Interested Article - Photomatix

Photomatiх — семейство программ для генерации и обработки HDR-изображений , разрабатываемое и распространяемое французской компанией HDRSoft sarl (фактически, разработчики базируются в Австралии, Великобритании, Германии, Канаде, Польше и США). Первая коммерческая версия Photomatix, выпущенная в 2003, была первым коммерческим HDR-продуктом. По состоянию на начало 2012 года выпускаются программы Photomatix Pro v. 4.1.4 (полная версия), Photomatix CL (полная версия для запуска с командной строки ), плагины для Adobe Photoshop и Aperture , и Photomatics Essentials v. 3 (усечённая версия).

Photomatix Pro работает с исходными файлами в форматах TIFF , JPEG , а также имеет простой встроенный конвертер Raw -файлов. Возможна обработка как серий фотографий, снятых с эксповилкой (с генерацией 32-разрядного HDR-образа), так и одиночных изображений (псевдо-HDR). Преимущества Photomatix перед аналогами, а также HDR-функциями Adobe Photoshop — в скорости генерации сводного HDR-изображения и в эффективных механизмах подавления артефактов-призраков. Недостатки — в ограниченном функционале конвертера RAW-файлов и в качестве отрисовки протяжённых светлых областей кадра, в особенности областей со слабо выраженной текстурой (небо, кожа человека). Photomatix не предназначена для чистовой обработки фотографий для печати или онлайн-публикации — такая обработка производится во внешнем редакторе (Photoshop, GIMP и т. п.).

История версий

Основной продукт семейства, Photomatix Pro , развился из исходного Photomatix v.1 2003 года. Пользовательский интерфейс и рабочий процесс остаётся практически неизменным с версии 2 2005 года. Начиная с версии v.2.4, HDRSoft принял политику единого лицензионного ключа — одна копия пользовательского ключа позволяет пользователю активировать копии программы, скомпилированные и для Mac, и для Windows. В 2008 году вышли версии v.3 и v.3.1, в 2009 году версия v.3.2. 28 сентября 2010 года вышло последнее, четвёртое поколение (версия v.4.0), 26 июля 2011 — последняя версия, Photomatix Pro v.4.1.

В 2005 году вышла усечённая версия Photomatix Basics. В декабре 2009 года выпуск усечённой версии возобновился под названием Photomatix Light, а с 22 августа 2011 года она выходит под именем Photomatix Essentials (текущая версия — v.3). Плагины для Photoshop выпускаются с 2006 года (текущая версия v.2.1 — c 14 ноября 2011), плагины для Aperture — с апреля 2009 (текущая версия v.2.0 — c 24 августа 2011).

Рабочий процесс в Photomatix Pro

Рабочий процесс в Photomatix разделён на две части. Вначале, из выбранных пользователем исходных файлов генерируется сводное 32-разрядное изображение с высоким динамическим диапазоном. Оно может быть сохранено в формате или OpenEXR и вновь загружено в будущем. Затем, пользователь выбирает и настраивает режим (алгоритм) тонального преобразования сводного изображения — в изображение с нормальным (узким) динамическим диапазоном, которое может быть сохранено в 16-разрядном (TIFF) или 8-разрядном (JPEG) формате.

Загрузка и подготовка исходных файлов

Пример реалистичного HDR, сведённого из девяти исходных фотографий в Photomatix

Photomatix способен обрабатывать исходные изображения в форматах TIFF и JPG и исходные RAW-файлы. Возможности встроенного конвертера ограничены заданием баланса белого и выбором цветового пространства ( SRGB , , ). Графические образы, созданные встроенным RAW-конвертером, не сохраняются. Подавление шумов и хроматических аберраций (по выбору пользователя) производятся после конвертации и применяется как к RAW, так и к JPG или TIFF. При использовании внешнего RAW-конвертера HDRSoft рекомендует установить контраст, уровень чёрного и аналогичные регулировки в нулевое (нейтральное) положение и отключить повышение резкости. Шульц рекомендует использовать именно внешние конвертеры в 16-разрядные TIFF-файлы, чтобы устранить оптические аберрации до генерации HDR-изображения.

Если в метаданных исходных файлов содержатся исчерпывающие и непротиворечивые сведения об использованной экспозиции, то Photomatix рассчитывает эксповилку самостоятельно. Если метаданные отсутствуют (использовался объектив, не передающий камере значение диафрагмы ) или если они совпадают (используется серия JPG или TIFF-файлов, созданная из единственного RAW-оригинала), то программа оценивает шаг эксповилки и просит пользователя подтвердить её выбор или задать шаг эксповилки вручную.

Важнейший шаг, предшествующий сведению исходных файлов в HDR-образ — выравнивание линейных и угловых сдвигов между отдельными кадрами и устранение двоящихся изображений (артефактов, «призраков» ). Сдвиги можно минимизировать, используя надёжный штатив, дистанционное управление затвором и т. п., но «призраки» (движущиеся люди, дрожащие на ветру листья) в реальной жизни неизбежны. Photomatix предоставляет выбор — либо полностью автоматизированное удаление призраков, либо ручное задание областей, в которых следует удалить ненужные артефакты. Реализованные в Photomatix механизмы подавления призраков долгое время не имели себе равных. В 2010 году подавление призраков появилось в Adobe Photoshop CS5, но, по мнению David Girard, ни Adobe, ни конкуренты не смогли достигнуть эффективности Photomatix.

Скорость обработки и сведения исходных изображений в Photomatix высока, но программа не использует возможности современных многоядерных процессоров . По данным Дэвида Жирара ( Ars Technica ), тестировавшего производительность рабочих станций Mac Pro с двенадцатиядерным Xeon Windmere , Photomatix использует многопоточность при операции подавления шумов, а времяёмкая операция сведения HDR-образа выполняется в одноядерном режиме. Справочно, HDR-модуль Photoshop CS5 вообще не использует многопоточность .

Тональная обработка

Небо и вообще светлые области кадра — слабое место Photomatix

При обработке серий фотографий, снятых с эксповилкой , Photomatix предлагает на выбор три режима тональной обработки 32-разрядного HDR-файла:

  • Тональная компрессия (Compressor, сжатие динамического диапазона).
  • (англ.) методом объединения кадров (Fusion );
  • Тональное отображение методом усиления деталей (Detail Enhancer) — основной режим создания фотореалистичных и гиперреалистичных HDR-образов.

Тональная компрессия — линейный «глобальный» оператор (global operator), применяемый равномерно ко всем пикселям изображения. Это наиболее реалистичный режим, удобный в тех случаях, когда надо лишь немного расширить динамический диапазон снимка, не меняя его общей тональности и прорисовки деталей. Тональное отображение — «локальный» оператор: его влияние на каждый пиксель изображения зависит от частотного и яркостного распределения окружающих пикселей и выбранного режима локальной «подсветки». При обработке одиночных фотографий метод объединения кадров не применим (он предполагает доступ к как минимум двум исходным файлам), а режим тональной компрессии сводится к коррекции тональной кривой и цветовой насыщенности, которые доступны практически в любом растровом редакторе .

Пользователь может выбрать один из основных режимов, либо один из двенадцати (для одиночных изображений — семи) типовых пресетов, отображаемых на ленте с миниатюрами. При этом на экране открывается окно настроек для выбранного режима и окно предварительного просмотра, отображаемое в реальном времени. При запуске режимов тонального отображения программа самостоятельно подбирает начальные положения основных настроек, и обычно довольно удачно справляется с гамма-коррекцией снимка. Карр и Коррелл, напротив, рекомендуют начинать обработку любого HDR с выставления общего для всех фотографий усреднённого пакета настроек, который удовлетворительно расширяет динамический диапазон теней при сохранении деталей в светлых областях кадра.

Помимо уменьшенной копии изображения в окне предпросмотра есть и возможность просмотра её фрагмента в масштабе 1:1 (экранная лупа). Ни окно предпросмотра, ни окно экранной лупы не способны точно отобразить результат выбранных настроек. Полноразмерное выходное изображение, генерируемое Photomatix после нажатия кнопки, может существенно отличаться от изображений, создаваемых в режиме предпросмотра. Аналогичный подход использован и в Photoshop.

Алгоритмы, заложенные в Photomatix, наиболее подходят для обработки (осветления) тёмных кадров и кадров с хорошо прорисованными текстурами. Феррелл МакКоллоу пишет, что Photomatix Pro, будучи в целом отлично сбалансированным и простым в использовании продуктом, имеет тенденцию к созданию светлых, «воздушных» выходных изображений с хорошо прорисованными полутонами. Для генерации тёмных, «готических», изображений предпочтительнее FDRTools. Фотограф Марк Джонсон, использующий в своих работах преимущественно Photomatix в режиме усиления деталей, пишет, что слабыми местами Photomatix является отображение неба, кожи человека, белых предметов и вообще светлых областей кадра. Для таких кадров предпочтительней использовать Photoshop. Дэвид Найтингейл пишет, что Photomatix проигрывает Photoshop в реалистичности выходных изображений при обработке серий фотографий с особенно большими динамическими диапазонами.

Лицензирование, распространение и обновления

Пробные версии всех продуктов можно скачать с сайта HDRSoft без регистрации. Пробные версии не имеют ограничений по функциям и сроку действия, но генерируемые ими файлы содержат практически неустранимые . Для активации пробной версии необходимо приобрести и ввести в окно регистрации лицензионный ключ (распространяются онлайн через дистрибутора ). Один лицензионный ключ может активировать любое количество копий Photomatix (в том числе на ОС Windows и Mac, 32-разрядные или 64-разрядные) при условии, что на всех установленных копиях будет работать только единственный пользователь — владелец ключа. Активация не требует подключения к интернету.

Владельцы лицензионных ключей имеют право на бесплатное обновление до новых версии в течение как минимум 12 месяцев со дня приобретения — как минимум, обновления доступны в период продаж купленной версии (поколения) программы и следующего за ней поколения. Так, по состоянию на февраль 2012 года, право на обновление до текущей версии Photomatix Pro v.4.1 имеют все владельцы лицензионных ключей к v.3 (выпуск с 27 марта 2007) и v.4 (выпуск с 28 сентября 2010).

Источники

  • Peter Carr, Robert Correll. . — Wiley, 2011. — 336 p. — ISBN 9781118190838 .
  • Mark S. Johnson. . — Mark S. Johnson Photography, 2010. от 8 февраля 2012 на Wayback Machine
  • Ferrell McCollough. . — Lark Books, 2008. — 176 p. — ISBN 9781600591969 .
  • David Nightingale. . — Lewes, UK / Burlington, MA, USA: Ilex Press / Focal Press / Elsevier, 2009. — 160 p. — ISBN 9780080964188 .

Примечания

  1. от 25 февраля 2009 на Wayback Machine . HDRSoft.
  2. от 5 февраля 2012 на Wayback Machine . HDRSoft. «HDRsoft sarl is a limited company currently registered in France … for administrative purposes. The HDRsoft team is spread out over diverse locations: its most active members are not in France, but in the UK, Canada, the US, Germany, Australia and Poland.»
  3. Nightingale, глава HDR Software: The Options : «It wasn’t until earlier this century that HDR software became more widely available to photographers; Photomatix Pro was first released in 2003, followed by FDRTools in 2004».
  4. А также серий изображений в формате TIFF или JPEG, конвертированных из единственного исходного RAW-файла с применением «эксповилки».
  5. Nightingale, глава Using Photomatix Pro to generate a 32-bit HDR file .
  6. Johnson, c. 4.
  7. Carr and Correll, c. 117.
  8. от 15 февраля 2012 на Wayback Machine HDRSoft.
  9. McCollough, c. 48. Записываются с расширениями .hdr и .exr соответственно — McCollough, c. 70.
  10. Nightingale, в главе Creating 32-bit HDR image using FDRTools Advanced , разъясняет, что эта последовательность, также принятая в Photoshop, не является единственно возможной. Например, в FDRTools генерация полноразмерного HDR и выходного файла выполняются одновременно.
  11. Nighthingale, глава Tone mapping , глава HDR Software: The Options .
  12. Перечень поддерживаемых форматов и камер доступен на от 2 марта 2012 на Wayback Machine
  13. от 15 февраля 2012 на Wayback Machine . HDRSoft.
  14. Schultz, c. 4-89.
  15. Подробно см. в Carr and Correll, c. 99.
  16. Терминология, использованная в русскоязычной « от 17 марта 2013 на Wayback Machine ». HDRSoft, 2010.
  17. David Girard. от 6 января 2012 на Wayback Machine . April 18, 2010. — «Photomatix’s ghost-suppression is by far the best. It has no dropouts or patchiness in the overall image, and the decisions it made … meant that I could actually leave her [the subject] in the shot and just touch up the little bit that’s missing. In contrast, Photoshop CS5’s … ghost-suppressed image is very patchy, with a posterized feeling even in the areas that are aligned. It’s just a bad image overall.»
  18. David Girard. от 20 апреля 2012 на Wayback Machine . October 5, 2010. "The Photomatix HDR merge alternated between using one core and all cores. You could see that the noise reduction portion was multi-threaded but the merge portion wasn’t … This was the longest part of the image processing, so the benchmark results for the 12-core are not very impressive.
  19. David Girard. от 6 января 2012 на Wayback Machine . April 18, 2010. «The complete lack of multithreading in [Photoshop’s] Merge to HDR…».
  20. Также известно как Exposure Blending или Flash Merging — McCollough, c. 48.
  21. Johnson, p. 7; McCollough, c. 52.
  22. McCollough, c. 23.
  23. McCollough, c. 78.
  24. McCollough, c. 53: «Set Gamma… Photomatix Pro is very good at determining brightness, so it usually won’t be more than a slight move to the left or right».
  25. Carr and Correll, c. 93.
  26. David Girard. от 6 января 2012 на Wayback Machine . April 18, 2010. «… [Photoshop CS5] preview resolution is limited to roughly 1200x800 and there’s no 1:1 preview option. As a result, it’s easy to make images with overblown detail settings without knowing it until the slow processing and import is done. I can understand needing to work on a proxy since this stuff is very expensive computationally …».
  27. McCollough, c. 71: «an all around excellent program for getting consistent results with little effort…»
  28. McCollough, c. 71: «Generally, images are bright, airy … with well-developed midtones».
  29. McCollough, c. 71.
  30. Nightingale, глава Adobe Photoshop : «Its [Photoshop’s] biggest strength is its capacity to produce photo-realistic images from an exposure sequence with a high EV range».
  31. от 15 февраля 2012 на Wayback Machine HDRSoft.
  32. от 15 февраля 2012 на Wayback Machine HDRSoft.

Внешние ресурсы



Источник —

Same as Photomatix