Кавелье де Ла Саль, Рене-Робер
- 1 year ago
- 0
- 0
Рене́-Робе́р Кавелье́ де Ла Саль ( фр. René-Robert Cavelier de La Salle ), или просто Ла Саль ( 22 ноября 1643 , Руан — 19 марта 1687 , Техас ), — французский исследователь Северной Америки , первым из европейцев проплывший по реке Миссисипи и объявивший весь её бассейн владением французского короля под именем Луизианы . Благодаря его кипучей деятельности Франция приобрела (по крайней мере, на бумаге) огромную территорию, которую Наполеон век спустя отдаст за бесценок при совершении Луизианской сделки . В честь Ла Саля названо несколько городов и округов в США , административный район Монреаля , королевская военная академия в Канаде и марка автомобилей , производившихся с 1927 по 1940 годы компанией « General Motors ».
Рене-Робер Кавелье получил воспитание в иезуитском колледже. К 22 годам он решил не принимать сан и, услышав о приключениях Шамплена и прочих французов в Америке, отправился в Новую Францию , где ему был пожалован земельный участок на острове Монреаль возле порогов Лашин . Помимо земледелия, Кавелье приторговывал пушниной, которую доставляли в его поместье индейцы из далёких уголков Америки. Из общения с туземцами ему стало известно о больших реках к югу от Великих озёр . В 1669 г. предприимчивый француз продал свой участок с намерением двинуться в сторону реки Огайо ; долгое время ему приписывалась честь её открытия.
Кавелье нашёл союзника в лице графа де Фронтенака , самого энергичного и успешного из всех губернаторов Новой Франции. Фронтенак, которому докучали своими вылазками ирокезы , убедил Кавелье возвести на берегу озера Онтарио форт Фронтенак, откуда можно было держать под контролем меховую торговлю индейцев с колонистами Новой Англии , а также отправлять разведывательные экспедиции внутрь континента.
Планы Кавелье и Фронтенака натолкнулись на противодействие как монреальских купцов, державшихся за свою монополию на торговлю пушниной, так и иезуитов, которые считали своим долгом первыми принести туземцам «свет слова божьего». Кавелье, однако, во время поездки во Францию заручился поддержкой королевского двора, заложил форт Фронтенак (ныне Кингстон ) и стал управлять им как представитель губернатора. В благодарность за усердие Людовик XIV возвёл его в дворянство с титулом «сеньора де ла Саль».
Управляя своим фортом, Ла Саль разбогател на торговле пушниной, но это не остудило его одержимости неизведанными землями к югу. В 1677 г. он вновь едет на встречу с «королём-солнцем» и получает разрешение на освоение «западных пределов Новой Франции», строительство бревенчатых укреплений, а также монопольное право на торговлю шкурами буйволов.
Поскольку король отказался финансировать предприятия колониста, Ла Салю пришлось войти в крупные долги в Париже и в Монреале. Иезуиты продолжали всячески препятствовать его деятельности, но зато в Европе он нашёл верного соратника в лице итальянского рыцаря . По возвращении в Канаду в 1679 году Ла Саль и Тонти построили «Гриффон» — первое торговое судно, бороздившее воды озера Эри . На нём они надеялись спуститься вниз по Миссисипи. Двигаясь на запад, Ла Салю удалось обнаружить крупную реку Иллинойс . Там был заложен форт Кревкёр ( фр. Crèvecœur ) и начато строительство ещё одного корабля.
Готовясь к походу внутрь материка, Ла Саль подметил, что индейцы способны совершать большие сухопутные переходы, питаясь дичью и небольшим запасом маиса. Таким образом, он в середине зимы пропутешествовал от до открытого ими Ниагарского водопада , чем вызвал неподдельное восхищение иезуита Луи Энпена , решившего примкнуть к его отряду. Несмотря на крушение «Гриффона» и уничтожение форта Кревкёра, Ла Саль в 1680 году сумел спуститься по Иллинойсу вплоть до его слияния с Миссисипи. Река его мечты лежала перед ним, но первопроходцу пришлось повернуть назад при известии об опасности, грозящей отряду его товарища Тонти.
Только в сезон 1681—1682 годов, получив дополнительные средства от заимодавцев, Ла Саль и Тонти спустились на каноэ вниз по Миссисипи и вышли 9 апреля в Мексиканский залив . Там Ла Саль торжественно объявил весь бассейн пройденной им реки собственностью французского короля и дал этим землям, плодороднейшим на континенте, имя Луизианы, то есть «Людовиковых».
Следующим мероприятием Ла Саля было возведение форта Сен-Луи на Иллинойсе. Основными поселенцами этой колонии на первых порах были индейцы. Для поддержания колонии на плаву Ла Саль обратился за помощью к губернатору в Квебек . Вести пришли неутешительные: Фронтенак был смещён, а его преемник, относившийся к Ла Салю весьма неприязненно, потребовал от последнего оставить Сен-Луи. Первопроходец отказался подчиниться приказу и, прибыв в Версаль , настоял на аудиенции у короля, который выслушал его благосклонно и пообещал свою поддержку.
Для закрепления Луизианы за Францией Ла Саль считал необходимым обосноваться в устье Миссисипи и, по возможности, отобрать у испанцев северную часть Техаса . В его распоряжении находилось не более 200 французов, но он считал возможным собрать под своими знамёнами до 15 тысяч индейцев и, кроме того, рассчитывал на услуги карибских буканиров . Со стороны это предприятие выглядело авантюрой, однако Людовик XIV, в то время воевавший с испанцами, посчитал, что отвлечь их внимание на западе было бы полезным. Он выделил Ла Салю деньги, суда и людей.
24 июля 1684 года экспедиция Ла Саля отплыла из Франции в сторону Мексиканского залива. С самого начала её преследовали неудачи — болезни, пираты, кораблекрушения. Капитаны отказывались следовать приказам Ла Саля. Их карты оказались настолько неточными, что суда прошли на 500 миль западнее точки назначения и приняли за устье Миссисипи бухту Матагорда у берегов Техаса. Силы экспедиции были подорваны кораблекрушением, а последнее судно вернулось во Францию. Тогда Ла Саль решил достичь Миссисипи по суше, но, потерпев и здесь неудачу, в январе 1687 года решил добираться по суше до Новой Франции (Канады). По пути его отряд взбунтовался, и Ла Саль был убит в районе реки Бразос .