Interested Article - Кряшены
- 2021-11-07
- 1
Кря́шены ( тат. керәшеннәр от рус. крещён ; крещёные тата́ры , тат. керәшен татарлары ) — этноконфессиональная группа в составе татар волжского и уральского регионов, исповедуют православие . Компактно проживают, в основном, в Татарстане , в небольшом количестве в Башкортостане , Удмуртии , Челябинской области , а также Самарской и Кировской областях.
Несмотря на то, что современная этнология преимущественно рассматривает их как часть татарского народа , часть кряшен считает себя отдельным народом .
По результатам всероссийской переписи населения 2002 года, кряшены получили статус субэтнической группы татар .
Этногенез
Традиционная версия
Согласно традиционной и наиболее обоснованной точке зрения на проблему возникновения кряшен, формирование этой этноконфессиональной группы как самостоятельной общности происходило длительное время при участии финно-угорских и тюркских компонентов . В то же время, несмотря на то, что в период Волжской Булгарии и Золотой Орды известны тюркские феодалы и их окружение христианского вероисповедания , и то, что в более поздний период некоторые татарские аристократы переходили в православие , отдельного «кряшенского» этнического образования не было . Решающее же влияние на формирование кряшенов как отдельной общности оказал процесс христианизации части татар Поволжья во второй половине XVI - XVII веков (сформировавшаяся в это время группа носит название «старокрещённых татар») и процесс христианизации нерусских народов Поволжья в первой половине XVIII века (новая группа татар, сформировавшаяся в это время, носит название «новокрещённых») . Множество новокрещенных татар в последвии возвращались в ислам в XVIII - начале XX веках . В результате сформировались пять этнографических групп кряшенов, имеющих свои специфические отличия: казанско-татарская, елабужская, молькеевская, чистопольская, нагайбакская (последняя группа нагайбаков выделилась в 2002 году в отдельную национальность) .
В пользу традиционной теории версии свидетельствуют данные археологии и культурные исследования в местах компактного проживания кряшен . Так у молькеевских кряшен отмечается устойчивая память об исламском происхождении их предков. По наблюдениям Г. Филиппова, в начале XX века у жителей ещё были живы предания:
«факт крещения их “отцов” относится к временам относительно близким. Они помнят места мечетей, указывают лиц, оставшихся некрещёными»
— Филиппов Г. Из истории христианского просвещения крещёных татар-мещеряков Тетюшского и Цивильского уездов Казанской губернии // Известия по Казанской епархии. 1915. № 37
В ряде деревень молькеевских кряшен имеются мусульманские кладбища, на которых, по преданиям, были похоронены отцы-основатели этих селений, их могилы были главным объектом культа. Особой популярностью как среди кряшен, так и местных татар-мусульман пользуются могила Ходжи Хасана в селе Хозесаново и могила Мяльки (Малик) бабая в Молькеево . Кряшены вместе с приезжавшими мусульманами посещают эти могилы, во время молений и жертвоприношений прибегают к помощи мулл . Также близ кряшенского села Ташкирмень Лаишевского района обнаружен древний мусульманский могильник, относящийся, по мнению археологов, к булгарскому и золотоордынскому периоду . В конце XIX века историк И. А. Износков , описывая селение, засвидетельствовал:
«…внутри деревни, при раскопках земли, жители находят разные вещи и монеты с арабской надписью…»
— И. А. Износков . История Лаишевского края. К. М. Низаметдинов, И. Х. Халиуллин. 1997 г. Приложение «Державинская волость» (по И. Износкову)
Альтернативные версии
В 1990-е годы появились альтернативные версии этногенеза кряшен, связанные с тем, что активизировавшаяся кряшенская интеллигенция, дистанцирующаяся от общепринятой точки зрения о насильственном крещении татар в XV—XIX веках и, как следствие этой политики, образования этнической группы кряшен, предприняла попытки научного обоснования положения о добровольном принятии частью булгар христианства .
Ещё одну версию развивал казанский историк Максим Глухов . Он считал, что этноним «кряшены» восходит к историческому племени керчин — татарскому племени, известному как кераиты и исповедовавшему христианство несторианского толка с X века . В конце XII века кераиты были покорены Чингисханом , но не утратили своей идентичности. Участие в завоевательных походах привело к появлению кераитов в Средней Азии и Восточной Европе. Позднее при образовании самостоятельных Крымского и Казанского ханств большое число кераитов оказалось в Крыму и на Средней Волге . Их потомки поныне живут в восточных районах Татарстана, сохраняя этноним в несколько деформированном виде, как реликт исторической памяти .
Антропологические типы кряшен
Наиболее значительными в области антропологии кряшен являются исследования Т. А. Трофимовой, проведённые в 1929—1932 годах. В частности, в 1932 году совместно с Г. Ф. Дебецом она проводит широкие исследования в Татарии. В Елабужском районе обследованы 103 кряшен, в Чистопольском районе — 121 кряшен. Антропологические исследования выявили у кряшен наличие четырёх основных антропологических типов: понтийского , светлого европеоидного , сублапоноидного , монголоидного .
|
|
Указанные типы имеют следующие характеристики:
Понтийский тип — характеризуется мезокефалией, тёмной или смешанной пигментацией волос и глаз, высоким переносьем, выпуклой спинкой носа, с опущенным кончиком и основанием, значительным ростом бороды. Рост средний с тенденцией к повышению.
Светлый европеоидный тип — характеризуется суббрахикефалией, светлой пигментацией волос и глаз, средним или высоким переносьем с прямой спинкой носа, среднеразвитой бородой, средним ростом. Целый ряд морфологических особенностей — строение носа, размеры лица, пигментация и ряд других — сближает этот тип с понтийским.
Сублапоноидный тип (волго-камский) — характеризуется мезосуббрахикефалией, смешанной пигментацией волос и глаз, широким и низким переносьем, слабым ростом бороды и невысоким, среднешироким лицом с тенденцией к уплощённости. Довольно часто встречается складка века при слабом развитии эпикантуса.
Монголоидный тип (южно-сибирский) — характеризуется брахикефалией, тёмными оттенками волос и глаз, широким и уплощённым лицом и низким переносьем, часто встречающимся эпикантусом и слабым развитием бороды. Рост, в европеоидном масштабе, средний.
Язык и алфавит
У кряшен в процессе обособления сформировался ряд собственных говоров. Среди них выделяется шесть говоров:
- говор кряшен Нижнего Прикамья (казанский диалект татарского языка);
- говор заказанских кряшен (казанский диалект татарского языка);
- говор чистопольских кряшен (мишарский диалект татарского языка);
- говор молькеевских кряшен (мишарский диалект татарского языка);
- говор нагайбакских кряшен (казанский диалект татарского языка);
- говор мордвы-каратайцев (мишарский диалект татарского языка).
Кряшены в основном говорят на казанском диалекте татарского языка . Говор молькеевских, чистопольских кряшен и мордвы-каратайцев ближе к мишарскому диалекту татарского языка. Главные отличия говоров кряшен — сохранение архаичных старотатарских слов.
В царское время кряшены пользовались алфавитом Н. И. Ильминского , который отличается от современного татарского алфавита . Этот алфавит разрабатывался начиная с 1862 года и окончательно оформился к 1874 году. По сравнению с русским алфавитом, алфавит Ильминского имел четыре дополнительных буквы, необходимых для передачи звуков татарского языка. Официальные государственные инстанции алфавит не утверждали. Считалось, что печать литературы ведётся на «крещёно-татарском наречии русскими буквами». В 1930 году, после введения яналифа , использование алфавита Ильминского было прекращено на несколько десятилетий. Возобновлено использование в начале 90-х годов XX века, когда на нём начали издаваться богослужебные книги и публиковаться издания кряшенских общественных организаций. При этом в светской жизни использование стандартного татарского алфавита сохранилось.
Культура
Этнографы отмечают, что по особенностям языка и традиционной культуры можно выделить пять этнографических групп кряшен:
- казанско-татарскую,
- елабужскую,
- молькеевскую,
- чистопольскую
- нагайбаков ,
каждая из которых имеет свои особенности и свою историю формирования.
Эти названия (кроме нагайбаков ) достаточно условные: казанско-татарская группа относилась к Казанской губернии (в Казанском, Лаишевском и Мамадышском уездах), Самарской, Уфимской и Вятской губерниям, в последней — в Малмыжском уезде (это самая многочисленная и древняя группа). Молькеевские кряшены Казанской губернии жили в Тетюшском и Цивильском уездах (сейчас — Апастовский район). Чистопольская группа была сконцентрирована в этой же губернии, в районе Западного Закамья (Чистопольский и Спасский уезды), елабужская группа относится к Елабужскому уезду (в прошлом Вятская губерния). Нагайбакская группа размещалась на землях Верхне-Уральского и Троицкого уездов .
На протяжении нескольких столетий, с середины XVI века, они оказались в относительной религиозной изоляции среди татар-мусульман. Кряшены ближе соприкасались с русской культурой, не утеряли и своих давних связей с финно-угорским населением региона. В силу этого и других исторических причин одежда кряшен имеет свои характерные особенности .
По основным элементам культуры кряшены сближаются с казанскими татарами , хотя отдельные группы кряшен связаны происхождением и с татарами-мишарями . Многие характерные черты традиционного быта кряшенов уже исчезли. Традиционная одежда сохранилась лишь в виде семейных реликвий. Быт кряшенов испытал сильное воздействие городской культуры, хотя и сегодня в городах живёт такой уникальный вид искусства, как татарский христианский шамаиль .
Одним из лидеров Этнографического общества кряшен был писатель и историк Максим Глухов-Ногайбек .
Музыка и танцы
С 2008 года существует единственный в мире Государственный фольклорный ансамбль кряшен «Бермянчек» , созданный при поддержке властей Республики Татарстан.
Печать и литература
Газеты
- «Сугыш хабарляре» ( Военные известия ; 1915 — 1917 . Редактор — П. П. Глезденев)
- «Дус» ( Друг ; февраль 1916 — 1918 . Редактор — С. М. Матвеев )
- «Кряшен газеты» ( Кряшенская газета ; январь 1917 — июль 1918 . Редактор — Н. Н. Егоров)
- «Алга таба» ( Вперёд ; январь—апрель 1919 . Редактор — М. И. Зубков)
- «Кызыл алям» ( Красное знамя ; октябрь 1919 — январь 1921 )
- «Киняш» ( Совет ; сентябрь 1922 — декабрь 1929 ) .
- «Керэшен сузе» ( Слово кряшен ; февраль 1993—2002)
- « » ( Родные мои ; c 2002 года )
- « » (c 2009 года )
Журналы
- «Иген игуче» («Хлебороб») (июнь—июль 1918)
- «Белемнек» («Знание») (сентябрь 1921 — январь 1922)
Художественная литература
Наиболее известным кряшенским поэтом XIX века является Яков Емельянов , получивший в народе прозвище «певец Яков». Пробовать перо начал ещё в период обучения в Казанской центральной крещёно-татарской школе. Поэт подготовил два поэтических сборника, которые были изданы под общим названием «Стихи на крещёно-татарском языке. Дьякон Я. Емельянов стихлары» в 1879 году . Также известны такие кряшенские писатели, как , Даржия Аппакова , Н. [ уточнить ] Филиппов, Александр Григорьев , В. [ уточнить ] Чернов, .
Численность и размещение
Исторический обзор
В конце XIX века наиболее многочисленной подгруппой была предкамская группа кряшен, которая занимала пределы Мамадышского, Лаишевского и Казанского уездов Казанской губернии и южную часть Малмыжского уезда Вятской губернии. Численность этой подгруппы оценивается в 35 тыс. человек. Второй по численности была восточнозакамская подгруппа кряшен, расселенная в Мензелинском уезде Уфимской губернии. Её численность составляла 19 709 чел.
При подготовке Всесоюзной переписи населения 1926 года кряшены в «Перечне народностей» были обозначены как народность, которая «указана неточно» . По данным Всесоюзной переписи населения 1926 года , кряшен было 101,4 тысячи человек .
Современное состояние
По данным Всероссийской переписи населения 2002 года в России насчитывалось 24 668 кряшен. Большинство из них (18 760 чел.) проживали в Республике Татарстан . Значительные группы кряшен проживают также в Республике Башкортостан (4 510 чел.) и Удмуртской Республике (650 чел.).
В республике Башкортостан кряшены компактно проживают в Бакалинском районе в сёлах Старые Маты и Новые Маты, Новый Илик, Умирово, Новые Балыклы, Бюзюр, Утар, Кураз, Старый Азмей (совместно с башкирами ) и др. По результатам переписи 2002 года , всего в Башкортостане проживают 4 510 кряшен; по неофициальным данным — более 10 тысяч.
Генетические исследования
Разные субэтносы татар Поволжья (казанских татар, мишарей, кряшен) объединяет высокая (более 60 %) доля наиболее частых гаплогрупп Y-хромосом : I1-M253 , N1c-LLY22g , R1a-z93 , сочетание которых характерно для населения Урало-Поволжья и Севера Восточной Европы. Преобладание этого компонента может указывать на сохранение в генофонде татар Поволжья наследия дотюркского автохтонного (или, во всяком случае, дозолотоордынского) населения региона.
Доля принесенного миграциями «южного» генетического компонента (суммарный вклад гаплогрупп Е1b1b1-M35 ; G2a-P15; I2а-P37.2; J1-М267; J2-M172) у казанских татар составляет 15 %, у мишарей — 23 %, у кряшен — 29 %. При этом в «южном» компоненте казанских татар преобладает гаплогруппа I2a-P37.2 (распространённая в Восточной Европе и в Средиземноморье), у кряшен — гаплогруппы G2a-P15 и J2-M172 (переднеазиатские по происхождению, но первая доминирует в популяциях Западного Кавказа, а вторая J2-M172 «кавказско-переднеазиатская»). Вклад третьего, наиболее тусклoго у татар «центральноазиатского» генетического компонента, составляет всего лишь 1 % у казанских татар, 3 % у мишарей и 6 % у кряшен (суммарная доля гаплогрупп С3-М217: О2 -P31; O3-М122 ) .
Популяция кряшен из Мамадышского и Алексеевского районов Татарстана характеризуется наличием гаплогрупп C3 -M217 и G2a -P15, суммарная доля которых составляет около 20 %. При этом всё-таки доля гаплогруппы С3 в данной выборке кряшен меньше, чем гаплогруппы G2a .
Самоидентификация
Существуют различные взгляды на кряшен; традиционным является мнение, что кряшены являются своеобразной частью татарского народа , её отстаивал Глухов-Ногайбек.
В то же время среди заметной части интеллигенции существует мнение о кряшенах как отдельном народе .
Сторонники того, что кряшены являются отдельным от татар народом, считают также, что с того времени быт татар-мусульман под влиянием и по требованию ислама менялся, по мере проникновения последнего в массы. По их мнению, помимо языка и быта кряшены в этническом отношении сохранили свои первоначальные древние качества.
Вопрос о происхождении и положении кряшен активизировался перед всероссийской переписью населения 2002 года . В октябре 2001 года кряшены приняли декларацию о самоопределении, год спустя одобренную Межрегиональной конференцией кряшен РФ . Вопрос вышел за рамки исторического и культурного и стал политическим.
Всероссийская перепись населения 2010 года выявила увеличение численности кряшен по сравнению с переписью 2002 года. Так, в 2002 году, согласно данным Росстата, в России проживало всего 24 668 кряшен, из которых 18 760 человек — в Татарстане. В 2010 году численность граждан России, назвавших себя кряшенами, выросла до 34 822 человек по России, а 29 962 из них проживали в Татарстане. Таким образом, по России кряшенское население увеличилось на 41,1 %, в Татарстане — на 59,7 % .
См. также
- Нагайбаки — прежде этноконфессиональная группа татар, близкая к кряшенам и казанским татарам , получившая в 2000 году статус коренного малочисленного народа
- Казанская и Татарстанская епархия — Казанская епархия Московского Патриархата Русской Православной Церкви
- Удмуртская письменность (Николая Ильминского)
- Карбышев, Дмитрий Михайлович
- Гаврилов, Пётр Михайлович
- Новиков, Пётр Георгиевич
- Васильев, Владимир Михайлович (р. 23.11.1978) — Заслуженный артист Республики Татарстан , художественный руководитель Филармонического музыкально-литературного лектория, оперный певец (бас).
Примечания
- Глухов-Ногайбек М.С. Судьба гвардейцев Сеюмбеки. Казань, 1993.
- . Дата обращения: 5 января 2023. 30 декабря 2022 года.
- ↑ 7 января 2019 года. : 18 октября 2012 года.
- . Дата обращения: 12 октября 2015. Архивировано из 29 апреля 2020 года.
- 21 сентября 2013 года. // Администрация Нагайбакского муниципального района
- : [ 2 февраля 2018 ] / Д. М. Исхаков, Р. Н. Мусина, С. В. Суслова, Р. К. Уразманова, Н. А. Халиков // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2015.
- ↑ , с. 21—22.
- ↑ Кадырова Г. А. . 3 февраля 2020 года. // Культурология традиционных сообществ: Матер. Всероссийск. науч. конфер. молодых ученых / Отв. ред. М.Л. Бережнова. — Омск: ОмГПУ , 2002. — С. 27-30
- Никитина Г. А. // . Серия: История и филология. — Ижевск: УдГУ , 2012. — Вып. 3 . — С. 73–81 . 14 марта 2016 года.
- . Newsru.com . Дата обращения: 13 февраля 2014. 22 февраля 2014 года.
- ↑ Татарская энциклопедия : В 5 т., — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2006. — Т. 3., стр. 462.
- ↑ . Архивировано из 1 июня 2013 года. // Исхаков Д. М. Татарская нация: история и современное развитие. Казань: Магариф, 2002
- , с. 16.
- . cyberleninka.ru . Дата обращения: 27 января 2023. 27 января 2023 года.
- Ислаев Ф. Г. Православные миссионеры в Поволжье. — Казань: Татарское книжное издательство , − 1999.
- : [ 27 января 2023 ] / Д. М. Исхаков, Р. Н. Мусина, С. В. Суслова, Р. К. Уразманова, Н. А. Халиков // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2015.
- // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2015. — № 12 (62): в 4-х ч. Ч. III . — С. 78-81 . — ISSN . 14 марта 2016 года.
- Филиппов Г. Из истории христианского просвещения крещёных татар-мещеряков Тетюшского и Цивильского уездов Казанской губернии // . 1915. № 37. стр. 1036-1043.
- . Дата обращения: 13 марта 2016. Архивировано из 14 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 13 марта 2016. Архивировано из 11 июня 2016 года.
- , с. 436.
- Глухов М. С. Tatarica. Энциклопедия. — Казань: Ватан, 1997. С.328.
- Глухов М. С. Tatarica. Энциклопедия. — Казань: Ватан, 1997. С.329.
- Глухов М. С. Tatarica. Энциклопедия. — Казань: Ватан, 1997. С.39.
- .
- , с. 36.
- . Дата обращения: 11 марта 2011. 4 апреля 2012 года.
- В феврале-апреле 1924 вместо газеты «Киняш» вышло три номера одноимённого журнала.
- Архивировано из [kazan.eparhia.ru/temples/kazan/tihvinskajazercov/ оригинала] 13 июля 2012 года. // Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери
- . 22 февраля 2014 года. // Русская линия
- Перечень народностей для разработки материалов Всесоюзной переписи населения 1926 года // Всесоюзная перепись населения 1926. — М. : Издание ЦСУ СССР , 1929. — Т. XVII. СССР. — С. 106. ] ( . 8 августа 2020 года. в Демоскоп Weekly № 267—268 27 ноября—10 декабря 2006)
- Исхаков Д. М. // Татарстан. — № 3 . — С. 18-23 . 23 февраля 2014 года.
- . Дата обращения: 1 апреля 2010. 10 марта 2016 года.
- ↑ Балановская Е.В., Агджоян А.Т., Жабагин М.К., Юсупов Ю.М., Схаляхо Р.А., Долинина Д.О., Падюкова А.Д., Кузнецова М.А., Маркина Н.В., Атраментова Л.А., Лавряшина М.Б., Балановский О.П. (рус.) // Вестник Московского университета. Серия XXIII. "Антропология". — 2016. — № С. 72-82 . 29 октября 2021 года.
- . 1 февраля 2009 года. // Исхаков Д. М. Татарская нация: история и современное развитие. Казань: Магариф, 2002
- Сидорова Т. . 2 февраля 2014 года. // Аргументы и факты , № 49 04.12.2012
- // Новые известия
- . 22 февраля 2014 года. // Новости Ислама
- Постановление Правительства РФ № 255 от 24 марта 2000 года «О едином перечне коренных малочисленных народов РФ»
Литература
- : коллективная моногра- фия. — Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2017. — 960 с. + 36 с. цв. вкл. ISBN 978-5-94981-213-6
- Амелина Я. А. // Столетие.ру. — 12.11.2010.
- Есть такой народ – кряшены: Проблемы этноконфессиональной идентификации кряшен / Сборник материалов / Сост., науч. ред., автор поясн. ст. и коммент. к.и.н. А. В. Фокин. — Казань: Кряшенский приход г. Казани, Совет ветеранов кряшенского движения г. Казани, 2011. — 300 с.
- . — Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2014. — 332 с. — ISBN 978-5-93962-691-0 .
- , , , , // Большая российская энциклопедия . Электронная версия (2016)
- Кряшены // . — М. : , 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8 .
- Мухаметшин Ю. Г. Татары-кряшены. Историко-этнографическое исследование материальной культуры. Середина XIX – начало XX в.. — М. : Наука , 1977. — 184 с.
- // Демоскоп Weekly . — 21.10.—03.11.2002. — № 85—86 .
- Рылова Э. Синдром старшего брата // Российская газета . — 21.02.2002. ( — Демоскоп Weekly , № 55—56 18 февраля—3 марта 2002)
- Татары и кряшены в переписи населения 2002 г. // Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. — 2004. — Вып. 10 . — С. 99—142 .
- . — М. : Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН , 2004. — 152 с. — ISBN 5-201-00889-5 .
- Татары / Отв. ред. , С. В. Чешко . — М. : Наука , 2001. — 583 с. — (Народы и культуры). ( )
- Трофимова Т. А. Этногенез татар Среднего Поволжья в свете данных антропологии // Происхождение казанских татар. — Казань, 1948. — С. 30—34.
- История и культура татар-кряшен (XVI—XX вв.). — Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017. — 960 с.
- Материалы по истории образования и просвещения народов Волго-Уралья в рукописных фондах Н. И. Ильминского: сб. документов и материалов / авторы-составители Р. Р. Исхаков, Х. З. Багаутдинова. — Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ; Изд-во «ЯЗ», 2015. — 620 с
- Мухамадеева Л. А. Общественные и культурные институты татар-кряшен в 1917—1940-х гг. — Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2019.
- Религиозный синкретизм и традиционная обрядность татар-кряшен Волго-Уралья (XIX — начало ХХ в.): сб. материалов и документов / авторы-составители Р. Р. Исхаков, Х. З. Багаутдинова. — Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, Изд-во «ЯЗ», 2015. — 324 с.
- Татары-кряшены в зеркале фольклора и этнографических сочинений слушателей Казанских кряшенских педагогических курсов (педагогического техникума) (1921—1922 гг.): сб. материалов и документов / сост., авт. предисл. и примеч. Р. Р. Исхаков, Г. А. Николаев. — Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ; Чебоксары: Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук, 2014. — 316 с.
- Христианское просвещение и религиозные движения (реисламизация) крещеных татар в XIX — начале ХХ вв.: сб. материалов и документов / сост., автор вступительной ст., примечаний, научно-справочного аппарата Р. Р. Исхаков. — Казань: Изд-во «Ихлас»; Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2012. — 412 с.
Ссылки
- . Архивировано из 14 апреля 2009 года.
- 2021-11-07
- 1