Interested Article - Оскар (спектакль)

«Оскар» — спектакль театра кукол , философская притча по роману «Оскар и Розовая Дама» Эрика-Эммануэля Шмитта , поставленный Михаилом Урицким в Киевском муниципальном академическом театре кукол . « Лучший спектакль » и лауреат в номинации « Лучшая режиссёрская работа » премии « Киевская пектораль » за 2015 год .

Премьера спектакля состоялась 21 ноября 2015 года . По состоянию на декабрь 2017 года находится в актуальном репертуаре театра.

Сюжет

Здороваясь с публикой, режиссер Михаил Урицкий отметил: «Не важно, сколько дней в нашей жизни. Важно, сколько жизни в наших днях».

Анастасия Гайшенец , рецензия «Cultprostir»

Неизлечимо больной мальчик Оскар проводит свои последние дни в больничной палате. Его стесняются собственные родители, он лишён общения с одногодками из соседних палат. Оскар обозлён и беспомощен. Единственный человек, с которым он начинает общение — розовая Дама — сиделка по уходу за безнадёжно больными пациентами.

Розовая Дама предлагает Оскару игру, по правилам которой каждый прожитый день приравнивается к 10 годам жизни, и по итогам каждого прожитого дня Оскар пишет письмо Богу, как бы подводя итоги. 110 лет за 12 дней жизни маленького Оскара переворачивают его жизнь и наполняют её вполне взрослыми событиями и вопросами.

Действующие лица и исполнители

  • Оскар — Игорь Федирко
  • Розовая Дама — Юлия Шаповал

Создатели спектакля

Хронология спектакля

Студенческая версия
Спектакль
  • 2013 , декабрь — Премьера спектакля в Одесском областном театре кукол
Спектакль Киевского муниципального театра кукол

История создания

На одном из театральных фестивалей в Николаеве Михаил Урицкий посмотрел драматическую постановку театр из Даугавпилса по роману Шмитта , в которой режиссёр-постановщик основной акцент спектакля сводил к теме смерти , по ходу действия нагнетая ситуацию и тремя финалами, после чего героя распинают на кресте. Внутренний протест и несогласие с такого рода трактовкой («да ведь не о том же писал Шмитт» — по версии Михаила Урицкого) и послужило отправной точкой к созданию собственной версии, в которой уход главного героя должен быть светлым и торжественным.

Экспериментальной площадкой для будущего спектакля выступила учебная сцена Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого , где «Оскар» стал дипломной работой студентов актёрского факультета Влада Никитюка и Александры Польгуй (педагог по мастерству актёра драматического театра Ирина Мельник). Премьера студенческой версии спектакля состоялась осенью 2012 года и сопровождалась полными аншлагами каждый раз, когда игралась. Работу заметили, и в мае 2013 года пригласили на VIII Международный фестиваль театров кукол « » ( укр. Подільська лялька ) в Винницу .

В интервью после фестивального показа на вопрос об окончании учёбы студентов и дальнейшей судьбе спектакля, режиссёр ответил:

— Уйдут они – уйдет и спектакль. На него было потрачено много сил, душевных и физических, много времени, и мне очень жаль, что он так мало прожил…

Михаил Урицкий , режиссёр

Однако, после выпуска студентов, режиссёр принимает решение о создании новой версии спектакля уже на профессиональной сцене.

В декабре 2013 года выходит первая, после студенческой, профессиональная версия спектакля в . Роли исполнили Иван Цуркан ( Оскар ) и Татьяна Стрелец ( Розовая Дама ). Театр данной работой обратил внимание на детей, больных лейкемией , подобно главному 10-летнему герою Оскару, и организовал сбор средств в соответствующий фонд.

Основанная постановка, собравшая букет наград и получившая широкое признание зрителей и критиков, была осуществлена на сцене Киевского муниципального театра кукол . Актёры Игорь Федирко ( Оскар ) и Юлия Шаповал ( Розовая Дама ) — единственный состав спектакля с даты премьеры, которая состоялась 21 ноября 2015 года.

Особенности спектакля

«Мы ставили спектакль о том, как прекрасна жизнь, — во всех её проявлениях, даже в болезни. Мне хотелось, чтобы это была история именно о любви к жизни» — характеризует постановку режиссёр Михаил Урицкий.

Художником спектакля выступила Ольга Филончук, основной концепцией которой стал полный отказ от «лишних бытовых деталей» в оформлении. «История рассказана от имени ребёнка, куклы имеют «детский» вид, а второстепенные персонажи возникают в виде рисунков на палочке, как будто тоже изготовлены детьми…» — отмечает сценограф. Взрослые персонажи показаны в гротесковой форме исходя из решения, что зритель видит доктора, родителей и друзей Оскара его глазами, характеризуя их всех как «придурки» и «идиоты».

Изначально для спектакля был изготовлен комплект всех персонажей — плоскостные куклы с частичной механикой, у каждой из которых был свой движущийся элемент (у доктора — шевелились брови, мама заламывала руки и пр.). Когда куклы появились на сцене, режиссёр принимает решение оставить лишь три из них, без которых точно не обойтись — Оскар, Розовая Дама и Пэгги Блу. От остальных отказались, дабы не рассеивать зрительское внимание. Эксперимент с полным комплектом персонажей — плоскими куклами (дети, мама, папа, доктор Дюссельдорф) был проведен в одесской версии спектакля. В киевской версии остались на сцене одна больничная койка, два актёра и три куклы.

От первоначальной задумки оформления спектакля музыкой Петра Чайковского , в соответствии с романом, в котором Оскар слушает « Щелкунчика », постановочная группа отказалась в процессе обсуждения. Студенты КНУТКиТа загорелись текстом Шмитта , но очень насторожено отнеслись к Чайковскому, который, по их мнению, звучал несовременно. Альтернативным вариантом выступил Фредди Меркьюри , эмоционально идеально соответствующий драматургии, при этом так же отброшенный по языковым причинам — дабы даже песенный текст, который звучит в спектакле, был понятен зрителю без дополнительных знаний. Так в спектакле появились песни Земфиры . «При том, что, честно говоря, не являюсь её фанатом, я понял: они идеально подходят, они торжественные и светлые» — комментирует Михаил Урицкий сделанный выбор. Данное сочетание, найденное в работе над студенческим спектаклем, сохранилось и во всех последующих, при этом вызывая множество споров. Однако, режиссёрская задумка выполнялась — музыкальное оформление проделывало путь от первоначального полного неприятия до светлого финала.

Признание и награды

« Киевская пектораль »
Внешние изображения
, Газета « День »
, 28 марта 2016 года
, газета « День »
, Teatrarium

Триумфальной стала для спектакля и его создателей 24-я церемония вручения премии в области театрального искусства « Киевская пектораль » ( укр. Київська пектораль ). Впервые в истории премии спектакль театра кукол номинировался в трёх категориях, в которых традиционно были представлены работы драматических театров (« Лучший спектакль / спектакль драматического театра », « Лучшая режиссёрская работа » и «Лучшая женская роль». По мнению экспертов премии, спектакль оказался лучшим в двух из трёх номинаций.

Борьба за звание « Лучшего спектакля года » шла между «Оскаром» и спектаклями «Зачарованный», поставленным режиссёром Андреем Билоусом в « Молодом театре » по пьесе Ивана Карпенко-Карого «Безталанна» и постановкой Дмитрия Богомазова в театре им. И. Франко « Лес » по Александру Островскому .

В шорт-лист номинации « Лучшая режиссёрская работа », кроме режиссёра «Оскара» Михаила Урицкого, вошли Дмитрий Богомазов за спектакль «Пой, Лола, пой» по мотивам романа «Учитель Гнус, или Конец одного тирана» Генриха Манна в Театре драмы и комедии и с постановкой «Сталкеры» по пьесе Павла Арье в совместном проекте « Молодого театра » и «Золотых ворот».

Номинантом категории осталась Юлия Шаповал за роль Розовой Дамы, уступив звание «Лучшая женская роль» Ирме Витовской , сыгравшей бабу Прысю в проекте «Сталкеры» театров «Золотые ворота» и «Молодой театр».

Фестивальная жизнь

Спектакль «Оскар» становится лидером опроса театрального комьюнити «Седьмой ряд восьмое место» под названием «Спектакли, которые рекомендуют зрители». В рамках социальной инициативы его показывают воспитанникам Прилуцкой исправительной колонии.

Постановка участвует в целом ряде театральных событий, среди которых ІІ Международный фестиваль театров кукол «И люди, и куклы» ( укр. І люди, і ляльки ) в июле 2016 во Львове ; в мае 2006 на « » ( укр. Мельпомена Таврії ) в Херсоне ; в октябре 2016 года на ХХІІІ Международном фестивале театров кукол «SPOTKANIA» ( (польск.) , Торунь , Польша ), в декабре 2016 года на фестивале театров кукол «Dnipro Puppet Fest» в Днепре и других.

На « » работа Юлии Шаповал была отмечена наградой за «Лучшую женскую роль», а фестиваль «SPOTKANIA» принёс награду за «Лучшую режиссуру» Михаилу Урицкому.

Примечания

  1. . Дата обращения: 22 декабря 2017. 30 августа 2020 года.
  2. Анастасия ГАЙШЕНЕЦ. . Cultprostir (22 апреля 2016). Дата обращения: 23 декабря 2017. Архивировано из 23 декабря 2017 года.
  3. Майя ГАРБУЗЮК. (укр.) . Збруч (13 июля 2016). Дата обращения: 22 декабря 2017. 23 декабря 2017 года.
  4. Людмила ТОМЕНЧУК. . АртОко (14 мая 2013). Дата обращения: 22 декабря 2017. 1 октября 2017 года.
  5. Галина ЦЫМБАЛ. (укр.) . Урядовий кур’єр (8 октября 2016). Дата обращения: 22 декабря 2017. 9 января 2018 года.
  6. Людмила ТОМЕНЧУК. (укр.) . АртОко (5 ноября 2014). Дата обращения: 22 декабря 2017. 11 октября 2017 года.
  7. . Дата обращения: 23 декабря 2017. 25 декабря 2017 года.
  8. . Дата обращения: 21 марта 2022. 18 марта 2022 года.
  9. . Дата обращения: 22 декабря 2017. 16 декабря 2017 года.
  10. Надія СТЕФУРАК. (укр.) . Teatrarium . Дата обращения: 23 декабря 2017. 24 мая 2016 года.
  11. Мария ГУДЫМА. . Таймер (19 ноября 2013). Дата обращения: 23 декабря 2017. 23 декабря 2017 года.
  12. Алексей КУЖЕЛЬНЫЙ . « День » (28 марта 2016). Дата обращения: 23 декабря 2017. 22 октября 2017 года.
  13. Эльвира ЗГУРСКАЯ. « День » (27 июня 2016). Дата обращения: 24 декабря 2017. 13 ноября 2017 года.
  14. Фото Сергея ТУШИНСКОГО. . « Факты и комментарии » (29 марта 2016). Дата обращения: 6 января 2018. 6 января 2018 года.
  15. (укр.)
  16. (укр.)
  17. . Дата обращения: 23 декабря 2017. 23 декабря 2017 года.
  18. от 23 декабря 2017 на Wayback Machine (укр.)
  19. от 17 сентября 2017 на Wayback Machine (польск.)

Ссылки

Источник —

Same as Оскар (спектакль)