Interested Article - Ибн Хазм

Абу́ Муха́ммад ‘Али́ ибн А́хмад аль-Андалуси́ , сокращённо Ибн Хазм ( араб. ابن حزم 994 , Кордова 1064 , Уэльва ) — андалусский теолог, полемист , ересиограф и факих , представитель захиритского мазхаба , поэт и историк .

Биография

Его полное имя: Абу Мухаммад ‘Али ибн Ахмад ибн Са‘ид ибн Хазм ибн Галиб ибн Салих ибн Халяф ибн Мад‘ан ибн Суфйан ибн Йазид аль-Фарси аль-Андалуси аль-Куртуби аль-Йазиди. Родился в Кордове в семье визиря халифа аль-Мансура . Принимал участие в политической жизни, поддерживал Омейядов в их борьбе с берберами, занимал пост визиря при Абдурахмане аль-Мустазхире (1023 г.) и Хишаме аль-Мутадде (1027 г.). Когда берберская партия брала верх, Ибн Хазм подвергался заключению и ссылке .

В конце 20-х годов Ибн Хазм сошёл с политической арены. Опасаясь преследований господствовавших в те времена в аль-Андалусе маликитов , он переселяется в 1029 году на остров Майорку . С 1047 года — жил в своём родном поместье на юго-западе страны, где и умер .

Взгляды и наследие

Следуя традиции захиритов, Ибн Хазм настаивал на буквальном толковании священных текстов; в качестве основ фикха признавал лишь Коран и сунну (принятое им иджма было иджма сподвижников пророка Мухаммеда ); отвергал такие методы правоведения, как кияс , ар-рай , истихсан , таалил (обоснование). Выступал против всех разновидностей калама , включая ашаритский , а также подвергал критике восточных перипатетиков и суфиев .

Ибн Хазм отвергал таклид , допуская следование лишь Пророку (что, по его мнению, не есть таклид) пытался легитимировать аристотелевскую логику , иллюстрируя её примерами правового и богословского характера .

Из трудов Ибн Хазма наибольшую известность получили доксографическое сочинение «Аль-Фисаль фи-ль-миляль уа-ль-ахва уа-н-нихаль» ( араб. الفصل في الملل والأهواء والنحل ‎), в котором он апологетически изложил проблемы теологии, разделявшие мусульман на многочисленные школы и толки, и правоведческое сочинение «Аль-Мухалля» ( араб. المحلى ‎) .

Ибн Хазму принадлежит книга прозаических пассажей и поэтических зарисовок на темы любви под названием «Ожерелье голубки» ( араб. طوق الحمامة ‎) (рус. перевод — 1933).

Ибн Хазм о форме Земли

Ибн Хазм привел аят: «Он покрывает (йукяввир) ночью день и покрывает (йукаввиру) днем ночь» (сура Аз-Зумар, 39:5). Слово «покрывает» (йукяввир) в данном аяте используется арабами для описания окутывания тюрбана на голове, поэтому они сделали из этого вывод, что земля шарообразная , как голова человека, вокруг которой он окутывает свой тюрбан [ источник не указан 2368 дней ] . А вслед за этим сказал:

«Вот доказательства того, что Земля — округлой формы. Обсудим некоторые аргументы против идеи о том, что Земля — круглая. Говорят: „Есть убедительные доказательства того, что Земля — круглая, но простой народ говорит иначе“. Наш ответ — и Аллах источник всей силы — ни один из выдающихся мусульманских ученых, которые достойны быть названными имамами или лидерами в знаниях (да будет доволен ими Аллах), не отрицали того, что Земля круглая, и нет ни одного предания от них, чтобы отрицать это. Напротив, доводы из Корана и Сунны говорят, что она — круглая» .

Публикации сочинений

См.также

Примечания

  1. (англ.)
  2. Pulcini Th. Exegesis as polemical discourse: Ibn Ḥazm on Jewish and Christian Scriptures. 2 vols. Ph.D. Dissertation. University of Pittsburgh, 1994; изд.: от 9 декабря 2020 на Wayback Machine ; Oxford, 2000.
  3. Kharijites and Contemporary Scholarship / Gaiser Adam R. // Oxford Bibliographies Online : [ англ. ] . — Oxf. ; N. Y. : Oxford University Press , 2013. — 25 June. — doi : .
  4. Ислам. Энциклопедический словарь. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991. — 315 с. — ISBN 5-02-016941-2 — с.87.
  5. от 16 октября 2013 на Wayback Machine — статья в Новой философской энциклопедии .
  6. «Аль-Фисаль филь Миляль уа-ль-Ахва уа-н-Нихаль» (2/78)

Литература

Источник —

Same as Ибн Хазм