Скуратов, Юрий Ильич
- 1 year ago
- 0
- 0
Ю́рий Ильи́ч Кононе́нко (1938—1995) — русский советский художник, сценограф , керамист, график. Его работы находятся во многих государственных и частных собраниях (Россия, США, Япония, Великобритания, ФРГ, Франция, Канада, Австрия, Дания, Финляндия, Венесуэла, Австралия, Югославия). Заслуженный художник Российской Федерации (1994).
Юрий Кононенко родился в Иркутске. Отец его, Витенсон Илья Абрамович, работал в то время военным корреспондентом, а мать, Кононенко Надежда Саввична, работала учительницей русского языка.
В 1945—1947 годы семья жила в Монголии, после чего переехала в Читу. Жизнь в Сибири сильно повлияла на творчество Юрия Кононенко. Персонажи, колорит, настроение работ, пластика спектаклей происхождением своим обязаны прежде всего детским впечатлениям и переживаниям полученным на Востоке.
Вот что пишет об этом сам Кононенко:
«Сибирь, как я её помню по детству, — земли много, а людей мало. Один человек, второй человек — расстояние между ними большое, грязь непролазная. Они глядят вдаль, вопрошают, как сфинксы, ветер уносит слова. Вопрос — ответ происходит руками, движением корпуса. Отсюда возникают не портреты, а „лики“ на моих холстах, отсюда возникает молчаливый вопрос и взгляд „ликов“, обращенный к зрителю и внутрь себя.
По Байкалу плывет лодка-баркас. Ветер, вода ледяная. Перевернешься — конец. Люди в лодке давно знают друг друга, но за всю дорогу не произносят ни слова. Лица напряжены, они молча надеются.
Бог далеко, а талисман рядом. У охотника в тайге на поясе — клык медведя, а у меня — талисман из бумаги».
Юрий Кононенко, Москва,17 апреля 1995 г.
В 1956 году, после окончания художественной школы в Чите, Кононенко переезжает в Иркутск. В Иркутском политехническом институте получает специальность инженера-строителя. Именно в институте он знакомится с Юрием Погребничко , будущим театральным режиссёром, в союзе с которым впоследствии будет работать до конца жизни.
В 1963 году поступает в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии , на декоративно-постановочный факультет, в класс Николая Павловича Акимова . Ученичество у знаменитого учителя продолжалось недолго, Акимов ушёл из института, а вслед за ним ушёл и Кононенко.
Вообще среди известных деятелей искусства своими главными учителями Ю. Кононенко называл Н. П. Акимова , иркутского писателя и драматурга П. Г. Маляревского (Сталинская премия третьей степени за пьесу «Канун грозы») и В. А. Фаворского .
С 1964 год жил в Новосибирске. Начинается его профессиональная деятельность в качестве театрального художника-постановщика («Бел-горюч камень», Н. Метальников, Новосибирский областной театр кукол, режиссёр Г. Кудрявцев, 1964).
В 1965 году переезжает в Новосибирский Академгородок . В течение последующих лет Ю. Кононенко работал инженером по технической эстетике, художником театра кукол, руководил изостудией физико-математической школы, преподавал в детской художественной школе, сотрудничал с профессиональными и самодеятельными драматическими коллективами, принимал участие в областных и зональных выставках художников. Это послужной список, а между строками этого перечня поездки по древностям Руси, изучение и постижение ремесла, сотни листов, картонов с рисунками и этюдами, многочасовые сеансы у мольберта, то есть обыденный труд художника.
Именно в Академгородке окончательно формируется самобытный стиль художника. По словам Н. Барановой и Н. Лаевской в Академгородке Юрием Кононенко была «основана художественная школа, где помимо художников занимались творчеством и многие ученые, студенты и аспиранты университета. Благодаря незаурядным творческим и личностным особенностям Ю. И. Кононенко, эта школа стала островком высокого интеллектуального единения многих представителей творческой и научной интеллигенции Новосибирского Академгородка того времени. Это было время так называемой „оттепели“, и в культурном пространстве Академгородка ею как можно более полно пользовались. Именно здесь прошли первая персональная выставка П. Филонова, выставка молодого М. Шемякина, выставка Р. Фалька; первый фестиваль бардов в СССР, первые джазовые фестивали. Юрий Кононенко был одним из тех, кто своей личностью и самим фактом своей жизни способствовал созданию здесь особой атмосферы, особого культурного пространства, когда на фоне всех существовавших проблем здесь дышалось всё же намного легче, чем где-либо ещё в нашей стране того времени» (Н. Баранова, Г. Лаевская, предисловие к сборнику текстов, посвященных 60-летию со дня рождения художника).
В 1966 году выступил художником-постановщиком первого совместного профессионального спектакля с Ю. Н. Погребничко («Приключения Витторио» А. Зака и И. Кузнецова. Московский театр юного зрителя, режиссёр Ю. Погребничко, 1966).
1969 год
Состоялась первая персональная выставка ( Дом ученых Академгородка , Новосибирск)
1970 год
После истории с «несанкционированным» написанием портрета В. И. Ленина, получившей неоднозначную оценку со стороны г. Новосибирска, Ю. Кононенко переезжает в Москву. В Москве он работает до конца жизни. Занимается станковой графикой, живописью, пишет тексты и создает свой вариант «видеоарта», который сам называет кино-театр .
Помимо этого Ю. Кононенко работал с режиссёрами в Малом театре , в Театре на Таганке , в Театре им. Моссовета , хотя основная часть его театральной деятельности по прежнему была связана с театром Ю. Погребничко — Московским театром на Красной Пресне (около Дома Станиславского), где он работал в должности «главного художника».
В 1974 году вступил в члены Союза художников СССР . Вступление в союз дает Ю. Кононенко возможность ездить в дома творчества, где он обретает новых друзей и вдохновение для создания многих серий работ (Паланга). В самой столице Ю. Кононенко работалось «плохо», как он пишет в биографических текстах.
Зрелые работы Ю. Кононенко того периода не поддаются жесткой категоризации и каталогизации. Творчество Ю. Кононенко сложно соотнести с каким либо определенным направлением в искусстве того времени, оно «изначально существует как будто по краю, только по касательной соединяясь с неофициальной художественной историей 1960—1980-х гг., отстраненное от полюсов московской жизни с концептуализмом, соц-артом, мистическими сеансами Шварцмана, теориями Вейсберга…» (Е. Иноземцева, 2009).
1978 год
Году проходит важная для художника выставка в Тбилиси.
В 1994 году присвоено звание « Заслуженный художник Российской Федерации ».
Умер в 1995 году после продолжительной болезни, похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
В 2002 году Кононенко была присуждена (посмертно) Государственная премия Российской Федерации за театральную деятельность .
1969 — Дом учёных Академгородка, Новосибирск
1978 — Дом Актёра, ВТО, Тбилиси
1981 — Редакция журнала «Декоративное искусство СССР», Москва
1984 — , Ленинград
1985 — Дом учёных , Черноголовка
1986 — Дом учёных Академгородка, Новосибирск
1987 — Издательство «Молодая гвардия», Москва
1988 — Выставка МОСХа, Дом актёра, Москва
1990 — Галерея «Russ», Хельсинки, Финляндия
1993 — Галерея «Art Modern», Москва
1994 — Галерея «AD & T», Люцерн, Швейцария
1995 — Галерея «Пан-Дан», ЦДХ, Москва
1995 — «Тверьуниверсалбанк», Тверь
1995 — Галерея русского посольства, Таллин, Эстония
1997 — ABN AMRO Bank, Москва
1987 — 1-я выставка объединения «Эрмитаж», Москва
1988 — «Новая графика», Центр современного искусства, ЦДХ, Москва
1989 — «Наш Чехов», галерея «Am Fishmarkt», Эрфурт, Германия; театр «Argentino», Рим, Италия
1989 — Первый аукцион советских художников, Музейно-галерейный центр, Загреб, Югославия
1990—1994 — Из собрания галереи «Art Modern»: Цюрих, Швейцария; Стамбул, Турция; Мадрид, Испания; Лондон, Великобритания
1991 — Современное советское искусство, «Century gallery», Лондон
1992 — Галерея «Raissa», Эрфурт, Германия
1992 — «Натюрморт конца XX века…», галерея «Московская палитра», Москва; Берлин, Германия
1992 — «Натюрморт: музей и мастерская», выставочный зал «Ковчег», Москва
1993 — «Артмиф III», Манеж, аукцион, Москва
1994 — «„Московская палитра“ — музею Альбертина», Москва
1995 — Выставка графики галереи «Вместе», ЦДХ, Москва
1996 — «Галереи в галерее», Ассоциация московских галерей, ГТГ, Москва
1996 — «Post Art Modern», ЦДХ, Москва
1996 — Московская художественная ярмарка «Арт Москва», ЦДХ, Москва
1997 — «Русское искусство второй половины XX века», объединение «Магнум Арс», Академия художеств, Москва
1997 — «Art Manege» — 97, Международная художественная ярмарка, Манеж, Москва
1998 — «Итоги сезонов 1992—1997», Малый манеж, Москва
Работы Юрия Кононенко находятся в собраниях:
а также в частных коллекциях в России и за рубежом.
Спектакли, поставленные в театре на Красной Пресне с 1987 года, неоднократно показывались на международных театральных фестивалях и гастролях в Бельгии, Великобритании, Германии, Голландии, Италии, Канаде, Польше, Франции, Швейцарии и Югославии.