Две девицы на мели
- 1 year ago
- 0
- 0
Две венецианки ( итал. Due dame veneziane ) — картина венецианского художника Витторе Карпаччо . Хранится в венецианском музее Коррер .
Точная дата создания картины неизвестна. Одни датируют ее первой половиной 1490-х годов , другие — началом 1500-х .
Картина приобрела большую популярность в XIX веке во многом благодаря Джону Рёскину , который называл ее «лучшей на свете картиной» . Рёскин полагал, что на ней изображены две куртизанки . В XX веке его точка зрения была оспорена, и в настоящее время большинство специалистов полагают, что на ней две знатные дамы, младшая из них к тому же одета как новобрачная . Дамы отдыхают на террасе , окруженной мраморной балюстрадой . На переднем плане дама постарше, она играет с двумя собаками. Дама помоложе на втором плане окружена птицами, среди которых голуби, павлин, попугай. Мальчик-паж протягивает руку к павлину. Перед ними на полу пара женских босоножек на очень высокой платформе. На балюстраде у правого края картины стоит ваза с миртом, а у левого — другая ваза, и на ней художник изобразил герб венецианской семьи Торелли или Прели . Собака прижимает лапой листок с подписью художника ( Opus Victoris Carpatio veneti ) .
Композиция и сюжет картины многие годы оставались загадкой. Было неясно, куда обращены взгляды дам, предметы в левой и верхней части картины были обрезаны, что вызывало вопросы. Ключ к загадке появился в 1944 году, когда в Риме у антиквара была найдена , расписанная с двух сторон: на лицевой стороне лучники в лодках охотились на водную дичь, а на обороте была обманка , изображавшая прикрепленные к стене письма. В 1972 году это произведение оказалось в музее Гетти ( США ), но уже за десять лет до этого было высказано предположение, что «Две венецианки» и «Охота в лагуне» когда-то составляли одно произведение, позже разрезанное на части. На эту мысль навёл цветок лилии на переднем плане «Охоты», являющийся продолжением стебля в вазе с гербом на картине из музея Коррера. В дальнейшем эта гипотеза была подтаерждена рентгеновскими и инфракрасными, а также дендрологическими исследованиями обеих досок, подтвердившими их полную идентичность .
Предполагают также, что «Две венецианки» и «Охота в лагуне» вместе составляли одну из оконных ставень или одну из створок шкафа. На это указывают также следы петель на обратной стороне доски из музея Гетти . Судьба второй створки неизвестна .