Абастов, Анзор Сайтамиевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Анзор Эльдарович Астемиров , известен так же как амир Сейфуллах или Абу Имран ( 3 декабря 1976 , Кременчуг , УССР — 24 марта 2010 , Нальчик , Кабардино-Балкария ) — один из лидеров и идеологов исламистского сопротивления на Северном Кавказе , амир Кабардино-Балкарского джамаата , кадий Имарата Кавказ и валий Объединённого Вилайята Кабарды, Балкарии и Карачая .
Получив исламское образование за рубежом, вёл проповедническую деятельность и принадлежал к научным кругам, состоял в руководстве Института исламских исследований в Нальчике. После начала масштабного давления на мусульман в КБР со стороны властей ушёл в подполье. Организатор нападения на управление Госнаркоконтроля РФ по КБР в Нальчике в декабре 2004 года. Один из организаторов и непосредственных руководителей нападения на Нальчик 13 октября 2005 года. После нападения на Нальчик — амир Кабардино-Балкарского сектора Кавказского фронта ВС ЧРИ . Находился в международном розыске с 2006 года за нарушение семи статей УК РФ . Главный идеолог провозглашения Имарата Кавказ.
Родился 3 декабря 1976 года в городе Кременчуг Украинской ССР , куда в 1930-х годах переехал его дед, опасаясь репрессий за принадлежность к дворянскому роду . Отца звали Эльдар. По национальности — кабардинский адыг , потомок черкесских князей. Близкий родственник генерала ВС Абхазии Султана Сосналиева . От отца получил исламское воспитание, Анзор научился таджвиду .
В 1980-х годах семья Астемировых вернулась в Кабардино-Балкарию . В 1992 году саудовский Исламский университет имени имама Мухаммад ибн Сауда провёл в Нальчике двухнедельные курсы по основам ислама, в результатам них университет пригласил на обучение 12 абитуриентов из КБР, в числе которых были и Анзор. Астемиров впоследствии вспоминал: « Мы были самые первые ученики с постсоветского пространства , правда, из 12 человек окончили факультет шариата только двое. Один умер, остальные не могли учиться из-за солидного возраста — память была уже плохая. Руслан не закончил учёбу по болезни, а я — из-за бюрократических препон в 1998 году, когда приехал на каникулы домой… » .
По словам друга Астемирова, в 1995 году, узнав о начале Российско-чеченской войны , Анзор прервал учёбу в Саудии и поехал воевать за Ичкерию , считая это джихадом , оборонял Грозный в составе Исламского батальона . Впоследствии стал корреспондентом телеканала Аль-Джазира .
С 1998 года учреждён Кабардино-Балкарский джамаат , который стал составлял идеологическую оппозицию официальному духовенству республики под лидерством имама Мусы Мукожева . Астемиров был назначен заместителем главы джамаата. читал проповеди в мечети Вольного Аула —посёлке Нальчика .
В декабре 1999 года был задержан на границе Северной Осетии при попытке перегнать из Грузии в Чечню джип « Тойота », который, по данным МВД КБР, предназначался для Хаттаба . Против Астемирова было возбуждено уголовное дело, однако доказать его вину не смогли . В 2001 году он вместе с Мукожевым был задержан по подозрению в причастности к терактам в Ставропольском крае и КЧР. Они провели три месяца в следственном изоляторе «Белый лебедь» Пятигорска , однако затем были освобождены, официально — за недоказанностью, Анзор считал, что его отпустили из-за народных волнений на Северном Кавказе и, в частности, в КБР . Сам Астемиров объяснял арест тем, что властям не нравилось, что он занимался разбором по шариату дел людей, которые к нему обращались, в том числе из-за коррумпированности государственной судебной системы, он заявил, что в изоляторе силовики требовали прекратить призывать к шариату .
В 2002 году в Нальчике правозащитником Русланом Нахушевым был создан Институт исламских исследований, который, как он сам заявлял, должен была наладить контакты между представителями официального мусульманского духовенства и оппозиционно настроенной исламской молодёжью . Своими заместителями Нахушев назначил Мукожева и Астемирова , который занял должность заместителя директора по научной работе . Нахушев впоследствии называл его «интеллигентным человеком» .
В 2003 году на круглом столе в Москве на тему «Права национальных меньшинств в России: иллюзии и реальность», где собрались различные правозащитники, должностные лица и прочие, Астемиров выступил с докладом, отмечая притеснение в КБР соблюдающих религию мусульман, закрытие мечетей в Чегеме , Нарткале , Алтуде , обыски, задержания, угрозы от силовиков, составление ими списков «ваххабитов» из молодых мусульман, похищения спецслужбами, издевательства над религией. Астемиров заключил, что « многочисленные нарушения прав верующих могли привести к ответной реакции и иметь непредсказуемые последствия » .
В марте 2004 года принял участие в семинаре «Применение мусульманского права в России» в Москве с докладом «Современная практика применения мусульманского права в КБР», он заявил о возможности сосуществования российской системы и шариатского суда, который бы разбирал финансовые, наследственные, бракоразводные и прочие вопросы при взаимном согласии сторон. Впоследствии давление на мусульман со стороны властей усилилось, осенью 2004 года у Астемирова конфисковали паспорт для предотвращения его выезда за границу. Мокужев, Нахушев и Астемиров пытались решить вопрос мирно, сдерживая радикально настроенную часть общины и выступали с предупреждениями, что давление на джамаат может привести к насильственному сопротивлению, однако репрессии продолжались и ситуация только накалялась, пока в конце года не достигла критической точки , когда Астемиров ушёл в подполье .
По свидетельству Х. Емкужева, Астемиров и Мукожев не были в первоначальный период радикально настроенными и не высказывались за силовые методы, а изменили свои взгляды после возвращения с американской тюрьмы в Гуантанамо Руслана Одижева . Кавказовед Игорь Добаев также отмечал, что Астемиров в 1990-е годы стоял на «умеренно радикальных позициях» .
Вместе с Ильясом Горчхановым организовал нападение на дежурную часть управления Госнаркоконтроля в Нальчике в декабре 2004 года. Все погибшие тогда — четверо наркополицейских — были убиты Горчхановым, нападавшая группировка захватили более 250 единиц оружия . После этого лидеров джамаата, в том числе Астемирова, объявили в розыск, он ушёл в подполье . К тому времени в правоохранительных органах его считали главным идеологом джамаата « Ярмук », он проходил как подозреваемый по нескольким уголовным делам .
Имя « Сейфуллах » (от араб. سيف الله — меч Аллаха ) Астемиров взял после гибели 25 января 2005 года лидера Ярмука , носившего его . Летом 2005 года Астемиров присутствовал на военном маджлисе в Нальчике, тогда решался вопрос о присоединении джамаатов Ингушетии и Кабардино-Балкарии к Кавказскому фронту .
Вместе с Горчхановым непосредственно руководил нападением на Нальчик 13 октября 2005 года, в ходе которого Горчханов погиб . Поступали сообщения и о гибели Астемирова , но они не подтвердились, ему удалось скрыться и его вновь объявили в розыск , назначив вознаграждение за информацию о его местонахождении . В день рейда на Нальчик Астемиров призвал мусульман начать джихад — партизанскую борьбу — по всей республике . Провал выступления в Нальчике привёл Кабардино-Балкарский джамаат к краху . По свидетельству Х. Емкужева, после нападения на Нальчик Астемиров был назначен командиром Кабардино-Балкарского сектора Кавказского фронта ВС ЧРИ , а Мукожев стал его заместителем .
В ноябре 2006 года Астемиров выступил с обращением к властям России, обещая масштабные теракты в Кабардино-Балкарии, начало которым положат акции по уничтожению крупных чиновников республики, лояльных властям священнослужителей и бизнесменов .
Мы не признаем никаких законов, кроме законов Аллаха, а те, кто не желает покориться Аллаху и жить по его законам, будут наказаны
Политолог Ислам Текушев тогда отмечал, что « Анзор Астемиров известен, прежде всего, как один из самых эрудированных и тонких богословов в области ислама на Кавказе. Большинство его текстов, которые периодически появляются на сайте „ Кавказ-центр “, посвящены теории и практике джихада » .
В сентябре 2007 года президентом Ичкерии Доку Умаровым назначен и. о. председателя Высшего шариатского суда ЧРИ , а с провозглашением в октябре того же года Умаровым Имарата Кавказ стал его верховным кадием. Являлся главным идеологом провозглашения Кавказского Имарата . Одновременно валий Объединенного Вилайята Кабарды, Балкарии и Карачая Имарата Кавказ .
Доку Умаров вспоминал, что перед провозглашением им Имарата он получил кассету из Нальчика от амира Сайфуллаха, в которой тот заявлял :
Брат, мы договаривались с нашим братом Абу-Идрисом ( Шамилем ), что в этом году, когда он придёт, провозгласим Имарат. Абу-Идрис договаривался с нашим братом Абдул-Халимом , а вы сегодня этот договор не соблюдаете, и вопрос уже стоит о правильности вашей акиды. Если вы не провозглашаете Имарат, я вынужден его провозгласить сам, и призвать братьев воюющих на Кавказе сделать байат мне
Умаров отмечал, что провозглашение Сайфуллахом Имарата означало бы раскол в лагере кавказского сопротивления: « я знаю, что дагестанцы сделали бы байат Сайфуллах, и ингуши сделали бы байат, а мы остались бы. Уже было видно, что за нами люди не пойдут, наши ряды не пополняются под флагом Ичкерии… » .
Был в числе подозреваемых в убийстве в ноябре 2007 года девяти егерей в Кабардино-Балкарии, которых моджахеды обвиняли в сотрудничестве с милицией, и в январе 2008 года начальника управления по борьбе с оргпреступностью полковника Анатолия Кярова , которого обвиняли в пытках .
Согласно данным ФСБ , вычислить местоположение Астемирова смогли после убийства его ближайшего помощника Валерия Этезова, у того нашли документы, по которым смогли узнать места, где бывает Анзор и где затем установили наблюдение. 24 марта 2010 года вечером в Нальчике Астемирова с сопровождающим остановили сотрудники органов для проверки документов, в результате началась перестрелка. Астемиров отстреливался от силовиков ФСБ во дворе недостроенного торгового комплекса из нарезного оружия калибра девять миллиметров, пока его не убили . Его спутнику удалось скрыться , один сотрудник управления ФСБ был ранен . Личность Астемирова подтвердила дактилоскопическая экспертиза .
Преемником Анзора Астемирова во главе Объединённого вилайята Кабарды, Балкарии и Карачая, согласно его собственному завещанию, стал Аскер Джаппуев .
Считал национализм самой страшной бедой кавказских народов, полагая, что всем народам региона нужно объединиться на основе ислама в шариатском государстве . Выступал против распространения влияния организации Хизб-ут-Тахрир на Северном Кавказе, переводил с арабского и распространял антитахрировскую литературу .
Будучи в подполье, называл признание российского законодательства — язычеством , вина за распространение которой на Кавказе лежит на российской оккупации, за которой следовали культурная и идеологическая экспансия. Критиковал российскую систему власти за легализацию ростовщичества, банковского процента, оборота денег, не обеспеченных золотом и серебром, спекуляций на рынке энергоносителей, зерна и других товаров. В современных «языческих государствах», согласно Астемирову, вся власть принадлежит крупному капиталу, который назначает руководителей, заказывает законы, превратил выборы в фикцию, манипулирует населением через «жрецов», роль которых играют СМИ и официальное духовенство, развращают умы ещё со школ. Таким образом, призыв к единобожию и исламу является прямой угрозой такому строю .
В джихадистском подполье читал проповеди, писал статьи и давал интервью, в частности на темы джихада и истории народов Северного Кавказа. В своих работах Астемиров строит свою аргументацию на шариатских источниках — цитирует Коран, хадисы и мусульманских учёных, ссылался на таких классиков как Ибн Таймия и Насируддин аль-Албани . Его основная работа «Джихад против вероотступников» представляла из себя политический текст, где Астемиров указал главных врагов мусульман, против которых дозволена вооружённая борьба. Утверждал, что первым шагом на джихаде является борьба с внутренними или ближайшими врагами: теми, кто отступил от ислама. Критиковал мусульман, считавших, что современным мусульманам не хватает сил для борьбы с неверными и поэтому невозможно совершать джихад в современных условиях. В частности, Астемиров выступал против мадхалитов .
Жену звали Зухра, в семье родился один ребёнок. В 2005 году брак был расторгнут, Зухра впоследствии вышла замуж за другого мужчину, однако она подвергалась преследованиям силовиков, на её нового мужа завели уголовное дело .