Interested Article - Болеславский, Ричард Валентинович

Ричард Валенти́нович Болесла́вский ( польск. Ryszard Bolesławski , при рождении Ричард Стржезницкий ( польск. Ryszard Srzednicki ); 4 февраля 1889 года , Могилёв-Подольский , Подольская губерния , Российская империя 17 января 1937 , Лос-Анджелес , США) — русский и американский актёр польского происхождения , режиссёр театра и кино, преподаватель актёрского мастерства.

Биография

Ранние годы жизни

Болеслав Ричард Стржезницкий родился в семье польского художника Валенты Стржезницкого. Имя Ричард Болеславский он принял позднее, как театральный псевдоним. После смерти отца семья переехала в Одессу. Ещё во время учёбы в школе Ричард выступал в любительских спектаклях одесского «Польского очага» («Ognisku Polskim») и русской труппы, затем в спектаклях русской передвижной группы. Учился в Новороссийском, затем в Московском университетах.

Работа в Московском Художественном театре

Р. В. Болеславский и С. М. Сапунов в спектакле «Бранд» (по Г. Ибсену) Московского Художественного театра
Р. В. Болеславский в роли Лаэрта. Спектакль «Гамлет», Московский Художественный театр, 1912

С 1908 года — актёр Московского Художественного театра , в котором сыграл двадцать ролей. В 1909 году успешно дебютировал в большой роли Беляева в пьесе И. С. Тургенева «Месяц в деревне». В 1911 с неменьшим успехом сыграл Лёвку в пьесе С. С. Юшкевича «Miserere», Лаэрта в «Гамлете» У. Шекспира , в 1914 — Фабрицио в «Хозяйке гостиницы» К. Гольдони . Среди других ролей — Пан Врублевский в «Братьях Карамазовых» по роману Ф. М. Достоевского (1910), адвокат Петрушин в «Живом трупе» Л. Толстого (1911), Аслак в «Пер Гюнте» Г. Ибсена (1912), Альсид в «Браке поневоле» Мольера (1913), Барановский в «Осенних скрипках» И. Сургучева .

Один из основателей и организаторов 1-й студии МХТ , где поставил «Гибель „Надежды“» (1913), «Калики перехожие» В. Волькенштейна (1914). Одновременно сыграл Вильгельма в «Празднике жизни» Г. Гауптмана (1913), сэра Тоби в «Двенадцатой ночи» Шекспира ( 1917 ).

Летом 1914 года совершил путешествие в Испанию и Италию, побывал в Австрии и Швейцарии.

Работа в кино

В 1914 Болеславский дебютировал в кино в роли художника Волина в фильме Якова Протазанова Мимо жизни (Сказка жизни) и танцора в фильме Танец вампира . В 1915 поставил свои первые фильмы: Три встречи , Ты еще не умеешь любить , затем последовали Семья Поленовых , Не разум, а страсть правят миром , Домик на Волге .

Первая мировая война

В 1916 ушёл добровольцем на фронт, воевал в составе Первого уланского полка (Польского) , был ранен. В 1918 вернулся в студию. Позднее он написал две книги воспоминаний об этом времени.

Работа в польских театрах и кино

В январе 1920 уехал в Польшу, где начал работать в Большом театре в Познани. Поставил в своем оформлении «Потоп» Ю.-Х.Бергера. Затем поступил актером и режиссёром в варшавский Театр Польский, где поставил «Мещанина во дворянстве» Мольера (совм. с Л.Шиллером, 1920), «Романтиков» Э.Ростана (исполнил роль Стафореля, 1920), «Милосердие» К.Ростворовского (1920), «Потоп» (исполнил роль О’Нила, 1920), «Рюи Блаз» В.Гюго (1921), «Кики» Л.-Б.Пикара (1921).

В 1920 Болеславский поставил несколько короткометражных пропагандистских фильмов, направленных против Советской России, и на киностудиях «Сфинкс» и «Ориантфильм» два больших художественных фильма: Bohaterstwo Polskiego Skauta (Героизм польского скаута) и Cud nad Wisłą ( Чудо над Вислой ).

В США

Не сумев получить постоянное место руководителя Городского театра в Лодзи (май 1921), Болеславский уехал из Польши и вскоре присоединился к находившейся в Праге качаловской группе Художественного театра. Осенью 1922 он присоединился к труппе МХТ во время гастролей в США и там остался после её отъезда в Москву.

В 1923 году основал в Нью-Йорке American Laboratory Theatre (ALT). Первоначальное его планом было за три года подготовить труппу актёров, с которой начать представления как репертуарный театр, но представления начались несколько раньше, через два года. Поэтому лабораторный театр состоял из двух частей: действующего театра и школы при нём, где готовились актёры, следуя системе Станиславского . Кроме самого Болеславского ключевым педагогом ALT была актриса МХТ Мария Успенская . Программа обучения актёров включала в себя развитие внешних и внутренних выразительных средств. Первое включало в себя обучение танцу, балету, ритмике Далькроза , фехтованию , пантомиме , фонетике, декламации и гриму . Второе — развитие чувств, воображения и памяти актёра.

Поставил «Три мушкетера», «Укрощение строптивой», «Макбет», «Миракль». ALT действовал до 1930—1933 годов, когда Болеславский переехал в Голливуд, чтобы работать в кино. Примерно в это время он женился на американской драматической актрисе Норме Друри.

В ALT учились Ли Страсберг , Стелла Адлер и Гарольд Клурман, которые стали основателями известного целой плеядой вышедших из него звёзд и левой антикоммерческой направленностью «Группового Театра» ( ). Поэтому «Групповой театр» часто рассматривается как продолжение направления «Лабораторного театра» Болеславского.

Ричард Болеславский преждевременно скончался всего за несколько недель до своего 48-го дня рождения, 17 января 1937.

Фильмография

  • 1915 — Ты еще не умеешь любить, в России
  • 1918 — Три встречи, в России
  • 1918 — Хлеб, в России
  • 1920 — Героизм польского скаута / Bohaterstwo Polskiego Skauta, в Польше
  • 1920 — Чудо над Вислой / Cud nad Wisłą (The Miracle at the Vistula), в Польше
  • 1929 — The Grand Parade, в США, Голливуде
  • 1929 — Королева Келли / Queen Kelly, с Эрихом фон Штрогеймом, в титрах не указан
  • 1929 — The Last of the Lone Wolf
  • 1929 — Девушка-сокровище / Treasure Girl
  • 1929 — Весёлый дипломат / The Gay Diplomat
  • 1929 — Woman Pursued
  • 1932 — Распутин и императрица / Rasputin and the Empress
  • 1932 — Beauty for Sale
  • 1932 — Буря на закате / Storm at Daybreak
  • 1932 — Беглые любовники / Fugitive Lovers
  • 1933 — Красота на продажу / Beauty for Sale
  • 1934 — Голливудская вечеринка / Hollywood Party
  • 1934 — Человек в белом / Мужчина в белом / Men in White
  • 1934 — Тайна мистера Икс / The Mystery of Mr. X
  • 1934 — Агент номер 13 / Operator 13
  • 1934 — Разрисованная вуаль (The Painted Veil).
  • 1935 — Клайв Индийский / Clive of India
  • 1935 — Отверженные / Les Miserables / Les Misérables
  • 1935 — Метрополитен / Metropolitan
  • 1935 — Мальчишка О’Шонесси / O'Shaughnessy's Boy
  • 1935 — Сады Аллаха / The Garden of Allah
  • 1935 — Теодора сходит с ума / Theodora Goes Wild
  • 1936 — Три крёстных отца / Three Godfathers
  • 1936 — Конец миссис Чейни / The Last of Mrs.Cheyney

Литературное творчество

Написал роман-воспоминание о боях польских уланов в России в конце первой мировой войны («The Way of the Lancer» 1932) и его продолжение о времени революции («Lances down», 1935).

Ричард Болеславский меж огней в Москве 1917-го. Главы из книги Р.В. Болеславского «Пики вниз: Меж огней в Москве» / Публ., вступит. статья, коммент. и перевод С.Д. Черкасского // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 7 / Ред.-сост. В.В. Иванов. М.: Индрик, 2019. С. 93–196.

В 1935 году издал книгу Acting: the first six lessons (Искусство актера, первые шесть уроков), которая выдержала несколько изданий.

Умер в Лос-Анджелесе 17 января 1937 года. Вклад Болеславского в кинематограф был отмечен звездой с его именем на Голливудской аллее славы . Номер его персональной Звезды — 7021.

Примечания

  1. Richard Boleslavsky // (англ.) — 2000.
  2. Richard Boleslawski // (англ.) — 2000.
  3. Marek Kulesza (2018), от 19 февраля 2019 на Wayback Machine (полск.). Автор определил место рождения Р.Б. на основании двух известных на данный момент копий свидетельства о рождении. Предыдущие предположения о том, что он родился в Дембовой горе под Плоцком, были неверными.

Литература

  • Литаврина Марина. Американская игра и «русский метод». Ричард Болеславский и его нью-йоркская студия: попытка интеграции // Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 2 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: «УРСС», 2000. С. 374—391.

Ссылки

Источник —

Same as Болеславский, Ричард Валентинович