Interested Article - Смелянский, Давид Яковлевич
- 2021-04-13
- 2
Давид Яковлевич Смелянский (родился 12 июля 1947, Одесса , Украинская ССР , СССР ) — российский театральный продюсер и менеджер . Заслуженный деятель искусств Российской Федерации ( 2000 ).
Генеральный директор Российского государственного театрального агентства, генеральный продюсер Московского театра Et Cetera и Московского театра мюзикла , художественный руководитель — генеральный продюсер фестиваля искусств «Балтийские сезоны», генеральный продюсер музыкального фестиваля Crescendo .
Кандидат искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой продюсерства и менеджмента исполнительских искусств Российского института театрального искусства — ГИТИС .
Осуществил проекты с Государственным академическим Большим театром России , МХТ им. А. П. Чехова , театрами « Ленком », Comédie Française (Франция), La Scala (Италия), Piccolo Teatro di Milano (Италия), « Гешер » (Израиль), театром Шота Руставели (Грузия), театром-цирком «7 Пальцев» (Канада).
Работал с Аркадием Райкиным , Мстиславом Ростроповичем , Галиной Вишневской , Юрием Темиркановым , Андреем Кончаловским , Робертом Стуруа , Глебом Панфиловым , Сергеем Юрским , Инной Чуриковой , Александром Калягиным , Славой Полуниным , Валерием Гергиевым , Денисом Мацуевым , Евгением Кисиным , Владимиром Спиваковым , Юрием Башметом , Петером Штайном , Важди Муавадом , Александром Морфовым , Оскарасом Коршуновасом, Раймондом Паулсом , Эдуардом Артемьевым и другими.
Организовал гастроли более тысячи спектаклей в России и за рубежом (США, Израиль, Германия, Испания, Латвия, Эстония, Грузия, Украина, Казахстан, Венесуэла, Мексика, Куба, Колумбия, Коста-Рика, Аргентина, Франция).
Биография
Родился 12 июля 1947 года в Одессе (Украина). Отец — Смелянский Яков Тимофеевич (1926 г. рожд.). Мать — Смелянская Клара Давидовна (1929—1985). Супруга — Котикова Тамара Григорьевна (1945 г. рожд.). Дочь — Смелянская Анна Давидовна (1981 г. рожд.).
После средней школы Смелянский начал обучение в техникуме промышленной автоматики. Бросил учёбу, поняв, что эта профессия не для него, и поступил в студию киноактера при Одесской киностудии . Одновременно работал слесарем на заводе.
Отслужив в армии, уехал в Ленинград и в 1969 году поступил на факультет экономики Ленинградского института театра, музыки и кинематографии .
После четвёртого курса института в 1972 г. Смелянский уехал в Смоленск, где начал свою профессиональную деятельность в качестве администратора Смоленского областного драматического театра (1972—1976).
Из Смоленска Смелянский переехал в Пензу, где стал главным администратором Пензенского областного драматического театра . Затем его пригласили в Ленинград — здесь Смелянский стал заместителем директора Ленинградской государственной областной филармонии , а позже — директором Ленинградского драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской .
В 1986 году Смелянский переехал в Москву, где стал директором Московского государственного театра миниатюр, который сегодня известен как Московский театр «Сатирикон» . Здесь он работал с Аркадием Исааковичем Райкиным и впервые организовал его гастроли в США.
В 1990 году Смелянский возглавил Дирекцию фестивалей и программ Союза театральных деятелей СССР. В этом качестве в 1992 году он провел первый Театральный фестиваль имени А. П. Чехова .
В 1992 году Смелянский выступил учредителем и организатором Российского театрального агентства, которое в 1994 году получило статус государственного учреждения культуры. Российское государственное театральное агентство (РГТА) организует музыкальные и театральные фестивали, участвует в создании и прокате театральных постановок, организует гастроли театров и музыкальных коллективов в России и за рубежом. Оно ежегодно привлекается Правительством Москвы и Министерством культуры Российской Федерации для производства крупных театральных проектов и концертных программ. За годы своей деятельности Российское государственное театральное агентство организовало и провело более 500 мероприятий. Смелянский возглавляет агентство по сей день.
Благодаря Смелянскому в Москве в 90-е годы XX века стали создаваться свободные артистические группы, нацеленные на производство конкретного спектакля.
В 1995 году Смелянский стал инициатором строительства Школы оперного искусства Галины Вишневской , которую он затем возглавил и являлся её директором в течение четырёх лет.
В год празднования 850-летия Москвы (1997) Д. Смелянский выступил продюсером глобального музыкального действа на Красной площади «Наша древняя столица». Режиссёром-постановщиком шоу стал А. Кончаловский . В празднике, прямую телетрансляцию которого осуществил канал «Россия» , приняли участие Ю. Башмет, Е. Кисин, М. Касрашвили , Н. Михалков , И. Кобзон , М. Магомаев , В. Гергиев и ещё более 2000 артистов. Также прямая трансляция действа велась каналом BBC на столицы мира.
С 1999 года Д. Смелянский являлся организатором проведения Дня славянской письменности и культуры в городах России. Праздничные концерты были ежегодными, а прямая трансляция велась телеканалом «Культура » на 51 регион России.
В феврале — марте 1999 г. на сцене Самарского театра оперы и балета состоялась мировая премьера оперы Сергея Слонимского «Видения Иоанна Грозного», продюсером которой стал Д. Смелянский, музыкальным руководителем и главным дирижёром — М. Ростропович, а режиссёром-постановщиком — Р. Стуруа. В процессе подготовки проекта Агентство Смелянского осуществило техническое руководство реконструкцией и модернизацией сцены Самарского театра оперы и балета . Телеканалом «Культура» был снят документальный фильм «От репетиции — к репетиции» о работе творческой группы над созданием спектакля ( ).
В июле 2002 г. Смелянский выступил в качестве автора идеи и продюсера первой в России постановки под открытым небом в «живых» декорациях Святогорского монастыря оперы М. Мусоргского « Борис Годунов » Большого театра России. Во время спектакля по телеканалу «Культура» велась прямая телевизионная трансляция. Также был снят .
В 2005 году РГТА под руководством Смелянского стало инициатором проведения фестиваля представителей нового поколения русской исполнительской школы Crescendo, художественным руководителем которого выступил знаменитый пианист Д. Мацуев . С тех пор фестиваль проходил в Пскове, Калининграде, Москве, Санкт-Петербурге, Кемерово, Одессе, Тель-Авиве, Нью-Йорке. В 2007 году фестиваль Crescendo состоялся во Франции и был посвящен 100-летию русских исторических филармонических концертов в Париже, ставших началом дягилевских «Русских сезонов» .
В 2003 г. Смелянский первым в России был удостоен Дягилевской премии «За возрождение профессии театрального продюсера в России».
C 2005 года Смелянский является генеральным продюсером Московского театра Et Cetera (художественный руководитель театра — А. Калягин), где в 2009 году осуществил постановку российской версии бродвейского мюзикла The Produсers («Продюсеры»). Спектакль был удостоен главной национальной театральной премии России « Золотая Маска » в четырёх номинациях категории «Оперетта-мюзикл» : «Спектакль», «Работа режиссёра» (Дмитрий Белов), «Женская роль» ( Наталья Благих ), «Мужская роль» ( Егор Дружинин ), премий « Музыкальное сердце театра » и «Гвоздь сезона».
В 2010 году Смелянский совместно с Большим театром реализовал проект « Псковитянка »: опера Н. А. Римского-Корсакова была исполнена на территории Псковского кремля под открытым небом в специально созданных декорациях, имитирующих исторические сооружения. Для проекта был построен амфитеатр на 4000 мест. Трансляцию оперы вел телеканал «Культура».
В 2010 году в издательстве «Книжный клуб 36.6» вышла книга , в которой Смелянский рассказал о становлении профессии продюсера в России и своей продюсерской карьере.
В 2012 году в Москве Смелянский совместно с Михаилом Швыдким открыл первый в России театр, полностью посвященный жанру мюзикла. В Московском театре мюзикла М. Швыдкой стал художественным руководителем, а Смелянский — генеральным продюсером театра.
В 2017 году Смелянский стал организатором проекта «Русский театр. Без границ», в рамках которого будут осуществляться постановки спектаклей в русских театрах за рубежом силами выпускников РИТИ-ГИТИС. Первые спектакли будут поставлены в Азербайджане, Белоруссии и Эстонии.
Смелянский является одним из видных российских театральных продюсеров. Мстислав Ростропович называл его «Дягилевым наших дней»: по словам музыканта, это «великий провокатор», который, «как когда-то Дягилев, умеет провоцировать людей на творчество» и «занимает в русском театре то место, которое занимал в американском театре продюсер — создатель знаменитых бродвейских мюзиклов и Нью-Йоркского Шекспировского фестиваля. Смелянский первым осуществил смелые театральные постановки по совершенно новым организационным принципам».
Награды
2000 | Заслуженный деятель искусств Российской Федерации ( 4 июля 2000 года ) — за заслуги в области искусства |
2003 | Первый лауреат «Дягилевской премии» — «За возрождение и утверждение профессии продюсера в Новой России» |
2007 | Орден Дружбы ( 25 июля 2007 года ) — за заслуги в области культуры и искусства и многолетнюю плодотворную деятельность |
2008 | Премия Калининградской области «Признание» за организацию фестиваля «Балтийские сезоны» |
2009 | Национальная премия « Музыкальное сердце театра » в номинации «Лучший продюсер» — за постановку мюзикла «Продюсеры» (вместе с Александром Калягиным) |
2010 | «Золотая Маска» (мюзикл «Продюсеры») |
2013 | Премия Правительства России в области культуры за создание музыкального фестиваля Crescendo |
2014 | Почётная грамота Президента Российской Федерации ( 12 марта 2014 года ) — за достигнутые трудовые успехи, многолетнюю плодотворную работу, активную законотворческую деятельность |
2018 | Орден Почёта ( 24 января 2018 года ) — за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность |
Проекты
Драматический театр |
|||
---|---|---|---|
Год | Спектакль | Режиссёр | Производство |
1992 | «Игроки-XXI» | С. Юрский | На сцене МХАТ имени А. П. Чехова |
«…SORRY» | Г. Панфилов | Театр «Ленком» | |
1993 | «La Divina» | А. Сигалова |
«Независимая труппа Аллы Сигаловой»,
совместно с Французским культурным центром, на сцене Московского театра на Таганке |
1994 | «За зеркалом» Е. Греминой | В. Долгачев | МХАТ имени А. П. Чехова |
«Концепция» |
Центр «Дайтоп Вилладж» (США) в МХАТ имени А. П. Чехова
и в Большом драматическом театре имени Г. Товстоногова |
||
«Лу» | Е. Каменькович |
На сцене Московского театра на Таганке,
совместно с Министерством культуры РФ и Австралийским Советом по культуре |
|
1995 | «Эдип» | А. Слюсаренко | Геленджикский драматический театр «Торикос» |
«Чешское фото» | А. Галин | Театр «Ленком» | |
1999 | «Дон Кихот» | А. Морфов (Болгария) | Театр Et Cetera |
2000 | «Шейлок» («Венецианский купец») | Р. Стуруа | Театр Et Cetera |
2001 | «Двенадцатая ночь» | Р. Стуруа | Народный театр «Иван Вазов», София, Болгария |
«Король Убю» | А. Морфов (Болгария) | Театр Et Cetera | |
2002 | «Последняя запись Крэппа» | Р. Стуруа | Театр Et Cetera |
2003 | «Люсьет Готье, или стреляй сразу!» | А. Морфов (Болгария) | Театр Et Cetera |
2004 | «Чайка» | А. Кончаловский | Фестиваль , |
2005 | «Смерть Тарелкина» | О. Коршуновас (Литва) | Театр Et Cetera |
2006 | «Подавлять и возбуждать» | А. Калягин | Театр Et Cetera |
«Морфий» | В. Панков | Театр Et Cetera | |
«Газета „Русский инвалид“ за 18 июля…» | М. Угаров | Театр Et Cetera | |
2007 | «451 по Фаренгейту» | А. Шапиро | Театр Et Cetera |
«Пожары» | Муавад Важди | Театр Et Cetera | |
«Барабаны в ночи» | У. Боялиев | Театр Et Cetera |
Музыкальный театр |
||||
---|---|---|---|---|
Год | Спектакль | Режиссёр | Музыкальный руководитель | Производство |
1996 |
«Леди Макбет Мценского уезда»,
концертное исполнение оперы |
М. Ростропович |
Большой зал Московской консерватории
имени П. И. Чайковского |
|
1999 |
«Видения Иоанна Грозного» С. Слонимского,
мировая премьера оперы |
Р. Стуруа | М. Ростропович |
Самарский академический театр оперы и балета,
совместно с управлением культуры администрации Самарской области |
2001 | «Моя fair леди», мюзикл | Д. Бертман | Д. Бертман | Театр Et Cetera |
2002 |
Опера «Борис Годунов» М. Мусоргского
на территории Святогорского монастыря, Пушкинские горы, Псковская область |
Л. Баратов | А. Ведерников |
Большой театр России, совместно
с Министерством культуры Российской Федерации и администрацией Псковской области |
2009 | «Продюсеры», мюзикл Мэла Брукса | Д. Белов |
В. Луценко,
Т. Солнышкина |
Театр Et Cetera |
2010 |
«Псковитянка», опера Н. Римского-Корсакова
в Псковском кремле |
Ю. Лаптев | А. Поляничко | Большой театр России |
2012 | «Времена не выбирают», мюзикл | Д. Белов | Т. Солнышкина | Московский театр мюзикла |
«Растратчики», мюзикл М. Леонидова |
А. Шаврин,
М. Швыдкая |
С. Иньков | Московский театр мюзикла | |
2013 | «Жизнь прекрасна!», музыкальное ревю | М. Швыдкая | С. Иньков | Московский театр мюзикла |
2014 | «Всё о Золушке», мюзикл Раймонда Паулса | О. Глушков | Т. Солнышкина | Московский театр мюзикла |
2016 |
«Преступление и наказание»,
рок-опера Э. Артемьева и Ю. Ряшенцева |
А. Кончаловский | Т. Солнышкина | Московский театр мюзикла |
«Принцесса цирка», мюзикл |
М. Швыдкая,
С. Солдевилья (Франция-Канада) |
Т. Солнышкина | Московский театр мюзикла |
Фестивали |
||
---|---|---|
Год | Мероприятие | Место проведения |
С 1999 |
Дни славянской письменности и культуры
«Вначале было Слово» |
Псков, Рязань, Калуга, Новосибирск, Воронеж,
Самара, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Ханты-Мансийск, Коломна, Сааратов, Тверь, Москва |
С 2004 | «Балтийские сезоны», фестиваль искусств | Калининград |
«Балтийские дебюты», кинофестиваль | Калининград | |
С 2005 |
Crescendo,
фестиваль классической музыки, арт-директор Д. Мацуев |
Псков, Тюмень, Москва, Рига,
Кемерово, Сочи, Санкт-Петербург, Калининград, Тель-Авив, Одесса, Нью-Йорк, Париж |
2012-2013 |
«Встречи друзей»,
Международный фестиваль культуры и искусства |
Одесса |
Гастроли |
|||
---|---|---|---|
Год | Место | Коллектив | Спектакли |
1992 | Венесуэла | Театр «Ленком» | «…SORRY», «Чешское фото» |
Коста-Рика, Международный театральный фестиваль | «Независимая труппа Аллы Сигаловой» | «Отелло» | |
1993 | Коста-Рика, Международный театральный фестиваль | Театр «О’Кей» | Рок-опера «Саломея — принцесса иудейская» |
Коста-Рика, Международный театральный фестиваль | Театр «Торикос» (Геленджик) | «Любовь Дона Перлимплина» | |
Россия (Москва, Санкт-Петербург) | Центр «Дайтоп Вилладж» (США) | «Концепция» | |
Россия, Санкт-Петербург, в рамках культурной программы «Игр доброй воли-94» | Словенский национальный театр | «Гамлет» | |
1995 | Венесуэла, Международный театральный фестиваль | Театр «Ленком» | «…SORRY», «Чешское фото» |
Словения, Марибор, Международный театральный фестиваль | Театр «Торикос» (Геленджик) | «Эдип», «Не могу представить, что будет завтра» | |
Израиль (Иерусалим, Беер-Шева, Хайфа, Кирьят-Хайме, Рэховот, Тель-Авив) | Театр «Ленком» | «…SORRY», «Чешское фото» | |
1996 |
Россия (Самара, Нижний Новгород, Омск);
Латвия, Рига |
Концерты М. Ростроповича | |
Испания, Международный театральный фестиваль «Памяти Гарсиа Лорки» | Театр «Торикос» (Геленджик) | «Любовь Дона Перлимплина» | |
Коста-Рика, Международный театральный фестиваль | Омский академический театр драмы | «Человек, добродетель, джентльмен» | |
Израиль (Иерусалим, Беер-Шева, Хайфа, Кирьят-Хайме, Рэховот, Тель-Авив);
США (Вашингтон, Чикаго, Бостон, Филадельфия, Метачен, Детройт, Нью-Йорк) |
Театр «Ленком» | «…SORRY», «Чешское фото» | |
1999 | США (Нью-Йорк, Вашингтон, Чикаго, Филадельфия, Бостон, Нью-Джерси) | Театр «Ленком» | «…SORRY», «Чешское фото» |
2000 | Россия, Санкт-Петербург | Театральная компания Вячеслава Полунина | Snow Show |
Грузия, Тбилиси, в рамках «Дней театральных премьер Роберта Стуруа» | Театр Et Cetera | «Шейлок (Венецианский купец)» | |
2001 | Польша, Гданьск, V Международный шекспировский театральный фестиваль | Театр Et Cetera | «Шейлок (Венецианский купец)» |
Германия (Берлин, Дюссельдорф, Ганновер, Франкфурт) | Театр «Ленком» | «…SORRY» | |
2002 | Латвия, Рига | Театр Et Cetera | «Шейлок (Венецианский купец)» «Конкурс», «Король Убю» |
Россия, Самара | Театр Et Cetera | «Король Убю» | |
Германия (Мюнхен, Кельн, Гамбург, Штутгарт) | Театр «Ленком» | «…SORRY» | |
2003 |
Россия, Москва,
совместно с Министерством культуры Российской Федерации и Посольством Израиля |
Театр «Гешер» (Израиль) | «Деревушка», «Раб», «Город. Одесские рассказы» |
2012 | Куба, Гавана, Недели русского театра в Гаване | Театр Et Cetera | «Лица», «Надежда, вера и любовь» |
2013 | Россия, Москва | Театр-цирк «7 Пальцев» (Канада) | «Следы» |
Куба, Гавана, Фестиваль театров,
при поддержке Министерства культуры РФ и Национального совета по культуре республики Куба |
Государственный академический театр
им. Евг. Вахтангова |
«Анна Каренина» | |
2014 |
Куба, Гавана,
при поддержке Министерства культуры РФ и Национального совета по культуре республики Куба |
Хор Сретенского монастыря и Российский роговый оркестр | Концертная программа |
2015 | Аргентина, Буэнос-Айрес, дни русской культуры в Аргентине | Театр Et Cetera | «Буря» |
Россия, Москва | Театр-цирк «7 Пальцев» (Канада) | «Кухня. Откровения» | |
2016 | Колумбия, Богота, XV Иберо-американский театральный фестиваль | Театр Et Cetera | «Борис Годунов» |
Примечания
- Смелянский Давид Яковлевич //
- (19 июля 1997). Дата обращения: 11 июля 2017. 20 апреля 2017 года.
- // Газета "Коммерсантъ". — 2002-04-07. — Вып. 114 . — С. 14 . 28 сентября 2022 года.
- // Газета "Коммерсантъ". — 2005-12-02. — Вып. 25 . — С. 9 . 17 января 2021 года.
- . Golden Mask. Дата обращения: 11 июля 2017. 12 июня 2018 года.
-
.
РИА Новости
. 20100722T1026+0400Z.
из оригинала
25 декабря 2017
. Дата обращения:
11 июля 2017
.
{{ cite news }}
: Проверьте значение даты:|date=
( справка ) - . vesti.ru. Дата обращения: 11 июля 2017. 25 декабря 2017 года.
- Марина Шимадина. // Журнал "Коммерсантъ Деньги". — 2003-10-20. — Вып. 41 . — С. 116 . 25 декабря 2017 года.
- . Дата обращения: 28 марта 2019. 9 марта 2022 года.
- . Дата обращения: 19 сентября 2018. 24 июня 2021 года.
- . Мюзиклы.ru . из оригинала 10 декабря 2019 . Дата обращения: 10 июля 2017 .
- . vesti.ru. Дата обращения: 10 июля 2017.
- . Дата обращения: 28 марта 2019. 28 марта 2019 года.
- . Дата обращения: 25 января 2018. 25 января 2018 года.
- 2021-04-13
- 2