Interested Article - Чаттопадхьяя, Дебипрасад
- 2020-12-12
- 1
Дебипрасад Чаттопадхьяя ( Debiprasad Chattopadhyaya , бенг. দেবীপ্রসাদ চট্টোপাধ্যায় ; 19 ноября 1918, Калькутта — 8 мая 1993, там же) — индийский философ - марксист , известный своим вкладом в исследование материалистического течения в древнеиндийской философии . Его труды посвящены школе Локаята как главным представителям этого направления (« Локаята Даршана . История индийского материализма », 1959), атеистической традиции в индийской мысли (« Индийский атеизм: Марксистский анализ », 1969), развитию индийской философии в целом (« Живое и мертвое в индийской философии », 1976), истории науки и научного метода в древней Индии (« Наука и общество в Древней Индии», 1977, в центре которой находятся древние врачи Чарака и Сушрута ), а также марксистскому учению (« Ленин как философ », 1979). Посмертно (в 1998 году) награждён Падма бхушан — третьей наивысшей гражданской наградой Индии.
Биография
Дебипрасад Чаттопадхьяя родился 19 ноября 1918 года в Калькутте . Его отец был сторонником национально-освободительной борьбы в Индии. Вероятно, именно его влияние привело Дебипрасад к двум основным увлечениям в его жизни — индийской философии и политике. Он быстро пришёл к радикальным течениях в обеих областях, сохраняя пожизненную приверженность марксизму и коммунистическому движению.
Дебипрасад Чаттопадхьяя получил академическое образование в области философии в Калькутте ( Западная Бенгалия ), под руководством таких выдающихся философов, как Сарвапалли Радхакришнан и Сурендранатх Дасгупта . Окончив с отличием Калькуттский университет — сперва как бакалавр гуманитарных наук (1939), затем как магистр со специализацией по философии веданта (1942), продолжил занятия в аспирантуре под руководством историка индийской философии профессора Дасгупты .
С 1944 года преподавал философию в различных колледжах Бомбея и Калькутты в течение трёх десятилетий. Впоследствии также стал приглашённым профессором в университетах Андхра-Прадеша, Калькутты и Пуны. Был связан с деятельностью Индийского совета исторических исследований (ICHR), Индийского совета философских исследований (ICPHR) и Национального института науки, технологий и исследований в области развития (NISTADS) Совета научных и промышленных исследований (CSIR). Его второй женой была известный педагог и тибетолог , доктор Алака Маджумдер Чаттопадхьяя (1926—1998).
Еще будучи студентом, Чаттопадхьяя включился в радикальное молодёжное движение левонационалистического толка и вскоре принимал участие в создании в 1936 году Ассоциации прогрессивных писателей и Антифашистской ассоциации писателей. Познакомившись в 1937 году с теорией Маркса по «Учебнику марксизма» британского коммуниста Эмиля Бёрнса, стал активным пропагандистом этого учения в Индии, руководя студенческими кружками по изучению научного социализма и выступая с критическими статьями по бенгальской литературе. Вступил в ряды Коммунистической партии Индии .
Научное творчество
Его первой философской работой была книга «Современная европейская философия », опубликованная на языке бенгали университетом Вишвабхарати. За ней последовали другие труды, преимущественно популяризаторского характера — «Опровержение идеализма», «Философия марксизма», «Критика идеологических предпосылок учения Зигмунда Фрейда », «Проблемы нравственности и новая (советская) цивилизация» и т. д. Его произведения «Локаята даршана. Исследования индийского материализма», «Популярное введение в индийскую философию» (в русском переводе «История индийской философии») и «Индийский атеизм» стали одними из крупнейших образцов марксистского подхода к истории философии Индии. Кроме этого, под редакцией Чаттопадхьяя вышел пятитомный английский перевод важнейшего источника классической философии и логики Индии « Ньяя-сутры » с комментариями Ватсьяяны и собственными разъяснениями (в сотрудничестве с санскритологом Малайя Гангопадхьяя), бенгальский перевод « Ригведы », английский перевод «Истории буддизма в Индии» тибетского автора Таранатхи .
Изыскания Дебипрасада Чаттопадхьяя по материализму и научному методу привели к его активному взаимодействию с международным сообществом философов, историков и индологов. Он сотрудничал с ведущими мировыми специалистами, такими как Джозеф Нидхэм , Джордж Томсон , Григорий Бонгард-Левин и Вальтер Рубен. С 1959 года издавал ежеквартальник «Индологические исследования в прошлом и настоящем». В 1968 году впервые посетил Советский Союз , после чего начал систематическое издание серии «Советские индологические исследования». Был членом-корреспондентом Академии наук Восточной Германии и СССР .
Библиография
- (1959) New Delhi: People ’s Publishing House.
- Indian Philosophy: A Popular Introduction (1964) New Delhi: People’s Publishing House.
- Indian Atheism: A Marxist Analysis (1969) Calcutta: Manisha.
- What is Living and What is Dead in Indian Philosophy (1976) New Delhi: People’s Publishing House.
- Two Trends in Indian Philosophy (1977). Prasaranga, University of Mysore.
- Lenin, the Philosopher (1979) New Delhi: Sterling Publishers.
- (1983, with G. Ramakrishna & N. Gayathri) Calcutta: K.P. Bagchi.
- Knowledge and intervention:Studies in society and consciousness (1985) Calcutta: Firma KLM
- History of Science and Technology in Ancient India Volume 1: The Beginnings (1986) Calcutta: Firma KLM.
- Religion and Society (1987). Bangalore:Navakarnataka Publications.
- In Defence of Materialism in Ancient India (1989) New Delhi: People’s Publishing House.
- History of Science and Technology in Ancient India Volume 2: Formation of the Theoretical Fundamentals of Natural Science (1991) Calcutta:Firma KLM.
- History of Science and Technology in Ancient India Volume 3: Astronomy, Science and Society (1996) Calcutta: Firma KLM.
- Musings in Ideology - An Anthology of Analytical Essays by Debiprasad Chattopadhyaya (2002) G. Ramakrishna and Sanjay K. Biswas (Eds) Bangalore: Navakarnataka Publications Pvt. Ltd.
Русские переводы
- Чаттопадхьяя Д. = Издательство иностранной литературы , 1961. — 736 с. . — М. :
- Чаттопадхьяя Д. Индийский атеизм = Indian Atheism: A Marxist Analysis. — М. : Прогресс , 1973. — 344 с.
- Чаттопадхьяя Д. Прогресс , 1981. — 416 с. = What is Living and What is Dead in Indian Philosophy. — М. :
- Чаттопадхьяя Д. От санкхьи до веданты. Индийская философия: даршаны, категории, история. — М. : Сфера, 2003. — 320 с.
Примечания
- ↑ Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
- . Дата обращения: 20 января 2020. 22 августа 2018 года.
Литература
- Павлов Ю. М. Д. Чаттопадхьяя. Индийский атеизм. Марксистский анализ. Калькутта, 1969, 328 с. // Вопросы научного атеизма . Вып. 13 / Редкол. А. Ф. Окулов (отв. ред.) и др.; Акад. обществ. наук при ЦК КПСС. Ин-т научного атеизма. — М. : Мысль , 1972. — С. 419—434. — 455 с. — 16 000 экз.
- Некролог в , Vol 65, No.11, Dec 1993.
- 2020-12-12
- 1