Interested Article - Симеон (Лаптев)

Перепись населения Российской империи (1897) , лист с описанием двора в д. Жидки , в котором жила семья Лаптевых.
Перепись населения Российской империи (1897) , лист с описанием семьи Лаптевых.

Отец Симеон (в миру Сафон Яковлевич Лаптев ; 1895 , Жидки , Тобольская губерния 20 августа 1954 , Озерлаг , Иркутская область ) — старообрядец часовенного согласия , настоятель скитов в Колыванской тайге, инициатор их переселения на левый приток Енисея реку Дубчес , настоятель Дубчесских скитов до их разгрома, жертва советских политических репрессий.

Жизнеописание

Сафон (Софон) Лаптев родился в 1895 году в семье крестьян-старообрядцев беспоповского толка Якова Самойловича (1869—?) и Татьяны Гавриловны (1869—?) Лаптевых в деревне Жидки Утчанской волости Ишимского округа Тобольской губернии , ныне село входит в Петуховский муниципальный округ Курганской области . По данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи в январе 1897 года ему 1 месяц, а его дед, Самоил Степанович Лаптев (1841—?) был хозяином маслобойного завода. Хозяйство отца было крепким даже по дореволюционным стандартам: у Лаптевых были 6 лошадей, 5—6 коров, ветряная мельница, сноповязалка, молотилка, иногда на сезон нанимали работника. Кроме Сафона у Лаптевых было ещё 2 сыновей и 6 дочерей.

В 1917 году Сафон Лаптев призван в армию, но был признан негодным к службе по состоянию здоровья. Как часто бывает с детьми слабого здоровья, Сафон с детства пристрастился к чтению. Он стал любимым чтецом на молениях в деревенской старообрядческой часовне. Тогда же, как сказано в «Урало-Сибирском патерике», он начал принимать участие в общинных духовных беседах. Его первое сочинение «На союзы» датировано 1918, то есть написано ещё в Жидках .

В скитах отца Саввы

После возвращения из армии Сафон познакомился с крестьянином Александром Михайловичем Мягковым, тот рассказал ему, что его дядя уже много лет черноризец в скиту в Колыванской тайге, речь шла об отце Савве (в миру Селивестр Ефимович Мягков) . В 1919 году ушёл в скит отца Саввы на реке Парбиге в Колыванской тайге. Был там «накрыт» под именем Симеона. Вскоре был замечен настоятелем Саввой как грамотный толкователь священных книг. Вместе с о. Саввой участвовал в духовных беседах с крестьянами. Перед смертью отец Савва завещал отцу Симеону управление хозяйственными делами скита, а о. Мине (в миру Михаилу Прокопьевичу Зебзееву) принятие на исповедь.

Переселение на приток Енисея реку Дубчес

Отец Симеон организовал переход скитов в Ярцевский район Красноярского края (ныне Туруханский район ), на левые притоки среднего Енисея (водораздел Дубчеса и Елогуя ) . Отец Мина также участвовал в переходе на средний Енисей, но в июне 1941 года поселился не на левом берегу Енисея, как о. Симеон, а на правом берегу, на реке Вороговке ( Вороговский сельсовет , ныне Туруханский район ), где принимал на исповедь обитательниц женского скита матушки Мастрадеи. Отец Мина скончался 6 августа 1942 года и похоронен там же на Вороговке . После смерти о. Мины Симеон остался единственным главой Дубчесских скитов.

Автор многих духовных сочинений. Отец Симеон был также и инициатором создания и одним из основных авторов «Повести чудесных событий», которая была продолжена после его смерти и стала трёхтомным «Урало-Сибирским патериком» часовенных cтароверов.

Когда не было полевых работ о. Симеон собирал наиболее грамотных братьев и учил их искусству богословской полемики. О. Антоний , о. Ефрем, А. А. Харин, А. Г. Голдобин, И. Т. Горбунов, М. И. Глухов писали по его заданию сочинения на темы доказательства существования Бога, целесообразности творения .

Разгром Дубчесских скитов

Игумен о. Симеон — справа и о. Антоний (Афанасий Михайлович Людиновсков (1895—13 марта 1977)

В 1949 году над Дубчесскими скитами стал часто появляться самолёт. Этот гидроплан садился на озеро в 30 километрах от скитов и завозил экспедицию из Новосибирска. Осенью 1949 года дважды в скиты заходили партии геодезистов по два человека. После этих посещений, по преданию, иконы «стали почикивать, пощелкивать» — «стали извещать». 28 марта 1951 года отряд из примерно 30 сотрудников милиции под командованием Константина Сафронова (впоследствии майор МВД в отставке) произвёл задержание на одном из скитов, среди задержанных был Кирилл Лаптев, родной брат отца Симеона. В течение весны были обнаружены и разгромлены 2 мужских и 4 женских скита, а их обитатели и обитательницы арестованы. Местоположение скита отца Симеона каратели обнаружили лишь после двух недель интенсивных допросов арестованных. Его арестовали 15 апреля 1951 года . О. Симеон и ещё 32 человека были обвинены в антисоветской агитации и создании «нелегального антисоветского формирования» (имелись в виду скиты) по статьям 58-10, 58-11 УК РСФСР . 4 января 1952 Красноярский крайсуд приговорил о. Симеона и ряд других обвиняемых к 25 годам ИТЛ и 5 лет поражения в правах, некоторые обвиняемые были приговорены к 15 и 10 годам ИТЛ.

Игумен Симеон не дожил до освобождения и скончался в Озерлаге , отказавшись, по свидетельству староверов, принимать лагерную пишу. Дата его смерти точно не известна: следственное дело называет 20 августа 1954 года . Из осужденных по этому делу в заключении умерло двое: отец Симеон и мать Маргарита.

12 ноября 1954, то есть через несколько месяцев после смерти отца Симеона, осужденные вместе с ним старообрядцы были амнистированы Верховным Судом РСФСР (Дело 01902) и выпущены на свободу . Игумен Симеон был посмертно реабилитирован.

В 1957 году Ангарский собор разрешил часовенным старообрядцам, находящимся в заключении, принимать пищу от «кадровых» (так называлась у часовенных вся советская номенклатура, в том числе и сотрудники лагерей ) .

Известные сочинения

  • «На союзы» (около 1918)
  • «Краткая памятная запись нынешных событий и о судьбе Древняго Рима» (1925/1926 или 1929/1930 гг.),
  • «Доказательство от Святаго Писания против австрийских» (или же «На австрийских» — 1927 г.),
  • «О пришествии святых пророков и о последнем Антихристе» (3 марта 1928 г.),
  • Послание отцу и брату и Послание неизвестному (между 1929 и 1936 гг.),
  • «О воскресении Исуса Христа из мертвых, прение под видом двух человек, вернаго с неверным» (1934 г.),
  • «Познание от твари Творца и Управителя вселенной» (краткий вариант, написан в 1934—1935 гг., расширенный вариант, 1950—1951 г.),
  • «Воинствующая церковь Христова на земле» (1935—1936 гг.),
  • «Действующая Церковь Христова на Севере» (1949 г.),
  • «Познание от твари Творца и Управителя вселенной».
  • «О сотворении мира и учении Коперника» (1950 г.)

Семья

В семье Якова и Татьяны Лаптевых было 6 дочерей и 3 сыновей, включая Сафона. Известна судьбы одного из братьев и двух сестёр.

  • Сестра — Варвара (1888—?)
  • Сестра — Ефросинья (1890—?)
  • Сестра — м. Алевтина (в миру Агриппина Яковлевна Лаптева; около 1896—19 февраля 1942), из монастыря в Колыванской тайге выехала с о. Антонием и м. Тавифой в первой группе переселенцев в январе 1937 года. До самой смерти в 1942 келарница в скиту м. Тавифы на реке Тогульчес .
  • Сестра — м. Иулиания (в миру Иустина Яковлевна Лаптева; ?—после 1976), сибирская черноризица .
  • Брат — Кирилл Яковлевич Лаптев (1907—?) родился в д. Жидки, в 1930 году семья отца раскулачена (отняли 6 лошадей, 6 коров, сноповязалку, сеялку, ветряную мельницу). Сослан с отцом и еще одним братом в Нижний Тагил на завод Серебрянка. В октябре 1930 года бежали, жили в Бийске, затем в Мариинске, в феврале-марте 1933 в Томске. Оттуда переехали в заимку Зебзеево в Колыванской тайге. В марте 1936 года переехали в д. Ломоватка (Луговатского сельсовета) у Обь-Енисейского канала. Уклонялся от призыва, переехал на Дубчес. Арестован в 1951 году. Срок 10 лет, 15 октября 1954 снижен до 6 лет, 23 декабря 1954 амнистирован. Освободился из Степлага .

Литература

Рекомендованные источники

  • Покровский Н. За страницей «Архипелага ГУЛАГ»// Новый мир, 1991, № 9, с. 77-90;
  • Герасимов А. Повесть о Дубчесских скитах // Новый мир, 1991, № 9, с. 91-103.
  • Перевозчиков М. Староверы. Красноярск, 1991, с. 35-55;
  • Зольникова Н. Д. Современный писатель-старообрядец с Енисея // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992, с. 283—288;
  • Зольникова Н. Д. Человек и вселенная в сочинениях главы сибирского старообрядческого монастыря о. Симеона // Гуманитарные науки в Сибири . Отечественная история, 1996, № 2, с. 50-54.
  • Зольникова Н. Д. Отец Симеон (Сафон Яковлевич Лаптев). Воинствующая Церковь Христова на земле (в переводе с церковнославянского Е. И. Насекайло). // Власть, общество и человек в исторических и литературных источниках XVI—XX вв. : сборник научных трудов / Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т истории; отв. ред. Н. Н. Покровский. — Новосибирск : Изд-во Сибирского отделения Российской академии наук, 2012. С. 214—250

Ссылки

Примечания

  1. . Дата обращения: 25 июля 2020. 11 июля 2020 года.
  2. Дата обращения: 23 октября 2016. 23 октября 2016 года.
  3. В работах Н. Н. Покровского и его супруги и коллеги Н. Д. Зольниковой район расположения скитов постоянно называется «Нижним Енисеем» . Очевидно, эти авторы исходят из противопоставления его другому исследованному ими же району концентрации скитов часовенных старообрядцев — Верхнему Енисею, а именно бассейну Малого Енисея (Ка-Хема). Однако географически точной привязкой для р. Дубчес с притоками является Средний Енисей, Нижний же Енисей начинается к северу от устья Нижней Тунгусски.
  4. Дата обращения: 11 октября 2016. 12 октября 2016 года.
  5. от 13 июля 2020 на Wayback Machine С. 360.
  6. . Дата обращения: 28 декабря 2016. Архивировано из 29 декабря 2016 года.
  7. Дата обращения: 13 октября 2016. 29 октября 2017 года.
  8. Дата обращения: 23 октября 2016. 28 ноября 2020 года.
  9. Дата обращения: 23 октября 2016. 23 октября 2016 года.
  10. . Дата обращения: 10 января 2021. 10 июня 2020 года.
  11. от 13 июля 2020 на Wayback Machine С. 295-296.
  12. от 13 июля 2020 на Wayback Machine С. 184, 234—235, 454.
  13. от 13 июля 2020 на Wayback Machine С. 307—308.
Источник —

Same as Симеон (Лаптев)