Interested Article - Ше-Гомпа

Ше-Гомпа — комплекс, состоящий собственно из Гомпа и Дворца Ше на холме Ше, в 15 км южнее Леха , Ладакх , северная Индия по Лех-Манальскому шоссе. Ше был летней столицей Ладакха в прошлом.

Дворец, сейчас руины, был построен в 1655 году около деревни Ше, царём Ладакха , известным как Лхачен Палгьйгон, и использовался как летняя резиденция монарха.

Монастырь-гомпу построили в 1655 по указанию царя, в память о его отце, Сэнге Намгьяле, за пределами дворца. В монастыре установили медную, покрытую золотом статую сидящего Будды Шакьямуни , эта статуя прославилась на весь Ладакх и тогда была второй по размерам.

История

Когда-то был столицей верхнего Ладакха. Когда догры из Кашмира вторглась в Ладакх в 1842, Намгьял покинул дворец и бежал в Стак (там он сделал постоянную резиденцию) по другую сторону Инда . Похоже, к этому времени форт Ше уже был в руинах. Несмотря на то, что столица была в Лехе, Ше был важным местом, поскольку Гомпа в память об отце была построена Делданом Намгьялом именно здесь.

География и посещение

Вид на дворец и долину

Находится в верхнем течении Инда , в 15 км к востоку от Леха . Занскарский хребет на юге отделяет плодородную долину от высоких гор, его средняя высота 3415 метров.

Ше находится как раз по дороге от Леха к Тикси . Монастыри, ступы, камни «мани» встречаются по дороге в значительном числе. О дороге в 4 км до Тикси говорят: «это огромнейшие в Ладакхе поле чортенов с сотнями белых святилищ разбросанных по пустынному ландшафту».

Ближайший аэропорт — Лех. Необходимо разрешение на посещение, просто потому, что монастырь закрыт большую часть времени и лама-сторож открывает его только по пропуску. В деревне Ше есть гостиница, стоящая среди цветочных садов.

Архитектура

Будда Шакьямуни в монастыре
Вид спереди Вид сбоку

Главная статуя Будды Шакьямуни установлена в монастыре, её высота 12 метров — 3 этажа. Стены рядом со статуей покрыты изображениями 16 Архатов (святых достигших Нирваны ), по 8 с каждой стороны. За статуей изображены два самых почитаемых в Тибетском буддизме учеников Будды — Шарипутры и Маудгальяяна . То есть почти все стены вокруг статуи Будды расписаны изображениями. Гигантский Будда занимает три этажа монастыря; на нижнем этаже его ноги и «подошвами указывающий вверх» и фреска , на среднем этаже изображены различные будды и на верхнем этаже фрески затемнены из-за вечной копоти ламп, горящих у алтаря .

Статую отлили в Лехе в месте по имени Занстин. ‘Занс’ значит «медь» и ‘тил’ значит «молоток». Пластины для статуи отлили из меди , добытой в рудниках и некоторых других местах Занскара . Медь отбивали молотками, используя скалы как наковальню. Часть собрали в мастерской, остальное отвезли в монастырь и там собрали. Медные пластины покрыли золотом, говорят, его потратили 5 кг.

На крыше монастыря также есть отличные изображения. На нижнем этаже — библиотека, там есть изображения будд с различными мудрами (жестами).

Стены дворца

Около 400 метров до дворца нужно пройти до небольшого храма , в котором установлена большая статуя Будды. Там также есть росписи и фрески, как во дворце. Из записей следует, что эту статую, как и многие другие, создал непальский (непальцы считаются отличными мастерами в Тибете) скульптор Санга Заргар Вандук. Его привезла в Ладакх мать Сенге — Гьял Кхатун, первоначально ему заказали дворцовые статуи. Палдана Шеринг Гьясо, Гамани Джал Шринг и Накбири были мастерами помогавшими ему. Мастера по серебру в деревне Чилинг считаются потомками строителей дворца и храма.

В маленьком святилище есть росписи 16 Архатов, учеников Будды, вместе с ваджраянскими наставниками Падмасамбхавы , Атишей и Цзонкхавой . Рядом маленькое тантрийское святилище. На дороге до дворца есть резные камни. Вырезаны пять Дхьяни-будды ; один ближе ко дворцу, другие к чортену. К востоку от дворца есть много чортенов.

Вид на долину

На краю долины пхотонг (резиденция) Ламы монастыря, оттуда отличный вид на долину Инда. Дворец, правда, меньше и более обветшалый, чем дворец Леха. Он расположен ниже, шпили четырёх чортенов покрыты золотом. В Ладакхе помнят это место, поскольку многие паломники приходят поклониться статуе Будды.

Если смотреть с крыши монастыря, то легко можно увидеть Тикси , Стакна Гомпа , Машро Гомпа , Стак и даже Лех.

Поклонение

Молящиеся подносят статуям в храме зерно, драгоценные камни, священные знаки и мантры .

В монастыре круглый год горят масляные лампы, они никогда не гаснут, в них постоянно добавляют масло, это символизирует божественность и чистоту места.

Фестивали

Дворец и чортены

Два главных праздника каждый год. Первый празднуют во дворце в 26-27 день первого тибетского месяца это июль-август ( григорианский календарь ). Этот праздник называют «Ше-ду-лху» и знаменует начала сезона сева, селяне стекаются к монастырю, где монахи проводят специальные ритуалы, кроме обычных служб. . Оракул на чёрной лошади приезжает в монастырь, он молится три дня и после впадает в транс и начинает пророчествовать.

Второй праздник «Ше-рупла» приходится на сбор урожая. Фермеры приносят плоды в монастырь. Танцы «Рхупла» исполняются двумя мужчинами в шкурах тигров. Жители также устраивают обычные танцы. В монастыре работают два оракула, которым можно задавать вопросы.

Бездетные женщины читают специальные молитвы на празднике, чтобы божества помогли им стать матерями.

Похороны

Рядом с монастырём кремационное поле. Сначала с покойниками проводят ритуалы на дому, потом в Паланкине несут на поле, где покойника кладут в специальную печь и сжигают. Под пение лам пепел бросают в реку.

Примечания

  1. . Buddhist-temples.com. Дата обращения: 11 октября 2009. Архивировано из 2 ноября 2009 года.
  2. Bindloss, Joe; Sarina Singh. (неопр.) . — Shey Palace. — Lonely Planet , 2007. — С. 381. — 1236 с. — ISBN 1741043085 , 9781741043082.
  3. . Дата обращения: 30 ноября 2009. Архивировано из 3 марта 2016 года.
  4. . Дата обращения: 30 ноября 2009. Архивировано из 31 декабря 2009 года.
  5. Bhasin, Sanjeev Kumar. (англ.) . — Shey Monastery. — Indus Publishing, 2006. — P. 112. — ISBN 8173871868 , 9788173871863.
  6. . Дата обращения: 30 ноября 2009. Архивировано из 8 февраля 2010 года.
  7. Kaul, H.N. (неопр.) . — Shey, Leh. — Indus Publishing, 1998. — С. 174. — 264 с. — ISBN 8173870861 , 9788173870866.
  8. Chitkara, M.G. (неопр.) . — Shey monastery. — APH Publishing, 2002. — С. 353. — ISBN 8176483605 , 9788176483605.
  9. Abram, David. (неопр.) . — Shey Monastery, Leh. — (англ.) , 2003. — С. 547. — 1404 с. — ISBN 1843530899 , 9781843530893.
  10. . Дата обращения: 30 ноября 2009. Архивировано из 20 ноября 2009 года.
  11. . Дата обращения: 30 ноября 2009. Архивировано из 1 мая 2010 года.
  12. Rajesh; Thomas L. Kelly. (неопр.) . — Shey Monastery. — Roli Books Private Limited, 1998. — С. 139. — ISBN 9788174360540 .
  13. . Дата обращения: 30 ноября 2009. Архивировано из 9 июля 2008 года.
  14. Shashi, S.S. (неопр.) . — Shey Monastery, Leh. — Anmol Publications Pvt. Ltd., 1997. — С. 210. — ISBN 8170418364 , 9788170418368.

Литература

  • Prem Singh Jina. = Ladakh: past and present. — Gyan Books, 2000. — С. 416. — P. 103.
  • Prem Singh Jina. = Cultural heritage of Ladakh Himalaya. — Gyan Publishing House, 2009. — С. 372.
  • Thub-bstan-dpal-ldan (Dge-sloṅ.). = A brief guide to the Buddhist monasteries and royal castles of Ladakh. — Thupstan Paldan, 1982. — С. 47. — P. 17.

Ссылки

Источник —

Same as Ше-Гомпа