Мадам Гидра
- 1 year ago
- 0
- 0
Мадам Грицацуева — один из второстепенных персонажей романа « Двенадцать стульев ». Образ Грицацуевой стал нарицательным , а фраза Бендера о ней: «Знойная женщина — мечта поэта» — крылатой .
Прототипом мадам Грицацуевой была тучная женщина, на которой женился прототип Остапа Бендера — Осип Беньяминович Шор . Эта женщина держала лавку и женитьба на ней была выгодна Осипу Шору в голодные времена .
Фамилия Грицацуева авторами выбрана «говорящей», что относится к именам-характеристикам и использовано для достижения комизма .
Лидия Яновская сравнивала образ Грицацуевой с образом Коробочки из повести « Похождения Чичикова » Михаила Булгакова .
В описании жилища Грицацуевой во время сцены свадьбы с Бендером использована аллюзия на стихотворение А. С. Пушкина «Чертог сиял…», включаемое в « Египетские ночи » (Одесский, Фельдман) .
О прошлом мадам Грицацуевой почти ничего не известно. Мадам Грицацуева — вдова инвалида Империалистической войны т. Грицацуева. Жила в Старгороде на ул. Плеханова, 15. После революции товарищу Грицацуеву в качестве материальной помощи от местных властей достался один из двенадцати стульев Кисы Воробьянинова. Ради этого стула Остап Бендер женился на мадам Грицацуевой. Добыть стул обманом или просто украсть его у бедной вдовы Бендер посчитал ниже своего достоинства; исчезнуть на другой день после свадьбы и прихватить на память стул и золочёное чайное ситечко — совсем другое дело.
В дальнейшем мадам Грицацуева-Бендер и её второй муж встретились лишь однажды, в Москве, после того, как фамилия Бендера случайно попала в прессу и покинутая жена напала на след супруга. Попытка вернуть семейное счастье провалилась, Остапу удалось уйти от погони.
О жизни Грицацуевой после «Двенадцати стульев» нет данных. В главе XII « Гомер , Мильтон и Паниковский » романа « Золотой телёнок » Бендер вскользь упоминает о Грицацуевой.
Ещё недавно Старгородский ЗАГС прислал мне извещение о том, что мой брак с мадам Грицацуевой расторгнут по заявлению с её стороны...
Исполнители роли | Режиссёр | Дата выхода на экран |
---|---|---|
Валентина Савельева | Александр Белинский | 1966 |
Наталья Крачковская | Леонид Гайдай | 1971 |
Лидия Федосеева-Шукшина | Марк Захаров | 1976 |
Нина Усатова | Максим Паперник | 2004 |
В фильме Леонида Гайдая 1971 года « 12 стульев » роль мадам Грицацуевой исполнила Наталья Леонидовна Крачковская . Её с Гайдаем познакомил муж — звукооператор « Мосфильма », который работал в съёмочной группе фильма .
До роли Грицацуевой у Крачковской был шестилетний перерыв в работе, и съёмки в «Двенадцати стульях» позволили ей продолжить кинокарьеру. Роль мадам Грицацуевой стала для актрисы «визитной карточкой», а рассказ о съёмках фильма стал отдельным номером в репертуаре актрисы . После этой роли Гайдай в дальнейшем стал приглашать Крачковскую на съёмки в свои фильмы.
На роль Грицацуевой у Гайдая также пробовались Нонна Мордюкова и Галина Волчек , но режиссёр никак не мог подобрать нужный типаж, объясняя, что хочет подобрать актрису, похожую на жену звукооператора Крачковского, и не зная о том, что та уже имеет опыт киносъёмок. Роль уже собирались отдавать Волчек, так как Мордюкова казалась Гайдаю несмешной, но затем утвердили Крачковскую .
Когда Гайдай предложил пробы последней, то выбрал для них немую сцену , причём платья нужного размера не нашлось, и его разрезали на спине, прикрыв платком разрез. Партнёр по пробам был застенчив, и сцена вышла наоборот: Грицацуева обольщает Бендера, причём в порыве страсти Крачковская сорвала платок на спине и повернулась разрезом к кинокамере, что вызвало смех съёмочной группы и смущение актрисы .
Дублёршу для съёмок сцены в Доме народов найти не удалось из-за комплекции, и Крачковская сама выполняла трюки, что привело к мелким травмам . В одной из сцен, когда Крачковская бегала по лестницам, Гомиашвили удержал её за руку, когда актриса выбежала из темноты на свет. В другой сцене ей пришлось прыгать головой вниз на небольшой по размерам матрас, и первый дубль не удался из-за того, что заело камеру .
В новогоднем мюзикле «12 стульев», который снимал украинский телевизионный канал « Интер », роль Грицацуевой должен был исполнять Андрей Данилко (« Верка Сердючка »), но роль затем отдали Нине Николаевне Усатовой .
Сперва Данилко был согласен на эту роль, но его партнёр по съёмкам Николай Фоменко , который играл в этом мюзикле Остапа Бендера , заявил, что не будет целовать переодетого мужчину, что по сценарию должно было произойти в сцене свадебной церемонии . После этого Данилко отказался от роли, так как и до этого у них с Фоменко были неприязненные отношения
Также роль Грицацуевой в этом мюзикле предлагали Руслане Писанке как подходящей по фактуре и возрасту, но отказали ей в роли за четыре дня до начала съемок из-за того, что она работала на конкурирующем телевизионном канале — НТВ .
В мюзикле «12 стульев», который поставил Тигран Кеосаян , характер мадам Грицацуевой был кардинально изменён по сравнению с романом . В нём Грицацуева не проклинает Бендера, продолжает сильно его любить и не верит в его смерть, о которой прочитала в газете. Роль Грицацуевой в этом мюзикле исполнила .
По словам Кеосаяна, Грицацуева в мюзикле не столько комическая, сколько лирическая героиня. Для этого лирическая линия была усилена . По словам композитора мюзикла Игоря Зубкова ария мадам Грицацуевой одновременно звучит и очень драматично, и очень смешно .
Также была изменена внешность персонажа: в мюзикле это не тучная женщина, а стройная интересная блондинка с длинными ногами .
В рецензии на этот мюзикл, вышедшей в газете «Известия» 10 ноября 2003 года, образ Грицацуевой подвергся критике:
Мадам Грицацуева из немолодой провинциальной вдовы с массивным задом превратилась в шикарную гризетку, влюбленную, похоже, не в Бендера, а в графа Захер-Мазоха: по крайней мере, в сцене расставания с Остапом она поет «распни меня над пропастью и причини мне боль», а также собирается «со вскрытой веною ползти к венцу». Что она так убивается, не очень понятно, ведь с сыном турецкоподданного она познакомилась полтора куплета назад и даже рассмотреть его толком не успела .
А в рецензии в «Новой газете» от 10 ноября 2003 года весь мюзикл назвали «соцзаказом мадам Грицацуевой»:
Но когда покинутая мадам Грицацуева восходит по сценической конструкции (нечто в духе Мейерхольда , сколоченное из подмосковного горбыля), на полном серьезе исполняя романс о любви и тоске, достойный развлекательной программы среднего круиза, вдруг видишь, что именно мадам Грицацуева, понимающая себя всерьез, и была потенциальным заказчиком этого спектакля.
На неё, беднягу, у нас работает целая индустрия: от Андрея Разина до Житинкина. И «Двенадцать стульев» в аранжировке Цекало и Кеосаяна - не всенародное достояние. Спектакль - строго адресный. Для этого сектора.
В спектакле «Двенадцать стульев», поставленном в Театре сатиры , роль Грицацуевой исполнила Светлана Николаевна Харитонова .
В спектакле «12 стульев», поставленом Российским независимым театром, роль Грицацуевой играет Руслана Писанка .
В спектакле «Бриллиантовый дым», который поставил режиссёр Виктор Шулаков в Донецком музыкально-драматическом театром имени Артема , роль Грицацуевой исполняет Елена Мартынова .
В парковом комплексе села Комаров возле Винницы предпринимателем Павлом Стягайло и художником Сергеем Баглаем создана серия памятников героям произведений Ильфа и Петрова. Мадам Грицацуева — один из них .