Interested Article - Андриолли, Михал Эльвиро

Ми́хал Эльви́ро Андрио́лли ( Миколас Эльвирас Андриоллис ; итал. Michael Elviro Andriolli , польск. Michał Elwiro Andriolli , лит. Mykolas Elvyras Andriollis ; 2 (14) ноября 1836 , Вильна 23 августа 1893 , Наленчув ) — польский художник (живописец и график) и иллюстратор, работавший в Российской империи (в польской части) и Франции ; представитель романтизма .

Бюст Андриолли в Наленчуве

Биография

Отец Михала Эльвиро Андриолли, итальянец Франческо Андриолли (1794—1861), служил в армии Наполеона и, попав в плен к русским, поселился в Вильне . Живописец, резчик и ваятель, он работал скульптором (реставрировал скульптуры кафедрального собора ).

Своего сына он отправил в Москву учиться медицине (1855). Но Михал Эльвиро против воли отца перешёл вслед за своим другом, художником Викентием Слендзинским , учиться в Училище живописи и ваяния Московского художественного общества . Преподавателями живописи у них были земляк Сергей Зарянко и известный русский художник Алексей Саврасов . Одновременно с Андриолли и Слендзинским в училище получал художественное образование другой будущий знаменитый живописец — Василий Перов . Вместе со Слендзинским Андриолли поступил в 1857 году учиться в императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге . Затем совершенствовался в Академии Святого Луки в Риме (1860—1861) .

«Атака повстанцев» ( 1895 )

Вернулся в Литву и участвовал, так же как и Викентий Слендзинский, в восстании 1863 — 1864 годов . Сражался в отряде Людвика Нарбутта . После поражения восстания скрывался в Вильне, Ковно , Москве , но был арестован и после суда отправлен отбывать заключение в Ригу . Сумел выбраться за границу и через Швецию и Данию уехал в Англию. Обосновался в Лондоне , затем перебрался в Париж .

М. Э. Андриолли. Смерть Людвика Нарбута в Дубичах. 1864-65. Литография. Национальный музей Литвы .

На родину вернулся как эмиссар Комитета польской эмиграции; в 1866 году был схвачен и сослан в Вятку . В Вятке пробыл с 1868 по 1871 год; жил в доме Новиковой (ныне улица Володарского, 85) . Расписывал кафедральный собор; помощником у него был будущий известный русский художник В. М. Васнецов . Давал частные уроки рисования. Среди его учеников был младший брат Виктора Васнецова А. М. Васнецов .

Со свойственным Андриолли энтузиазмом он принимал деятельное участие в судьбе будущего художника, хлопотал о посылке юноши в Петербург для обучения живописи на пожертвования духовных лиц или губернатора, советуя ему бросить учение в духовном училище. Однако поездка за счёт «благотворителей» не состоялась.

. В Вятке Андриолли написал несколько портретов (в том числе владыки Аполлоса ).

В Вятке Андриолли постоянно был чем-нибудь занят: расписывал кафедральный собор, писал портреты архиереев, купцов и знатных вятичей, гравировал свои рисунки, смастерил парусную лодку и т. д. «Я никогда не видел его скучным или без дела», — вспоминал А. М. Васнецов.

Помилованный в 1871 году, переехал в Варшаву , где работал иллюстратором для журнала «Тыгодник Илюстрованный» ( Tygodnik Ilustrowany ) и других изданий; иллюстрировал произведения Адама Мицкевича , Юлиуша Словацкого и других польских писателей и поэтов.

До 1880 года Андриолли жил в Стасинуве (ныне часть Минска-Мазовецкого ), где купил имение с садом у семьи Тарчиньских. Позже переехал к северу от Карчева в фольварк Анелин, купленный у Сигизмунда Куртца. В своём имении над рекой выстроил, помимо своего коттеджа , полтора десятка домов в аренду по собственным проектам, в специфическом стиле, сочетающем элементы мазовецкого стиля, традиционного русского зодчества и альпийских домов. Для этого стиля распространилось определения название «свидермайер» ( „świdermajer“ , по аналогии с бидермайером ), придуманное поэтом Константы Ильдефонсом Галчинским . В 1883—1886 годах работал в Париже в издательстве „Firmin – Didot“ . В 1891—1892 годах посетил Литву.

Похоронен на кладбище в Наленчуве ( Люблинское воеводство ).

Творчество

Иллюстрация к «Пану Тадеушу» (кн. 11; 1881 )

Автор картонов для альбома «Женщины русских писателей» ( 1876 ) и большого цикла по мотивам произведений Адама Мицкевича ( 1882 1893 ). По заказу львовского издателя Альтенберга ( 1881 ) выполнил 24 страницы иллюстраций, 10 виньеток и 24 инициала для репрезентационного издания поэмы Мицкевича «Пан Тадеуш» (гравировал их ), неоднократно воспроизводившихся в изданиях поэмы в разных странах на разных языках (например, на русском языке в СССР в 1954 году ).

Иллюстрация к поэме «Канёвский замок» Северина Гощинского ( 1895 )
Иллюстрация к «Пану Тадеушу» (кн. 6; 1881 )
Дом Перкуна в Ковно

Известностью пользуется, благодаря многочисленным репродукциям в учебниках истории, путеводителях и других изданиях, историческая композиция «Гедимин строит Виленский замок» ( 1882 ). Другая, менее популярная историческая композиция Андриолли — «Смерть Кейстута».

Создал иллюстрации к произведениям С. Гощинского , Ю. И. Крашевского , А. Мальчевского , Э. Ожешко , Ю. Словацкого , Владислава Сырокомли , И. Ходзько и других польских писателей и поэтов. Помимо иллюстраций к «Пану Тадеушу», особенно известны иллюстрации Андриолли также к поэмам Мицкевича « » и « Конрад Валленрод », созданные в 1879 1882 годах . С 1883 по 1886 год работал в Париже для издательства «Фирман — Дидо» ( „Firmin – Didot“ ) над иллюстрациями к произведениям Уильяма Шекспира и Дж. Ф. Купера (цикл из 137 иллюстраций к «Последнему из могикан»; роман неоднократно издавался в СССР и России с иллюстрациями Андриолли). Иллюстрировал, кроме того, роман « Графиня де Монсоро » Александра Дюма , «Историю одной матери» Х. К. Андерсена и произведения других писателей.

Андриолли также автор живописных портретов, многочисленных рисунков, религиозных композиций, в частности, картин для костёлов в Ковно, пейзажей , писавшихся им в Наленчуве. Творчество художника отличается заметным влиянием романтизма , технической лёгкостью, точностью в отражении исторических деталей, богатством фантазии.

Примечания

  1. (англ.) OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  2. Michał Elwiro Andriolli // (польск.)
  3. .
  4. ADF. . ArchiDesignfrom.ru (5 января 2008). Дата обращения: 16 января 2009. Архивировано из 19 июля 2012 года.
  5. . Дата обращения: 15 января 2009. 3 апреля 2014 года.
  6. Беспалова Л. А. . Дата обращения: 16 января 2009. 25 августа 2011 года.
  7. Лобанов, В. . Виктор Васнецов . Дата обращения: 15 января 2008. 11 января 2012 года.

Литература

  • Андриолли // Литва. Краткая энциклопедия. — Вильнюс: Главная редакция энциклопедий ЛитССР, 1989. — С. 118. — 672 с. — 22 000 экз.
  • Gasiūnas Vladas. Andriolis Mykolas Elvyras // Visuotinė lietuvių enciklopedija. — Vilnius: Mokslo ir enciklopedijų leidybos institutas, 2001. — Т. I: A—Ar.. — С. 498. — 799 с. — ISBN 5-420-01512-9 . (лит.)
  • Андрыёлі Міхал Эльвіра // Мысліцелі і асветнікі Беларусі. Энцыклапедычны даведнік / гал. рэд. Б. I. Сачанка. — Мінск: Беларуская энцыклапедыя, 1995. — С. 346—348. — 672 с. — 6000 экз. ISBN 985-11-0016-1 . (белор.)
  • Кривошеина Н.В. Церковные интерьеры ссыльных художников Вятки: находки и открытия 2016 года: XXII Научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944–1995): сборник статей / Ярославский художественный музей. – Ярославль, 2018. – С.340 – 347.

Ссылки

  • Vladas Gasiūnas. (лит.) . Visuotinė lietuvių enciklopedija . Mokslo ir enciklopedijų leidybos centras (28 июня 2018). Дата обращения: 1 августа 2019.
  • (лит.)
  • (недоступная ссылка) (рус.)
Источник —

Same as Андриолли, Михал Эльвиро