Ровно ( Украина ) (2000).

В последние годы жизни отошёл от сочинения музыки. По признанию самого композитора, это произошло по причине того, что «уже трудно писать, фантазия не та, устаёшь, с записью трудно…» . В 2012 году прекратил преподавательскую деятельность .

Умер 8 июля 2015 года в Москве . Похоронен на Пятницком кладбище .

Характеристика творчества

В творческом наследии Георгия Ивановича Сальникова основное место занимает музыка для духового оркестра. Диапазон жанров в этих произведениях Сальникова очень широк — от небольших пьес и маршей до симфонии . По словам самого композитора, «…Познакомившись со многими образцами духовых партитур, я стал инструментовать для духового оркестра, а через некоторое время и сочинять для него» .

Виктор Худолей в кандидатской диссертации указывает, что «сочинения Георгия Сальникова отличаются яркостью, красочностью и заострённостью гармонического языка» . Как композитор, Сальников являлся продолжателем традиций русской композиторской школы, объединяя эти традиции со стилистикой, характерной для музыкального искусства современности: «…наряду с более традиционной музыкой появлялись порой и новые в известном смысле авангардные черты – алеаторики, кластеры, серийная техника и тому подобные приемы письма. Интересно, что все эти новации иногда сочетались в одном и том же сочинении с традиционным письмом» .

В произведениях композитора можно выделить четыре основных направления:

  • Сочинения для музыкального инструмента соло в ансамбле с фортепиано или оркестром;
  • Произведения для вокала, музыка которых имеет огромную связь с народной песенностью;
  • Музыкальные произведения героико-патриотического направления;
  • Сочинения, которые посвящены религиозной тематике .

Ещё одной стороной композиторского творчества Сальникова было создание переложений музыкальных произведений для оркестра, в том числе и своих собственных .

Георгий Иванович Сальников также посвящал много времени написанию музыкальной публицистики. Изучение творчества русского классика Михаила Глинки привело Сальникова к написанию книги «М.И. Глинка в Новоспасском и Смоленске» (2007) (первое издание книги, которая тогда называлась «Глинка в Смоленске», вышло в 1983 году). В этом труде Сальников рассказывает «о связи великого композитора с отчим краем, о том, как это повлияло на формирование его творческой личности…» . Автор рецензии на эту книгу, музыковед Георгий Крауклис выносит положительное заключение: «…обстоятельный труд Георгия Ивановича Сальникова станет очень ценным вкладом в русскую и мировую глинкиану» . В печати были опубликованы статьи Сальникова, посвящённые музыке Степана Дегтярёва , Гектора Берлиоза , Джакомо Пуччини , Богуслава Мартину , а также о вопросах оркестровки и о музыкальной жизни общества .

Соображения и идеи Георгия Сальникова относительно музыкальной композиции и аранжировки в сфере музыки для духового оркестра многократно публиковались в различных советских и российских музыкальных изданиях, таких, как «Советская музыка», «Музыкальная жизнь», «Советский музыкант», «Военный музыкант» и других. В этих публикациях Сальников не просто рассказывал о текущих культурных событиях, а заострял внимание на проблематике музыки для духового оркестра. В трудах, посвящённых оркестровке и аранжировке для духового оркестра, Георгий Иванович Сальников сформулировал свои основные принципы в подходе к этой проблеме:

  • Необходимость овладевания достаточными знаниями о симфоническом и духовом оркестрах;
  • Исчерпывающее и дотошное изучение, а также анализ сочинения, которое требуется переложить;
  • Необходимость в том, чтобы партитура переложения не просто соответствовала идее оригинального произведения, но и сама становилась полноценным произведением искусства;
  • Максимально бережное отношение к фактуре перелагаемого произведения, а также его тембровым и динамическим соотношениям .

Сальников особо отмечал, что «…необходимым условием в работе над переложением симфонического произведения должно быть присутствие в качестве первоисточника симфонической партитуры, а не клавира, являющегося всего лишь слабым оттиском, обеднённой копией оригинала» .

Педагогическая деятельность

Георгий Сальников обладал колоссальным (свыше 50 лет) педагогическим опытом , пройдя путь от простого учителя музыкальной школы до научного руководителя адъюнктов . В 1953 году Сальников был приглашён работать в Институт военных дирижеров, где проработал больше 15 лет. Помимо преподавательской деятельности, выступал в качестве научного руководителя адъюнктов. В результате были созданы диссертации таких музыкантов, как , , . С 1961 года параллельно занимался преподавательской деятельностью в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского , где обучал студентов инструментовке и чтению симфонических партитур.

В конце 1980-х годов Сальников преподавал как факультатив основы композиции на Военно-дирижёрском факультете Московской консерватории . В 1989 году Сальников стал профессором Московской консерватории.

В 1990-е годы Сальников, помимо участия в юри конкурса духовой музыки, проводит во французском городе Гавр ряд мастер-классов, посвящённых инструментовке для духового оркестра.

В 2000-е проводил, помимо основной преподавательской деятельности, курсы для преподавателей на факультете повышения квалификации в Московской консерватории.

Георгий Иванович Сальников воспитал несколько поколений учащихся, их свыше сотни человек . В числе этих студентов — композиторы, музыковеды и дирижёры.

Помимо педагогической деятельности, Сальников является автором многочисленных учебных пособий и научных трудов, посвящённых музыкальной педагогике .

Ученики

Композиторы

Музыковеды

Дирижёры

Военно-дирижёрский факультет

  • ;
  • ;
  • ;
  • .

Московская консерватория

Сочинения

Для симфонического оркестра

  • «Воронежские песни». Сюита для симфонического оркестра в четырех частях (1953);
  • «Юношеская увертюра» (1956);
  • «Русская рапсодия» для фортепиано и симфонического оркестра (1968);
  • «Сказание о храме Христа Спасителя», симфоническая поэма на слова «Молитвы о спасении России» (1995).

Вокально-оркестровые

  • Опера «Песня из России» (1969);
  • Комическая опера «Любовь в пустой квартире» (конц. исп., 1984);
  • Драматическая поэма-кантата «Письма с фронта» для сопрано и духового оркестра (1976).

Для духового оркестра

  • Концертная фантазия на темы Глинки для трубы и духового оркестра (1957);
  • Марш «Авангард» (1955);
  • Марш «Солдатская служба» (1956);
  • Марш «Василий Тёркин» (1959);
  • «Русское каприччио» (1962);
  • «Кавказская фантазия» (1963);
  • Поэма для валторны и духового оркестра (1970);
  • Героическое скерцо (1971);
  • Пьесы для духового оркестра: «Торжественная музыка» (гимн), «Шествие», «Русский хоровод», «Миниатюрный торжественный марш» (1974 — 1990);
  • «Сюита о Москве» в четырёх частях (1971);
  • Бравурная увертюра (1971);
  • Концертная пьеса для духового оркестра «Схватка с врагом» (1978);
  • Спортивный марш «Веселые ребята» (1978);
  • Элегия «Памяти М. Готлиба» (1978);
  • «Спортивная увертюра» (1979);
  • Славянская фантазия «Дружба» (1980);
  • Поэма «Новоспасское» (1980);
  • Вальс-экспромт для саксофона-альта с фортепиано или духовым оркестром (1981);
  • «Лирическое концертино» для гобоя и духового оркестра (1981);
  • «Концертный вальс» (1982);
  • «Торжественная прелюдия» (1984);
  • Симфония «О войне и мире» (1985);
  • Бурлеска (1987);
  • «Шаловливое скерцо» для малого кларнета и духового оркестра (1987);
  • «Ода к 1000-летию крещения Руси» для духового оркестра (1988);
  • «Романтическая поэма» (1989);
  • Баллада для духового оркестра (1989);
  • «Детские народные песни разных стран мира», аранжировка для духового оркестра восьми песен (1991);
  • «Арабески» (1992);
  • «Рождественская славица» (1998);
  • «Вариации на романтическую тему» для тромбона и духового оркестра (2001);
  • Концертная фантазия для трубы с духовым оркестром на темы трёх романсов Глинки — «Рыцарский романс», «Жаворонок», «Попутная песня» (2000-е годы) .

Камерно-инструментальная музыка

  • «Вариации на классическую тему» для валторны и фортепиано (1945);
  • Ноктюрн и Юмореска для валторны и фортепиано (1947);
  • Инструментальные ансамбли разных составов (1955);
  • Два секстета для духовых инструментов (1958);
  • Пьесы для валторны с фортепиано (1970);
  • Струнный квартет в трех частях (1973);
  • Импровизация и Серенада для фагота с фортепиано (1975);
  • Токката для фортепиано (1976);
  • Сонатина для фортепиано (1977);
  • Два этюда для фортепиано (1978);
  • Фантазия для органа (1983);
  • Ария для скрипки с фортепиано памяти матери (1986);
  • Пьесы для четырех разных кларнетов: Запев, Элегия, Багатель. "Маленькая сюита" в четырех частях.

Концертная пьеса "Грезы" (1990);

  • "Романтическое трио" (скрипка, виолончель, фортепиано) в четырех частях (2000).

Вокальные и хоровые жанры

  • Романсы на стихи русских поэтов (1947);
  • Два хора a cappella на слова Рыленкова: «Год за годом», «Дождь по кустам пробегавший» (1959);
  • «Два вокальных монолога» на слова А.Голембы для тенора с фортепиано: баллада «Что такое шар земной?» и шуточная песня «Поэма о колесе» (1972);
  • Сатирическая баллада «Два генерала» на слова Рождественского для баса и фортепиано (1999).

Книги и статьи

  • Глинка в Смоленске. Смоленск и М., 1983; второе издание: М.И. Глинка в Новоспасском и Смоленске. М.: Композитор, 2007, ISBN: 5-85285-262-7;
  • Сальников Г.И. Основные принципы переложения симфонических произведений для духового оркестра: диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.02. М., 1967;
  • Переложение симфонических произведений для духового оркестра. М.: Музыка, 1969. - 208 с.;
  • Инструментовка для духового оркестра (в соавторстве). М.: Музыка, 1978. - 277 с.;
  • Статьи о жизни и творчестве М.И.Глинки. Опубликованы в журнале «Советская музыка» и Смоленской газете «Рабочий путь» (1978-1986гг.);
  • Программа по инструментоведению симфонического оркестра (совместно с Н.Корндорфом и И.Красильниковым). – М.. МГК, 1980;
  • Инструменты духового оркестра (совместно с др. авторами). М., Музыка, 1984;
  • О некоторых чертах оркестрового стиля Б.Мартину // Сборник материалов к 100-летию композитора. – М., МГК, 1992;
  • Инструментовка и сочинение для духового оркестра. Практические советы композитора. Ровно, 2002.

Награды и звания

Примечания

  1. Deutsche Nationalbibliothek Record #131842447 // (нем.) — 2012—2016.
  2. . cyberleninka.ru . Дата обращения: 20 мая 2023. 20 мая 2023 года.
  3. . www.mosconsv.ru . Дата обращения: 21 мая 2023. 3 февраля 2023 года.
  4. . союзмосковскихкомпозиторов.рф. Дата обращения: 12 февраля 2016. 21 марта 2016 года.
  5. . Дата обращения: 22 мая 2023. 24 апреля 2016 года.
  6. . mosconsv.ru. Дата обращения: 12 февраля 2016. 4 марта 2016 года.
  7. . Дата обращения: 20 мая 2023. 20 мая 2023 года.
  8. . vestnik-adyunkta.ru . Дата обращения: 20 мая 2023. 20 мая 2023 года.
  9. Сальников Г. Мемуары. М., 2010, С. 14.
  10. Худолей В.Р. Стилистические черты инструментовки для духового оркестра в творчестве советских композиторов 40-х - 80-х годов: Б. Кожевников, Е. Макаров, М. Готлиб, Г. Калинкович, Г. Сальников. дис. ... канд. искусствоведения. Моск. гос. кон-рия им. П.И. Чайковского, Москва, 1990, С. 144.
  11. Сальников Г. Мемуары. М., 2010, С. 15.
  12. М.И. Глинка в Новоспасском и Смоленске. М.: Композитор, 2007, ISBN: 5-85285-262-7.
  13. Сальников, Георгий Иванович. Переложение симфонических произведений для духового оркестра [Текст] : [Учеб. пособие для муз. вузов]. - Москва : Музыка, 1969. - 208 с. : нот.; 22 см.
Источник —

Same as Сальников, Георгий Иванович (композитор)