Interested Article - Баласарасвати

Танджавур Баласарасвати ( там. தஞ்சாவூர் பாலசரஸ்வதி ; 13 мая 1918 — 9 февраля 1984) — легендарная исполнительница индийского танца бхаратнатьям , потомственная девадаси Танджавура (штат Тамилнад ), ученица К. Кандаппана Пиллаи. Была известна как великолепная исполнительница танца в разных частях Индии и за рубежом. Благодаря её вкладу стиль бхаратнатьям стал известен во многих уголках мира.

В 1957 году была награждена « Падма бхушан », а в 1977 году — « Падма вибхушан », одними из высочайших государственных наград Индии . В 1981 году была удостоена звания Сангита Каласикхамани от индийского общества прекрасных искусств ( Ченнаи ).

Детство и обучение искусствам

Баласарасвати была представительницей седьмого поколения исполнителей традиционных танца и музыки ( девадаси ). Её предок Папаммал (Papammal) был музыкантом и танцором при дворе Танджавура в середине XVIII века . Её бабушка Вина Дханаммал (1867—1938) — одна из самых влиятельных индийских музыкантов начала XX века. Её мать, Джаяммал (1890—1967) была певицей, она поощряла обучение Баласарасвати искусствам и аккомпанировала при обучении.

Баласарасвати изучала музыку в семье с самого раннего детства. Обучение началось, когда ей было четыре года под руководством выдающегося преподавателя танца К. Кандаппана Пиллаи, члена знаменитой семьи Тханджавур Наттуванар .

Её младшими братьями были музыканты Т. Ранганатхан и Т. Вишванатан, оба ставшие видными исполнителями и преподавателями в Индии и США. Её дочь, Лакшми Найт (1943—2001), стала выдающимся исполнителем в стиле её матери. Её внук Анируддха Найт продолжает танцевать в семейном стиле сегодня и является художественным руководителем Ассоциации музыки и танца Бала в Соединенных Штатах и ​​Школы танца Баласарасвати в Индии. Её зять Дуглас М. Найт-младший написал её биографию «Balasaraswati: Her Art & Life» при поддержке стипендии Гуггенхайма (2003). Известный индийский кинорежиссёр Сатьяджит Рай сделал документальный фильм, основанный на её работах .

Карьера

Сценический дебют, арангетрам , Баласарасвати состоялся в 1925 году . Она стала первой исполнительницей классического индийского танца, выступившем за пределами Южной Индии , дав выступление в 1934 году в Калькутте .

Будучи подростком она была замечена хореографом , который стал ярым промоутером её выступлений . И в течение 1930-х годов она захватывала воображение зрителей по всей Индии. Она продолжила исполнительскую карьеру, которая привлекла международное критическое внимание и заработала уважение великих танцоров, таких как Шамбху Махарадж, Марго Фонтейн , Марта Грэм и Мерс Каннингем .

Интерес к бхаратанатьям возрос в 1950-х годах, когда публика заинтересовалась продвижением уникальной индийской формы искусства. При поддержке Музыкальной академии в Мадрасе Баласарасвати основала школу танцев. В начале 1960-х годов она все чаще путешествовала по миру, с выступлениями в Восточной Азии , Европе и Северной Америке . Позже в то десятилетие, в течение 1970-х и в начале 1980-х годов, она неоднократно посещала Соединенные Штаты как преподаватель и как исполнитель. В том числе она выступала в Уэслианском университете (Миддлтон, Коннектикут ), Калифорнийском институте искусств (Валенсия) Колледж Миллса ( Окленд , Калифорния ), Вашингтонском университете ( Сиэтл ), на Фестивале танцев Jacob's Pillow (Беккет, Массачусетс ). Благодаря своим международным выступлениям, а также её деятельности в Индии, особенно в Мадрасе, Баласарасвати не только познакомила широкую аудиторию с традиционным стилем бхаратанатьям , но и обучала многих новых исполнителей .

Признание

Она получила многочисленные награды в Индии, в том числе премию президента от Академии Сангит Натак (1955), Падма Вибхушан от правительства Индии за вклад в области искусства (1977 год) и от Музыкальной академии Мадраса, высшую награду Южной Индии для музыкантов (1973).

В обзоре в 1977 году танцевальный критик The New York Times Анна Киссельгофф описала её как одного из «величайших исполнителей в мире» . India Today , одно из ведущих новостных изданий Индии, по результатам опроса граждан включили её в список 100 выдающихся индийцев, которые сформировали судьбу Индии.

Она была единственной незападной танцовщицей, включенной в сборник Ассоциации танцевального наследия (Dance Heritage Coalition), «Сокровища американского танца: топ 100» (2000).

Баласарасвати о бхаратанатьям

Она не только превосходно владела техникой и своим телом, она была настоящим философом и поэтом. Её слова о Бхаратнатьям гениально точно отражает суть и особенность этого искусства.

Баласарасвати о стиле бхаратанатьям:

Величайшее благословение Бхаратанатьям — это его способность управлять умом. Большинство из нас не способны по-настоящему отрешиться в медитации, даже сохраняя бездействие. С другой стороны, в Бхаратанатьям нет бездействия, мы двигаемся, однако гармония движений становится причиной концентрации, которую мы пытаемся обрести. И бремя действия забывается в прекрасных чарах искусства.

Она говорила о жертвенности в искусстве танца:

Бхаратанатьям — это искусство, которое приносит тело в дар, в жертву, не признавая за ним самим высокой ценности… Танцор, который растворяет свое Я в ритме и музыке, делает свое тело инструментом переживаний и выражений духовного опыта.

Она всегда настаивала на принципе сохранения порядка традиционного исполнения:

Традиционное представление Бхаратнатьям — это комбинация разнообразных эстетических и психологических элементов, которая приносит полное удовольствие. Изменить эту последовательность, потому что она считается „скучной“ — значит разрушить целостность эстетического наслаждения.

В массовой культуре

Бенгальский режиссёр Сатьяджит Рай снял документальный фильм о Баласарасвати — «Бала» (1976) .

Примечания

  1. Gorlinski V. T. Balasaraswati // (англ.)
  2. (англ.) . The Indian Express . Дата обращения: 21 июля 2017. 15 февраля 2018 года.
  3. C. J. Fuller, Haripriya Narasimhan. . — University of Chicago Press, 2014. — P. 206. — 288 p. — ISBN 978-0226152745 .
  4. (англ.) . Ministry of Home Affairs, Government of India. Дата обращения: 21 июля 2017. Архивировано из 15 ноября 2014 года.
  5. Anna Kisselgoff. (англ.) . The New York Times (10 февраля 1984). Дата обращения: 22 июля 2017. 24 мая 2015 года.
  6. S. K. Singh. . SatyajitRay.org. Дата обращения: 21 июля 2017. Архивировано из 11 сентября 2012 года.
  7. Veejay Sai. (англ.) . Mint (17 июня 2017). Дата обращения: 22 июля 2017. 21 июля 2017 года.
  8. — статья из Британской энциклопедии
Источник —

Same as Баласарасвати