Аниме и манга в жанре трагедия
- 1 year ago
- 0
- 0
Трагедия на туристском маршрутe № 30 — происшествие, окончившееся гибелью 21 туриста на восточном склоне горы Гузерипль (респ. Адыгея ) в ночь с 10 на 11 сентября 1975 года. Считается самой крупной трагедией в истории советского туризма .
Всесоюзный туристский маршрут № 30 считался одним из самых массовых, популярных и живописных туристических маршрутов советского времени. Негласно он назывался «Через горы к морю». Начинался он в поселке Гузерипль в Адыгее, а завершался в поселке Дагомыс Краснодарского края. Маршрут не является сложным и доступен для прохождения даже начинающим малоподготовленным туристам.
В начале сентября 1975 года для прохождения маршрута номер 30 на турбазе «Горная» в Хаджохской теснине была сформирована группа номер 93. Группу составляли туристы, прибывшие на отдых по профсоюзным путевкам из РСФСР, Украины, Узбекистана. Готовил группу к маршруту опытный инструктор Алексей Агеев, в рамках подготовки группа совершила несколько акклиматизационных и тренировочных радиальных выходов в окрестностях турбазы. Но поскольку Агеев был школьным учителем, повести группу на маршрут он не смог — начинался учебный год и Агеев вернулся в школу. Инструкторами были назначены студенты Донецкого сельскохозяйственного института Алексей Сафонов и Ольга Ковалева. Вместе с Агеевым они участвовали в тренировочных выходах и были знакомы с группой .
Группа из 51 человека, включая двух инструкторов, покинула турбазу «Кавказ» 9 сентября 1975 года. От «Горной» до «Кавказа» туристов доставили автобусами или на грузовом автомобиле. Вечером туристы достигли приюта «Тепляк», где и заночевали. Однако журналист Виктор Шварц в статье «Случай в горах» для газеты « Советская Культура » пишет, что туристы провели ночь на приюте «Армянский» . Такое расхождение возможно, потому как именно в 1975 году маршрут номер 30 по настоянию гендиректора турбазы «Кавказ» был немного изменен — в картах появился приют «Тепляк», который ранее не существовал. В результате чего первый день пути для туристов был сильно проще. Зато во второй день маршрут увеличивался на 9 км и начинался с затяжного подъема к альпийским лугам на высоту 1800м. После этой трагедии маршрут вернули к первоначальному варианту, а приют «Тепляк» перестал существовать .
Вечером первого дня похода туристы долго сидели у костра за праздничным ужином. По показаниям самих туристов вечер сопровождался алкоголем и играми: туристы сыграли шуточную свадьбу и медовый месяц. Из-за этого легли спать поздно, а утром не все смогли встать и собраться к обозначенному времени. Инструкторам пришлось задержаться с выходом на маршрут.
10 сентября группа 93 выдвинулась в сторону приюта « Фишт » разделившись на две подгруппы: одну возглавил Сафонов, другую Ковалева. В начале этого участка туристов ждал затяжной тяжелый подъем по хребту Буйный, а через 5-6 км подъема переход в зону альпийских лугов — местности открытой и легко продуваемой. Именно в этот момент начался мелкий дождь, потом снег, перешедший в настоящий буран. Находясь посередине между двумя приютами инструктора начали вслух обсуждать оба варианта: вернуться ли на «Тепляк» или продолжить путь к «Фишту». Это обсуждение длилось какое-то время и было слышно туристам. Почувствовав неуверенность инструкторов внутри группы появилась небольшая инициативная группа во главе которой было несколько крепких мужчин за которыми последовали менее подготовленные туристы. Эта группа приняла решение сойти с тропы и укрыться от бурана в зоне леса в нескольких сотнях метров от плато. Однако эта группа быстро распалась, часть туристов не смогли держать темп, постоянно проваливаясь в снег. Туристы сгруппировавшись по несколько человек и поодиночке были рассредоточены в лесу по разным сторонам ручья Могильный.
Сафонов отправился в лес собирать остатки группы. По воспоминаниям туристки из Севастополя Л. Косяковой, туристы слышали друг друга, и перекрикивались, но добраться до товарищей не могли, из-за разделявших их обрывов, ручья, бурелома и глубокого снега. Многие в панике побросали рюкзаки с едой и теплыми вещими. Сафонов собрал несколько туристов, переправил через ручей и, добравшись до поляны с сухими пихтами, развел костер. Сам инструктор отправился на поиски оставшихся в лесу девушек, приказав парням поддерживать огонь. Но когда вернулся с туристками, увидел, что костер потух, а мужчины сидят прижавшись друг к другу. Уговорами и силой Сафонов заставил нескольких мужчин отправиться за хворостом. Когда костер снова запылал, мужчины покрепче обступили огонь и не подпускали к нему остальных. Из воспоминаний В. Никитенкова:
Несколько крепких мужчин отказывались оказывать помощь тем, кто чувствовал себя плохо. Валерий Баштовой и Алик Старосельский вели себя нагло, отталкивали слабых от костра…
Впоследствии участники группы оправдывали свое поведение состоянием аффекта и нервного шока. Участник этой «группы сильных» В. Свеженцев описывая те события комментировал: «Кто хотел жить – тот выжил».
Тех туристов, которые по-прежнему были готовы доверять указаниям инструкторов, Ольга Ковалева повела в сторону пастушьего балагана и через несколько часов они достигли пастушей стоянки, представлявшей собой крошечный домик без окон. Но сама Ковалева при этом полностью ослепла от мелкой и острой снежной крошки. В балагане в то время находились пастухи Виталий Острицов и Владимир Крайний, которые разместили туристов и вышли на помощь тем, кто потерялся. На двоих у пастухов была всего одна пара сапог, поэтому Крайний помогал туристам, которые были неподалеку, Острицов пытался спасти тех, кто был в лесу. С поиском людей здорово помогла собака.
По показаниям самого Виталия Острицова он встретил парня и девушку (Светлана Вертикуш и Михаил Осипенко), они были полностью промокшие и замерзшие. Пастух отвел их под деревья и попросил подождать, отправившись на поиски двух больших групп, расположение которых указала ему Ковалева. Также он встретил и «сильную группу», которая ранее укрывалась у костра в лесу, но потом вернулась на тропу. Собрав 22 человека Острицов вернулся в балаган. Одна из туристок уже не могла идти и Острицов нес ее на себе. Вернувшись в балаган он попросил мужчин, которые уже отогрелись, сходить за парнем и девушкой в лесу (Вертикуш и Осипенко). Мужчины вышли из домика, но пройдя несколько сотен метров решили что им лучше вернуться и сообщили, что дошли до места, но никого там не нашли .
11 сентября к пастушему балагану пришла следующая группа туристов, с порядковым номером 94. Узнав, что путь на перевал «Фишт» закрыт из-за снега, они повернули назад к приюту «Армянский», где стали готовить обед. Инструктора группы видели обмороженных туристов 93-й, но не предложили помощь и не отправили никого из физически здоровых членов группы сообщить о происшествии на турбазу. С инструкторами группы номер 93 осталась лишь инструктор 94-й — студентка Галина Кузминкина. Вместе с пастухом Владимиром Крайним ночью 11 сентября они блуждали по склону и привели в приют еще несколько туристов.
13 сентября, после трех дней под деревом без одежды и огня, вертолетом спасателей была обнаружена живой Светлана Вертикуш. Остававшийся с ней Михаил Осипенко попробовал в темноте найти свой рюкзак, но заблудился и погиб.
Погибшими были найдены четверо туристов, которые неподалеку от бывшего костровища заблудились, но решили согреть друг друга, легли на рюкзаки и накрылись полиэтиленовой пленкой.
На дне могильной балки была найдена Дина Наймон. Туристы Михаил Решкин, Валерий Соколов и Владимир Третьяков проходя мимо Дины пообещали вернуться за ней, но достигнув пастушьего домика никто его уже не покинул. Семен Дужайский совался с небольшого выступа скалы и остался заперт на нем, но не получил травм. Турист Николай Загорянский на суде рассказал, что обещал вернуться за Семеном, но подумал что тот сорвался в пропасть и погиб .
Всего 10 и 11 сентября в группе № 93 погиб 21 человек — 13 мужчин и 8 женщин от 18 до 48 лет. У всех зафиксирована одна причина смерти — переохлаждение .