«Конёк-Горбунок»
—
балет
по
одноименной сказке
П. П. Ершова
. В 4 актах 8 картинах с прологом и эпилогом.
Композитор
Родион Щедрин
, авторы сценария — балетмейстер
Василий Вайнонен
и драматург
Павел Маляревский
.
История создания
Балет сочинен, по некоторым данным, в 1955 году
, по другим — в 1958 г.
по заказу
Большого театра
молодым композитором, тогда ещё студентом консерватории, которому на тот момент было немногим более двадцати лет.
А предшествовала появлению музыки поездка в белорусскую глушь, к природе, — пояснял сам композитор через много лет. Там, вдали от цивилизации, среди простых людей, наслаждаясь деревенской жизнью, он слушал
народные песни
.
Музыка к балету «Конек-Горбунок» — моя ранняя, очень ранняя работа. Но работа этапная, важная для моего творческого самоутверждения, многое в жизни моей определившая. Работа, на которой „поймал“ я в свои музыкантские руки неземную Жар-Птицу — Майю Плисецкую. Ей эта партитура и посвящена…
— говорит сам композитор Родион Щедрин.
В Большом театре на репетиции начинающий композитор впервые увидел
Майю Плисецкую
, к тому времени молодую, но уже известную балерину. Брак Плисецкой и Щедрина был зарегистрирован в Москве 2 октября 1958 г.
Краткое содержание
Пролог
Крестьянский сын Иван стерег пшеницу и поймал вора — волшебного коня, который в откуп дал Ивану трех коней: двух красавцев расписных, а третьего — конька по прозванью горбунка.
Акт первый
Иван с братьями продавал коней царю, но кони не хотели продаваться без Ивана, и царь взял Ивана конюхом.
Акт второй
Прежний конюх разозлился и донес на Ивана, что тот желает привезти Царь-девицу. Царь послал тогда сам за ней Ивана, и Конек-горбунок помог Ивану выполнить поручение.
Акт третий
Чтобы жениться на Царь-девице, царь решил омолодиться, искупавшись в кипятке, но опробовать способ омоложения сначала на Иване. Тот вынужден был подчиниться, нырнул в кипяток и вынырнул ослепительным красавцем, добрым молодцем. Тогда и царь, полный надежд и не подозревающий о подвохе и мошенничестве, нырнул в кипяток и… заживо сварился.
Эпилог
Свадьба Ивана и Царь-девицы.
Основные постановки
-
4 марта
1960 года
—
Большой театр
, балетмейстер
Александр Радунский
, художник
Борис Волков
, дирижёр
Геннадий Рождественский
; Иванушка —
Владимир Васильев
(позже в дальнейших спектаклях
), Царь-девица —
Римма Карельская
(первая исполнительница),
Майя Плисецкая
, Царь —
Александр Радунский
(позже в дальнейших спектаклях Ной Авалиани) Конёк-Горбунок —
Алла Щербинина
; спектакль экранизирован (1961); см. раздел: Фильм-балет.
-
21 декабря
1963 года
— Ленинградский малый театр, балетмейстер
Игорь Бельский
, художник
Михаил Гордон
, дирижёр
Юрий Богданов
; Иванушка —
, Царь-девица —
, Царь — А. Г. Маликов, Конёк-Горбунок — А. Г. Мирецкий.
-
29 апреля
1981 года
—
Театр им. Кирова
, балетмейстер
Дмитрий Брянцев
, худ. М. А. Соколова, дирижёр
Валерий Гергиев
; Иван —
Николай Ковмир
, Красна-девица — Н. П. Павлова, Царь — П. М. Русанов, Конёк-Горбунок —
Анатолий Сапогов
.
-
28 июля
1983 года
— Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетмейстер
Дмитрий Брянцев
, худ. М. А. Соколова, дир.
Георгий Жемчужин
; Девица-Краса —
Маргарита Дроздова
, Иван —
Владимир Кириллов
, Царь —
Александр Домашёв
, Конёк-Горбунок —
; спектакль снят на ТВ (1985).
В других городах СССР:
Свердловск
(1964, балетмейстер
Нина Анисимова
), Горький (1965, балетмейстер Л. А. Серебровская),
Саратов
(1966, балетмейстер
Нина Анисимова
),
Воронеж
(1980, балетмейстеры
,
),
Новосибирск
(1983, балетмейстер
),
Красноярск
(1986, балетмейстер
).
-
1999 — Большой театр; для этой постановки Щедриным была сделана новая версия балета, превратившая его в ослепительную русскую феерию
. Балетмейстер
, художник
Борис Мессерер
.
Конёк-Горбунок
—
Геннадий Янин
;
Царь-девица
—
Анастасия Волочкова
(позже
Екатерина Шипулина
),
Иван
—
Юрий Клевцов
,
Кобылица
—
Екатерина Шипулина
,
Спальник
— Андрей Меланьин.
-
2009 —
Мариинский театр
. Хореография
Алексея Ратманского
, Либретто Максима Исаева, художник Максим Исаев, дирижёр
Валерий Гергиев
.
Конёк-Горбунок
— Илья Петров, Григорий Попов, Александр Куликов;
Иван
— Михаил Лобухин и Леонид Сарафанов,
Царь
— Андрей Иванов и Роман Скрипкин,
Царь-девица
—
Виктория Терешкина
и
Алина Сомова
,
Спальник
—
Юрий Смекалов
,
Кобылица
— Екатерина Кондаурова,
Кони
— Сергей Попов, Камиль Янгуразов
.
-
3 сертября 2021 года — Михайловский театр. Восстановление постановки Александра Радунского в Большом театре 1960 года, Балетмейстер-постановщик
Михаил Мессерер
, художник Вячеслав Окунев, видеоконтент Глеба Фильштинского, дирижер Павел Сорокин;
Царь-девица
— Анастасия Соболева,
Иван
— Виктор Лебедев,
Конёк-Горбунок
— Анна Кулигина,
Царь
—
Марат Шемиунов
.
Фильм-балет
1962
—
. Спектакль Большого театра с участием
Майи Плисецкой
и
Владимира Васильева
, остальные роли:
,
Александр Радунский
,
,
,
и другие. Режиссёр: Александр Радунский.
Примечания
-
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 26 марта 2010. Архивировано из
23 ноября 2010 года.
-
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 26 марта 2010.
9 мая 2012 года.
-
(недоступная ссылка)
-
(неопр.)
. Дата обращения: 5 апреля 2010.
16 октября 2009 года.
Ссылки
|
Оперы
|
|
|
Балеты
|
|
Симфонии
|
|
Концерты
|
для оркестра
|
-
(1963)
-
(1968)
-
(1989)
-
(1989)
-
(1997)
|
фортепианные
|
-
№ 1
(1954)
-
(1966)
-
(1973)
-
(1991)
-
(1999)
-
(2003)
|
другие
|
|
|
Камерная музыка
|
|
Примечание
|
|
|
В театре и музыке
|
|
В кино
|
|
Анимация
|
|
Прочее
|
|