Interested Article - Ошайя Рабба

Ошайя (также Ошаия ; Гошайя ; Хошаия ) Рабба ( около III века около III века ), — палестинский амора первого поколения ( полутаннаим ); редактор сборника барайт . Предполагаемый автор « Берешит Рабба ».

Именование

Титул «Рабба», который носили также некоторые другие аморы первого поколения (раввины Хия Рабба , Исаак Рабба , и др.), означал, по мнению одних, « Старший », для отличия от позднейших законоучителей того же имени , и « Великий », то есть выдающийся учёный — по мнению других . Иногда также назывался « Бериби » ( בריבי ), но чаще всего его имя встречается без всякого титула.

По-видимому, был современником рабби Ошайи Зеира (буквально «малый Ошаия») из города Негардея , отчего и названным Зеиром для отличия от Ошайи Рабба .

Биография

Его отец, рабби Хама, и дед, рабби Биса, были известными учёными, почему к Ошайе применяли слова «тройной шнур» ( др.-евр. החוט המשולש ‏‎) .

Его учителями были: отец , рабби Хия и другие. Современник и товарищ рабби .

По мнению некоторых исследователей, имел свою академию на юге Палестины, недалеко от академии Бар Каппары . И. Галеви утверждает, что он имел академию в галилейском городе Сепфорисе , где одно время жил Бар-Каппара. По Бахеру же, родным городом Ошайи была Кесария , где жили и его родители ; название םורד могло также относиться к Кесарие Приморской, а академия Бар-Каппары находилась в предместье этого же города, דוורפ .

Его академию в Кесарее посещал в течение 13 лет знаменитый рабби Иоханан , хотя, как свидетельствует Талмуд , он сам обладал большими знаниями и не нуждался в Ошайе .

Славился в Кесарее и был хорошо известен также и нееврейской среде. Об одном философе, например, рассказывается, что он обратился к Ошайе с вопросом по поводу обряда обрезания; по мнению Бахера, этот философ не кто иной, как Ориген , живший также в Кесарие и особенно восстававший против этого обряда .

Когда патриарх рабби Гамлиил III хотел ввести « демай » (десятину) в Сирии , то Ошайя запротестовал против нового отчисления, и намерение патриарха не осуществилось .

Отличался высокой нравственностью . Мидраш рассказывает, что, когда Ошайя узнал, что его ставленники, народные судьи, публично предаются пьянству, он, не выдержав этого позора, воскликнул: «Противна мне жизнь» и тотчас же умер .

Труды

Представляется вероятным, что Ошайя был знаком с трудами Филона , чем можно объяснить некоторое сходство мыслей, встречающееся у Филона и в толкованиях Библии рабби Ошайи . Авторы ЕЭБЕ предполагают, что Ошайя был хорошо знаком с древнегреческим языком , так как широко пользовался им в агадических толкованиях .

Сборник барайт

В галахе рабби Ошайя более известен как редактор сборника барайт . Он собрал старые традиции, не вошедшие в Мишну . В первое время после составления Мишны многие из учеников рабби Иуды I занимались составлением особых кодексов — как в дополнение к Мишне, так и независимо от неё. И сборники барайт Хийи и Ошайи отличались точностью и пользовались большим авторитетом . В сборнике Ошайи встречаются противоречия с барайтами Хийи . В Талмудах часто приводится барайта рабби Ошайи, с вводными словами др.-евр. איעשוה ׳ר ינת ‏‎. Его сборник ценился очень высоко; последующие аморы : р. Симон бен-Лакиш , р. и р. называли его «отцом Мишны» .

Принципы

Имеются два галахических положения Ошайи, которые свидетельствуют о его самостоятельности и широком взгляде в галахе :

  • им был установлен принцип: «обычай упраздняет галаху» .
  • По мнению Ошайи, количественные размеры (שיעורין), установленные соферами (переписчиками) и представляющие необходимую часть большинства библейских законов, могут быть во всякое время изменены властью « бейт-дина » .

Другое

От Ошайи сохранилось много агад .

Ему неправильно приписывается составление мидраша « Берешит Рабба » , что, вероятно, произошло оттого, что этот мидраш начинается агадическим введением от имени Ошайи. По мнению Эпштейна , он действительно составил Мидраш к книге Бытия , который цитируется в Талмуде под названием «agadta de-be-Rab» , но это мнение не обосновано.

Ибн-Дауд приписывает Ошайе совместно с рабби Хией также и редакцию Мехилты .

Таннаитская книга « Сифре », по предположению Эпштейна , получила свою окончательную редакцию в школе Ошайи .

Примечания

  1. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  2. Франкель , Бахер
  3. Вейс, ср. Раппопорт , Kerem Chemed, VII.
  4. Арух , s. v.
  5. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  6. ; Б. Батра , 59а; ср. Когелет , 4, 12
  7. М. Кат. , 24а
  8. , 8а
  9. Иер. Иеб. , VΙΙΙ, 9б
  10. ср. Иер. Санг. , X, 28а; Франкель, Вейс
  11. Иер. Гит. , 46а
  12. Bacher, Ag. d. Pal. Amor., Ι, 90, прим. 5
  13. Иер. Санг. , XI, 30б
  14. Ber. r. , XI, 7; ср. Дистель , Gesch. d. alt. Testam., 37
  15. Иер. Халла , IV, 60а
  16. Иер. Шек. , V, 15
  17. ср. Когелет , 2, 17
  18. Kohel. r. , ad loc.
  19. Ber. r. , начало; ср. Фрейденталь , Hellenische Studien, I, 73; Jew. Quart. Rev., III, 357—360
  20. например, Ber. r. , XI, XIX; к 1, 2 и др.
  21. Хул. , 141б
  22. Frankel, Mebo ha-Jerusch., 25a
  23. Иер. Кид. , 1, 60а; ib., Б. Кама , IV, 4с; ib., Кет. , IX, 32d
  24. מנהג מבטל הלכה ( Иер. Б. Мец. , VII, I и др.)
  25. Иер. Хаг. , I, 2
  26. см. Ибн-Дауд, Закуто
  27. Beiträge zur jüd. Alterthumskunde, Ι, 55
  28. בר יבד אתדגא ( Санг. , 57б)
  29. , II, s. v. איעשׁוא ׳ר.
  30. ib.

Ссылки

Источник —

Same as Ошайя Рабба