Interested Article - Лахул и Спити
- 2020-09-29
- 1
Лахул и Спити ( англ. Lahaul and Spiti ) — округ в индийском штате Химачал-Прадеш . Возник в результате объединения двух округов — Лахул и Спити. Административный центр округа — в Лахуле. До объединения округов, столицей Лахула был город , а столицей Спити — . Большинство жителей Лахула являются последователями индуизма и тибетского буддизма школы Друкпа-кагью , в то время как бхотия , населяющие Спити, исповедуют тибетский буддизм школы гэлуг . Одной из основных достопримечательностей региона являются тибетские монастыри.
Кунзум Ла или (высотой 4 551 м) является входом в из Лахаула. Это в 21 км от озера . Округ соединён с Манали через . На юге, Спити заканчивается в 21 км от , у Сумдо где дорога входит в пределы Киннаура и соединяется с .
Эти две долины имеют совершенно различный характер. Спити более бесплодный и трудный для пересечения, средняя высота долины около 4 270 метров. Она заключена между высокими хребтами, с рекой Спити, вытекающей из ущелья на юго-востоке и вливающийся в Сатледж. Это типичная высокогорная пустыня с годовым уровнем осадков около 170 мм .
Это третий по малонаселённости округ в Индии (из 640 ) .
Флора и Фауна
Суровые условия Лахаула допускают только скудную, жёсткую траву и кусты, даже ниже 4 000 метров. Ледники начинаются с 5000 метров.
Животные подобные якам и дзо бродят по диким равнинам Лингти. Тем не менее, природа округа деградировала из-за чрезмерной охоты и сокращения пастбищ для оронго , аргали , киангов , кабарги и снежного леопарда , что делает их видами, находящимися под угрозой исчезновения. Всё же, в долине Лахаула всё ещё встречают горных козлов , бурых медведей , лис , а зимой и снежных леопардов.
Люди
Язык, культура, и населения Лахаула и Спити тесно связаны. В основном, лахаульцы — тибетцы и по происхождению, тогда как « бхотия » из Спити — почти полностью тибетцы, из-за их близости к Тибету. Светлая кожа и карие глаза обычны для лахаульцев.
Языки и лахаульцев и спитийских «бхотия» принадлежат к тибетской семье. Они очень похожи на Ладакхи и тибетцев по культуре, временами они становились подданными тибетских царств Гуге и Ладакх .
Среди лахаульцев семья становится базовой единицей рода. Распространено расширение семьи, что стало развитием ушедших обычаев многомужества . Семью возглавляет старший мужчина, его называют Юнда, а его жену зовут Юндамо, они имеют власть над более младшими родственниками. Клановая система, известная как Рхус, играет другую важную роль в лахаульском обществе.
Спитийские бхотия имеют наследственную систему, уникальную для тибетцев. При смерти обоих родителей старший сын получает имущество семьи, тогда как старшая дочь получает материны драгоценности, младшие братья и сёстры не наследуют ничего. Людям помогает и система социального обеспечения, предоставляемая гималайскими монастырями.
Образ жизни
У лахаульцев и бхотия схожий образ жизни, что обосновано их близостью. Полиандрия было широко распространена у лахаульцев в прошлом, хотя эта практика вымирает. Спитийские бхотия не практиковали многомужество широко, хотя в некоторых отдалённых регионах это встречалось.
Развод могут требовать как муж, так и жена. Оформляется простой церемонией при участии старейшин деревни. Если женщина не вступает в новый брак, то муж выплачивает ей компенсацию. Но это редкость в Лахауле.
Основной источник средств к существованию — сельское хозяйство. Распространено выращивание картофеля. Жители разводят скот, работают по правительственным программам, работают на государство и в частном секторе, занимаются ремёслами, включая ткачество.
Дома строят в тибетском архитектурном стиле, так как в Лахауле и Спити земля весьма гориста и склонна к землетрясениям.
Религия
Большинство лахаульцев исповедует индуизм и тибетский буддизм школы Друкпа Кагью , тогда как спитийский бхотия следуют буддизму школы Гелугпа .
В пределах Лахула, Тодх/Гахр (верхние регионы Лахаула ближе к Ладакху) испытывают сильное буддийское влияние из-за близости к Спити. В Лахуле храмы подобны , где паломники поклоняются главному божеству в различных манифестациях, примечательна форма Шивы и Авалокитешвары , где Удайпур — храм чистой веры. Это барельефные, мраморные, изображения буддийского божества Авалокитешвары(воплощение сострадания Будды) выполнены в сидящей позиции; индуистские последователи воспринимают это как Шива Натараджа , Шива танцующий. Эти изображения появляются в XVI веке, созданные чамбскими мастерами. Они были созданы на месте оригинальных изображений божеств на чёрном камне, которые были повреждены грабителями. Оригинальные изображения сохраняются под цоколем храма. Похоже они созданы в 12 веке в Кашмире. Большинство расхитителей предметов искусства активно работают в этом регионе, где много заброшенных монастырей и храмов. Раджа Гхепан — одно из важнейших божеств, которому поклоняются большинство лахульцев.
До распространения и Индуизма , население было привержено религии «Лунг Пе Чхой» — анимизма подобного Бону Тибета . Пока религия процветала, животные и человеческие жертвы регулярно приносились 'Лха', термин отсылающий к злым духам окружающего мира, живущих в старых кедрах, камнях, пещерах. Пережитки Лунг Пе Чхой можно видеть в поведении Лам , которые якобы обладают сверхъестественной силой.
Праздник Лосар (также известный как Халда в Лахаули) празднуется между Январём и Февралём. День праздника определяется Ламами. Он имеет тоже значение как и Дивали индуизма, но празднуется на Тибетский манер.
В начале фестиваля, два-три человека из каждого домовладения приходят, держа горящий фимиам. Горящие веточки потом погружаются в костёр. Затем люди могут молиться , богине благополучия (другое имя ) в тибетском буддизме.
В Паттанском поясе долины Лахула большинство последователей Индуизма, но это только 14 % от всего населения и их называют сванглами. Фестиваль фагли празднуется между февралём и мартом во всей долине. Это новогодний фестиваль и близко стоит к началу года в тибетском и китайском календаре. Примечательно, что паттаны поселились в долине относительно поздно, около 1500 года, и отличаются внешним видом и языком от народов Центральной Азии. Этот пояс известен сближением Чандры и реки Бхага, формирующих Ченаб.
Лахаули имеют три главных долины подобных Киннауру, которые: долина Тинан (Коксар-Даланг), долина Паттан (Мулинг-Удайпурский регион), Пунан или Тодх/Гахр (Кейлонг-Занскар). Люди Паттнаской долины в основном индуисты и в каждой деревни своё божество. Обитатели Тинанской долины в равной мере и индуисты и буддисты. Люди Пунана (Тодх/Гахр) в основном буддисты.
Туризм
Природные пейзажи и буддийские монастыри, подобные , , , , Кхунгри в Пинской долине, Тнагьюд Гомпа школы Сакья в Комике, Шеркханг Гомпа в Лахлунге (верят что она старше монастыря Табо), единственная буддийская мумия Монаха в Гхьюне возрастом около 550 лет и , это самые посещаемые туристами места.
Одно из самых интересных мест монастырь , расположенный в 45 км от , столицы Спити. Этот монастырь стал очень важным, особенно после праздника его тысячелетия в 1996. Это дом для собрания буддийских текстов, Буддийских статуй и . Древняя гомпа обработано смесью грязи и гипса, и сохраняет многие писания и документы. Лама Дзангпо возглавляет гомпу. Есть современные гостевые домики с столовой и все они доступны посетителям.
Другая знаменитая гомпа, , расположена на высоте 3 500 метров через реу, окло 8 км от Кейлонга. Карданг также соединён дорогой через мост Танди, который в 14 км от Кейлонга. Построенная в 12 веке, этот монастырь дом для большой библиотеки буддийской литературы включая каноны Кангьюр и .
Изменчивая погода Лахаула и Спити делает округ удобным для посещения только в период с Июня по Октябрь, когда дороги и деревни свободны от снега и высокие перевалы (Рохтанг Ла и Кунзум Ла) открыты. Возможно попасть в Спити из Киннаура (вдоль Сатледжа) по дороге открытой весь год, хотя там бывают оползни и лавины и дорога закрывается.
Буддийские монастыри в Спити: Спити один из важнейших центров буддизма В Химачал-Предеше. Его даже называют в народе 'земля лам'. Долина усеяна большим числом буддийских монастырей или гомп, что знамениты по всему миру и любимы Далай-Ламой.
Монастырь Ге: Монастырь Ге ( Kye ) в Спити самый главный центр изучения буддизма в Индии. Около 300 лам получающих обучение религии здесь. Это старейший и крупнейший монастырь в Спити. Это дом для редких изображений Будды и других божеств и прекрасных манускриптов. Можно также найти редкие Тхангки и древние музыкальные инструменты трубы, тарелки, и барабаны в монастыре.
Монастырь Табо: Расположенный на восхитительной высоте 3050 метров, монастырь Табо в долине Спити, часто называют « Аджанта в Гималаях». Монастырь X века и был основан великим учёным Ринченом Санпо , и был включён в Список Всемирного Наследий ЮНЕСКО. Монастырь дом больше чем для 6 лам и содержит редкое собрание священных писаний, предметы искусства, росписи стен, тхакхи и стукко.
Флора и фауна долины Спити: Долина благословлена большой популяции снежных леопардов, горных козлов, гималайских бурых медведей, кабарги, гималайский голубой баран и т. д.. Многие любители природы очень любят это. В регионе две важнейшие охраняемые зоны, что является домом для снежных леопардов и включает Национальный парк долины Пин и заповедник Киббер. Удивительно, что люди Спити не охотятся на животных из-за религиозных убеждений.
Кроме экзотических животных, долина Спити также известна восхитительной флорой и изобилием диких цветов. Некоторые из наиболее распространённых видов Causinia thomsonii , Seseli trilobum , Crepis flexuosa , Caragana brevifolia и Krascheninikovia ceratoides . Здесь также более 62 видов лекарственных растений.
Приключенческий туризм:
То-до-Триалс: Для пеших походов долина Спити рай, предлагаются весьма сложные маршруты для изучения Гималаев. Маршруты позволяют посетить удалённые места и труднодоступные деревни и древние гомпы в окружении экзотической природы. Некоторые из популярнейших маршрутов долины включают Каза-Лангза-Хиким-Комик-Каза, Каза-Ки-Киббер-Гете-Каза, Каза-Лосар-Кунзум Ла и Каза-Табо-Сумдо-Нако. Некоторые из самых высокогорных маршрутов также включают пересечение перевалов, например проход Парангла (соединяющий Ладакх и Спити), проход Пин Парвати, проход Баба, проход Хампта и несколько безымянных. Правда, в Спити нужно брать с собой необходимое оборудование: палатки, спальные мешки, газовые горелки и кухонную утварь, шерстяные покрывала, солнцезащитные кремы и солнцезащитные очки обязательны.
Катание на лыжах: В Спити катание на лыжах довольно популярно, уже некоторое время лыжи стали популярны в Индии. Восхитительные покрытые снегом горы с дополнительным преимуществом от высоты, что привлекает заядлых лыжников, ищущих острых ощущений. Люди из разных стран приезжают сюда.
Сафари на яках: Самое увлекательное приключение в Спити это сафари на яках. Поездка на яках позволяет познакомится с флорой и фауной округа, в том числе и с высокогорной пустыней. Можно организовать и сафари на лошадях.
Демография
В соответствии с Лахул и Спити население округа 31 528, примерно как в Сан-Марино . Это 638 место в Индии (из 640 ). Плотность населения района 2 человека на км² . В округе население за 2001—2011 на −5,1 %. В Лахуле и Спити Соотношение полов 916 на 1000 мужчин, и — 77,24 %.
Примечания
- . Дата обращения: 5 декабря 2011. 25 февраля 2012 года.
- Kapadia (1999), pp. 215—216.
- Kapadia (1999), pp. 26-27.
- ↑ . Census2011.co.in (2011). Дата обращения: 30 сентября 2011. 11 июня 2011 года.
- US Directorate of Intelligence. . — «San Marino 31,817 July 2011 est.» Дата обращения: 1 октября 2011. Архивировано из 27 сентября 2011 года.
Литература
- Handa, O. C. (1987). Buddhist Monasteries in Himachal Pradesh . Indus Publishing Company, New Delhi. ISBN 81-85182-03-5 .
- Kapadia, Harish. (1999). . 2nd Edition. Indus Publishing Company, New Delhi. ISBN 81-7387-093-4 .
- Janet Rizvi. (1996). Ladakh: Crossroads of High Asia. Second Edition . Oxford University Press, Delhi. ISBN 0-19-564546-4 .
- Cunningham, Alexander. (1854). LADĀK: Physical, Statistical, and Historical with Notices of the Surrounding Countries. London. Reprint: Sagar Publications (1977).
- Francke, A. H. (1977). A History of Ladakh . (Originally published as, A History of Western Tibet, (1907). 1977 Edition with critical introduction and annotations by S. S. Gergan & F. M. Hassnain. Sterling Publishers, New Delhi.
- Francke, A. H. (1914). Antiquities of Indian Tibet . Two Volumes. Calcutta. 1972 reprint: S. Chand, New Delhi.
- Hutchinson, J. & J. PH Vogel (1933). History of the Panjab Hill States , Vol. II. 1st edition: Govt. Printing, Pujab, Lahore, 1933. Reprint 2000. Department of Language and Culture, Himachal Pradesh. Chapter X Lahaul, pp. 474—483; Spiti, pp. 484—488.
Ссылки
- 2020-09-29
- 1