Серге́й Серге́евич Глаго́лев
(
9
[21] октября
1865
,
Крапивна
,
Тульская губерния
—
2 октября
1937
,
Вологда
) — русский православный
богослов
и историк религии. Доктор богословия, профессор.
Биография
Родился
9
(
21
) октября
1865
года в семье настоятеля Никольской соборной церкви
г. Крапивны
С. И. Глаголева (1839—1916)
. Когда ему было два года (а старшему брату,
Дмитрию
— четыре) умерла от
чахотки
его мать.
Окончил Тульское духовное училище (1879),
Тульскую духовную семинарию
(1885) и
Московскую духовную академию
со степенью кандидата богословия, профессорский стипендиат (1889).
С 1890 года преподаватель церковной и библейской истории и немецкого языка в
Вологодской духовной семинарии
. С августа 1892 года назначен исправлять должность доцента по кафедре введения в круг богословских наук Московской духовной академии. В июне 1894 года защитил диссертацию по теме «О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого» и в мае 1895 года получил степень магистра богословия, в конце сентября 1896 года получил классный чин
и стал
экстраординарным профессором
.
В 1898—1899 годах находился в научной командировке: работал в музеях и библиотеках Парижа и Берлина, собирая материалы по истории религий. В 1900 году был избран вице-президентом Всемирного конгресса религий в Париже.
В 1901 году защитил диссертацию по теме «Сверхъестественное откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви» и получил степень доктора богословия. Лауреат половинной Макариевской премии, профессор
Московских высших женских курсов
.
С февраля 1902 года
ординарный профессор
Московской духовной академии. В августе 1910 года, в связи с введением нового устава, стал ординарным профессором по кафедре основного богословия. С 1909 года член Правления академии, с 1917 года заслуженный профессор.
Награжден орденами
Св. Станислава
3-й и 2-й степеней (1903),
Св. Анны
3-й (1898) и 2-й (1907) степеней,
Св. Владимира
4-й степени (1910); с 6 мая 1914 года —
действительный статский советник
.
В 1917 году делегат Московского епархиального съезда, работал в I и III отделах Предсоборного совета, член
Поместного собора Православной российской церкви
, член VI, XII, XIX, XXIII отделов.
В 1919—1920 годах заведующий Институтом народного образования в
Сергиеве Посаде
; затем здесь же преподаватель на электрокурсах, в железнодорожной школе, частной гимназии на Богословских академических курсах в Москве.
В 1928 году был арестован по делу «антисоветской группы
черносотенных
элементов» и сослан на 3 года в
Пензу
. В 1931 году как один из руководителей, вместе с епископом Кириллом (Соколовым), местного филиала «всесоюзной церковно-монархической организации Истинно-Православная Церковь» приговорен к 5 годам ИТЛ. После освобождения поселился с женой Людмилой Николаевной в
Вологде
; 5 июня 1937 года вновь арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и 19 сентября приговорён Особой тройкой УНКВД по
Северной области
к расстрелу. Расстрелян
2 октября
1937 года
. Реабилитирован в августе 1991 года.
Научная деятельность
Главной темой исследований С. С. Глаголева была
апологетика
. Признавая необходимым и отвечающим духу христианства научное исследование
Священного Писания
, он считал, что оно не может быть успешным без глубокой и искренней веры в Бога как обязательного условия понимания и объяснения Слова Божия. В отсутствии веры в Бога и недоверии к Священному Писанию и
Священному Преданию
он видел основной порок «научных» исследований христианства, получивших широкое распространение в Германии и во Франции. Оценивая положительно отдельные достижения современной ему западной апологетики, к существенным её недостаткам он относил: оторванность от веры католической апологетики и безразличие к догматической проблематике — протестантской. В докторской диссертации «Сверхъестественное откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви» он различал откровение как непосредственное и сверхъестественное действие Божие от явлений естественных, причиной которых тоже был Бог, «но не непосредственно», а через ряд вторичных причин. Он утверждал, что существуют различные по своей значимости и ценности пути к Богу: первый — через откровение и веру — исходный и определяющий для человечества; второй — естественное богопознание — в той или иной степени зависимый от религиозных представлений и вне отношения к откровению, не способный удовлетворить религиозное сознание и чувства человека, но по своему характеру в том случае, когда творение Божие толкуется в нём правильно (в науке и философии), приводит человека к вере, к признанию истинности откровения. Он считал, что человечество своими «неотвратимыми побуждениями» всегда искало Бога и Бог «всегда и везде нисходил к людям»; однако само откровение Бога совершалось лишь в определённых условиях и возвещалось отдельным лицам, имея промыслительное значение для судеб людей и народов, поэтому «Он даровал Свое Откровение для всех, но не всем»; истинное истолкование откровение получило лишь в христианской церкви. Таким образом он выступал против заблуждений и ошибочных представлений о Боге, имеющих глубокие корни в древности, но характерных для современности, согласно которым: 1) Бог не открывает Себя людям; 2) откровение Бога народам совершается применительно к историческим условиям жизни людей, и поэтому все религии по-своему выражают Бога и ни одна из них не может притязать на полноту истины; 3) Бог в Своем общении с человеком не нуждается в посредниках, поэтому Церковь как община верующих не имеет никакого значения для понимания Слова Божия (т. н. теория «религиозного индивидуализма»); 4) естественное богопознание само по себе достаточно, ведет к Богу ве́домыми ему путями и не нуждается в сверхъестественном откровении.
Ревностно работал над вопросами соотношения науки и веры. Занимался также вопросам библеистики, которой среди прочего была посвящена работа «Прошлое человека», где он представил развернутую систему доводов в пользу символического толкования библейских чисел (годы жизни праотцев и патриархов, число поколений и т. д.). Им внесён большой вклад в развитие
. В
антропогенезе
принимая
он отвергал
эволюционизм
.
С. С. Глаголевым было написано предисловие к очерку «Израильтяне»
, вошедшее в состав «Иллюстрированной истории религий»
Д. П. Шантениделя-Соссе
.
Он активно участвовал в издании
Православной богословской энциклопедии
; написал для неё 35 статей, среди них: богословские (Бог, Богопознание, Богословие, Вера, Апологетика, Бессмертие, Вечность, Жизнь, Истина); по истории восточных нехристианских религий (Авеста, Ассиро-вавилонская религия, Браманизм, Буддизм, Ведизм, Ислам); по истории европейской философии (Баадер, Вольтер, Галилей, Гартман Э., Гегель, Гоббес (Гоббс), Дунс Скот, Декарт и др.). Позднее большая часть этих статей вместе с некоторымирыми другими составила основное содержание двух его работ — «Пособия к изучению основного богословия» и «Лекций по богословию», выпущенных в помощь слушателям Высших женских курсов в Москве.
Библиография
Диссертации, книги, статьи, рецензии
Диссертации
-
—
М.
: тип. А. И. Снегиревой, 1894. — 605 с.
-
— Харьков, 1900
Книги
-
— Сергиев Посад : тип. А. И. Снегиревой, 1892. — 22 с.
-
— Сергиев Посад: тип. А. И. Снегиревой, 1893. — 38 с.
-
— М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1896
-
— Сергиев Посад, 1897
-
— Сергиев Посад: 2-я тип. А. И. Снегиревой, 1897
-
— Сергиев Посад: 2-я тип. А. И. Снегиревой, 1898
-
Гадания учёных о происхождении миpa. — Харьков (?), 1898
-
— Сергиев Посад: 2-я тип. А. И. Снегиревой, 1898
-
Астрономия и богословие. — Сергиев Посад: тип. А. И. Снегиревой, 1898
-
Происхождение жизни. — СПб.: тип. А. П. Лопухина, 1899
-
-
— М.: Унив. тип., 1901
-
— М., 1901
-
— Сергиев Посад: тип. Св.-Троиц. Сергиевой лавры, 1902.
-
— Сергиев Посад: Св.-Троицкая Сергиева лавра, собств. тип., 1903
-
Патриотизм и христианство. — М., 1904
-
— Сергиев Посад, 1904.
-
— Харьков, 1904.
-
— Сергиев Посад: тип. Св.-Троиц. Сергиевой лавры, 1905.
-
-
— Сергиев Посад: тип. Св.-Троиц. Сергиевой лавры, 1908.
-
Мистерии на берегах Конго. — Сергиев Посад: тип. Св.-Троиц. Сергиевой лавры, 1908.
-
. — Сергиев Посад: тип. Св.-Троиц. Сергиевой лавры, 1909.
-
— Харьков, 1910.
-
— Сергиев Посад: тип. Св.-Троиц. Сергиевой лавры, 1911.
-
Взгляд Васманна на происхождение человека. — Сергиев Посад: тип. Св.-Троиц. Сергиевой лавры, 1911.
-
Три пути жизни. М., 1911.
-
— Сергиев Посад, 1912.
-
— М.: Женск. богословск. курсы, 1912
-
— Сергиев Посад: кн. маг. М. С. Елова, 1914
-
— Сергиев Посад, 1915.
-
— Сергиев Посад: тип. Св.-Троиц. Сергиевой лавры, 1915
-
-
— Сергиев Посад, 1916.
-
— Сергиев Посад, 1917.
Статьи
-
Естественно-научный журнал в духе христианской веры // Православное обозрение. 1889. № 11/12.
-
Суждение двух геологов о библейском потопе // Православное обозрение. 1890. № 5/6
-
;
//
Богословский вестник
. 1892. № 11, 12.
-
Предмет и задача «Введения в круг богословских наук» // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1892. № 11.
-
Дарвинизм и право // Русское обозрение. 1893. № 3.
-
Проблема жизни; Антропологическая проблема в настоящее время // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1893. № 5, 10–12.
-
//
Богословский вестник
. 1893. № 9.
-
Вопрос о бессмертии души //
Вопросы философии и психологии
. 1893. Кн. 19,20.
-
Древность человека // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1894. № 3.
-
Потребность в апологетических трудах в настоящее время;
; Религиозный дальтонизм в изящной литературе //
Богословский вестник
. 1894. № 8, 11–12.
-
Третий международный конгресс католических ученых //
Богословский вестник
. 1895. № 5.
-
; Христос воскрес! (Стихотворение); Больной целитель (О Шлаттере);
;
//
Богословский вестник
. 1896. № 2, 5–6, 10, 12.
-
//
Богословский вестник
. 1897. № 5–7.
-
//
Богословский вестник
. 1898. № 2, 11.
-
Протестантское богословие на театральной сцене; Религия как предмет изучения в Париже // Христианское чтение. 1899. № 1, 8.
-
35 статей // Православная богословская энциклопедия. Т. 1–4, 6–10, 12;
-
//
Православная богословская энциклопедия
. —
СПб.
: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1903. — Т. 4. — Стб. 971.
-
Несколько слов по поводу сравнения православного богословия с алхимией и астрологией // Вера и Церковь. 1901. № 5.
-
Общие черты в религиях древнего Востока // Вера и разум. 1902. № 2.
-
// БВ. 1903. № 6.
-
Факторы социальных явлений; Исходные начала логики // Вера и разум. 1903. № 1, 13–15.
-
Религиозная философия Канта // Вера и разум. 1904. № 3.
-
Человеческие бедствия и божественный промысел // Странник. 1904. № 2.
-
Блез Паскаль //
Богословский вестник
. 1904. № 3;
-
Религия как основа жизни;
//
Богословский вестник
. 1905. № 1, 11.
-
Геология и Библия; Библия и астрономия // Вера и разум. 1905. № 1–3.
-
О логических выводах // Вера и разум. 1905. № 9–10.
-
Божественность христианства; Цели и средства // Душеполезное чтение. 1905. № 1; 1907. Ч. 1. С. 485–507.
-
Суеверие в науке // Странник. 1907. № 1.
-
Ботаника и дарвинизм; Недостатки классической теории силлогизма // Вера и разум. 1907. № 1, 23–24.
-
Заблуждение Гаутамы; Дети как мыслители и политики // Христианин. 1907. № 1, 4–5.
-
// Православная Подолия, 1907.
-
Христианство и смена мировоззрений // Христианин. 1908. № 1.
-
;
; Об основаниях и методах индуктивных заключений // Вера и разум. 1908. № 15.
-
; Новый тип философии: прагматизм или мелиоризм; Логика Абсолютного Разума //
Богословский вестник
. 1909. № 3, 12, 22.
-
Вера и знание // Вера и разум. 1909. № 21 (Христианское чтение. 1994. № 9).
-
Аскетическая жизнь в Америке до Колумба; Памяти инженера путей сообщения Н. Н. Амосова // Христианин. 1909. № 2, 5.
-
Искание счастья // Христианин. 1910. № 2–3.
-
Конечность мира // Странник. 1910. № 1.
-
; О разномыслии //
Богословский вестник
. 1911. № 1, 12.
-
Женщина и религиозная вера // Вера и разум. 1912. Т. 2. С. 305–318.
-
Основное богословие, его предмет и задача;
//
Богословский вестник
. 1912. № 1, 10.
-
Вопрос о жизни на Марсе; Проф. А. И. Введенский (Некролог); Прошедшее и будущее миров //
Богословский вестник
. 1913. № 1–4, 7/8.
-
Религиозная философия Фихте //
Богословский вестник
. 1914. № 12.
-
О философии религии;
;
(Протоиерей С. И. Глаголев) //
Богословский вестник
. 1915. № 7; 1916. № 1–12.
-
Без родины; Прошлое человека // Вера и разум. 1916. № 1, 5–10.
-
Чего ищут в философии // Вера и разум. 1917. № 2–3.
-
Слабые стороны рационалистических библейских гипотез // Иллюстрированная история религий: В 2 т. М., 1992. Т. 1. С. 247–264.
Рецензии
-
Религиозный дальтонизм в изящной литературе: Lourdes par Emile Zola. Paris. 1894 г. — Сергиев Посад: тип. А. И. Снегиревой, 1894. — 32 с.
-
//
Богословский вестник
. — 1898. — № 5.
-
Отзыв // П. А. Флоренский: pro et contra. СПб., 1996.
Примечания
-
-
↑
// Список гражданским чинам IV класса: Исправлен по 1-е сентября 1915 года. Ч. 2. — С. 2408.
-
.
Литература
-
//
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). —
СПб.
, 1890—1907.
-
//
Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона
. —
СПб.
, 1908—1913.
-
/ Казарян А. Т. //
Большая российская энциклопедия
:
[в 35 т.]
/ гл. ред.
Ю. С. Осипов
. —
М.
: Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
-
Казарян А. Т.
//
Православная энциклопедия
. —
М.
, 2002. — Т. IV : «
—
Бессмертие
». — С. 536—538. — 752 с. —
39 000 экз.
—
ISBN 5-89572-009-9
.
-
Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 27. Члены и делопроизводители Собора: биобиблиографический словарь / отв. ред. С. В. Чертков. — М.: Изд-во Новоспасского монастыря, 2020. — 664 с. — ISBN 978-5-87389-097-2.
-
/ Казарян А. Т. // Динамика атмосферы — Железнодорожный узел. —
М.
: Большая российская энциклопедия, 2007. — (
Большая российская энциклопедия
:
[в 35 т.]
/ гл. ред.
Ю. С. Осипов
; 2004—2017, т. 9). —
ISBN 978-5-85270-339-2
.
-
Диваков В.
Богосл. труды проф. МДА С. С. Г. — Загорск, 1972 (ркп. МДА. Содержит библиогр. осн. трудов Г.); ПБЭ, т. 4, с. 395—398.
-
Мень А. В.
// Библиологический словарь: В 3 т. —
М.
: Фонд имени Александра Меня, 2002. — Т. 1: А—И. — 608 с.
-
Платонов О. А.
// Русское мировоззрение. Большая энциклопедия русского народа. —
М.
: Институт русской цивилизации, 2003. — 1008 с. —
ISBN 5-901364-11-2
.
ISBN 978-5-901364-11-6
-
Волков В. А., Куликова М. В., Логинов В. С.
. —
М.
: Янус-К: Московские учебники и картолитография, 2006. — С.
. — 300 с. —
2000 экз.
—
ISBN 5-8037-0164-5
.
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
В библиографических каталогах
|
|