Interested Article - Светилин, Александр Емельянович

Александр Емельянович Светилин (1841—1887) — российский логик , психолог , богослов и педагог ; профессор Санкт-Петербургской духовной академии ; магистр богословия , автор ряда научных статей и учебных пособий.

Биография

Александр Светилин родился в 1841 году в Рязанской губернии в семье сельского священника Емелиан Космича Светилина (1849—1881) , который служил в ныне заброшенном Храме Георгия Победоносца в селе Новые Кельцы . Воспитывался в Рязанской духовной семинарии , откуда перешел в Санкт-Петербургскую духовную академию , где в 1865 году окончил курс и через 2 года получил степень магистра богословия .

Пробыв некоторое время преподавателем логики и психологии в Смоленской духовной семинарии , в 1867 году был переведен в Санкт-Петербургскую семинарию , а в следующем году, после смерти профессора В. Н. Карпова , был назначен бакалавром по кафедре логики и психологии в СПбДА .

В 1884 году Александр Емельянович Светилин вынужден был оставить преподавательскую деятельность, вследствие душевной болезни, от которой и умер 3 (15) октября 1887 года и был погребён в Александро-Невской лавре , вблизи от могилы профессора Карпова .

Могила Светилина на Никольском кладбище Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга.

Научная деятельность

Из научных трудов Светилин напечатал « Учебник логики » , выдержавший три издания, актовую речь « Умеренный материализм » и полемику с М. И. Владиславлевым по поводу книги последнего « Логика » . Литографированный курс лекций по психологии не был напечатан при жизни автора. При полной пригодности для целей преподавания в средних учебных заведениях того времени, « Учебник логики », однако, не был оригинален и составлен по Линднеру .

Главной же заслугой А. Е. Светилина является его преподавательская деятельность, в которой научные воззрения учёного нашли наиболее полное выражение. Нельзя сказать, чтобы его курс психологии был вполне самостоятелен; в нём отразились разнообразные влияния западных мыслителей, преимущественно немецких идеалистов и английских учёных, однако, в педагогическом отношении лекции его представляли несомненные достоинства. Вопрос о значении и задачах опытной психологии ставился вполне научно и проводился с полной критической осмотрительностью. Признавая самостоятельность духовной субстанции и существование независимого от материи источника психических явлений, борясь против воззрений как грубых, так и умеренных материалистов, Светилин вместе с тем требовал полного освобождения психологии от метафизических предпосылок, отказываясь от попытки сделать предметом изучения саму субстанцию духа и считая возможным научно исследовать только душевные явления .

Само исследование психической жизни он основывал на фактических данных, пользуясь не только результатами самонаблюдения, но принимая во внимание и чужой опыт и выводы, основанные на внешнем наблюдении. Особенное значение он придавал психологическим наблюдениям поэтов , считая их тонкими знатоками душевной жизни, а из них наиболее высоко ставил Уильяма Шекспира . Отказываясь признать метафизику основой психологии, Светилин признавал полезность некоторых метафизических понятий в методологическом отношении. К ним он причислял понятие способностей, но не в смысле реальных порождающих явления причин, а всего лишь в качестве общих понятий для различных групп или классов душевных явлений. Абсолютная несравнимость психических явлений с материальными и факт единства сознания, доказывая самостоятельность психологии от физиологии , не исключает, однако, фактической тесной связи явлений того и другого порядка .

Александр Емельянович Светилин, признававший одной из главных задач психологии выяснение закономерных отношений психических явлений не только друг к другу, но и к явлениям внешнего мира (такова, например, задача экспериментальной психологии ), считал одним из важных условий изучения душевной жизни выяснение всех обстоятельств и условий проявления того или другого психического факта. А так как всякое душевное явление неизбежно сопровождается явлениями физиологического свойства, то для полного понимания его необходимо принимать во внимание и данные физиологии .

Недостатком многих психологов, по мнению Светилина, является склонность к отвлечению душевных явлений от их конкретной формы. В результате получается логическое построение, а не ряд научных выводов, основанных на фактических данных; но не одними только выводами физиологии должен пользоваться психолог. Светилин понимал, что человек занимает лишь высшую ступень в непрерывном ряде живых организмов, а следовательно, изучение духовной деятельности человека требует всестороннего знакомства с общими законами органической жизни вообще. Светилин заявляет себя противником понимания духа, как чего-то чуждого жизни, какого-то внешнего дара, присущего исключительно человеку и, противопоставляет ему теорию так называемого анимизма , по которому душа есть принцип жизни. Такой взгляд на духовную сущность, исповедываемый ещё античными мыслителями и вытесненный было декартовским дуализмом , всё сильнее заявлял право на существование и действительно более соглидарен с принципом эволюции . В том факте, что даже некоторые дарвинисты считают невозможным чисто механически объяснить происхождение органической жизни и нашли нужным включить психический элемент в число факторов эволюции, Светилин видел не только подтверждение анимизма и будущее господство его в психологии как научно оправданной теории, но и возможность в будущем подчинения биологических наук психологии. Основой же психической жизни он, вместе с И. Ф. Гербартом , считал явления сознания .

Примечания

  1. // / под ред. А. А. Половцов СПб. : 1904. — Т. 18. — С. 231—232.
  2. // — 2 — СПб. : 1909. — Т. 2.
  3. Svetilin, Aleksandr Jemel‘janovič //
  4. // СПб. : Брокгауз — Ефрон , 1900. — Т. XXIX. — С. 207.
  5. В изданиях Брокгауза и Ефрона (ЭСБЕ и МЭСЕ) годом рождения назван 1914-й; см. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907. и // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
  6. Сайт geni.com
  7. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  8. О. Эрихсен. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. М. , 1896—1918.
  9. Журнал «Церковный вестник» № 31 за 1887 год.
  10. от 18 августа 2016 на Wayback Machine .
  11. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
  12. « Христианское чтение », 1878 г., часть І
  13. « Журнал Министерства народного просвещения », 1874 г., ч. 174, авг. и 1875 г., часть 179, май.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Светилин, Александр Емельянович