Interested Article - Рембо, Артюр

Жан Николя́ Артю́р Рембо́ ( фр. Jean Nicolas Arthur Rimbaud [aʁtyʁ ʁɛ̃ˈbo] ; 1854 1891 ) — французский поэт . Писал стихи только в ранней юности, после 1873 года отошёл от творчества. Издал один сборник, « Одно лето в аду » (1873). При его жизни вышел также сборник стихотворений в прозе « Озарения » (1886).

Биография

Артюр Рембо родился 20 октября 1854 года в Шарлевиле на северо-востоке Франции . Он был вторым ребёнком в семье Фредерика Рембо (1814—1878) и Мари-Катрин-Витали Рембо (1825—1907) . Его отец, по профессии военный, провёл большую часть своей военной карьеры за границей , служил в Алжире (1844—1850), а в 1854 году был награждён орденом Почётного легиона «по указу императора» . Капитан Рембо был описан как «вспыльчивый, спокойный и щедрый» с длинными усами и бородкой офицера егеря . Мать, урождённая Куиф, была из зажиточной крестьянской семьи. Когда мальчику исполнилось четыре года, отец оставил семью; с тех пор Артюра воспитывала мать. Начальное образование Рембо получил в Шарлевильском лицее. Вскоре после публикации первого стихотворения в 1870 году, в возрасте 16 лет Рембо отправился в путешествие по северу Франции и югу Бельгии.

В возрасте семнадцати лет Рембо знакомится в Париже с поэтом Полем Верленом и на некоторое время становится его близким другом и любовником . Верлен приглашает Рембо в Париж и оплачивает ему дорогу.

Ф. Валлотон . Портрет Артюра Рембо, ок. 1898

Прибыв в Париж, Рембо поселяется в доме у Верлена, но вскоре изгоняется оттуда 17-летней беременной женой Верлена Матильдой Моте за грубость и нечистоплотность. Рембо живёт по очереди у литератора и критика Теодора Банвиля , поэта и шансонье Шарля Кро , композитора Жана (Эрнеста) Кабане, художника Жана-Луи Форена . Верлен и Рембо принимают участие в собраниях литературных кружков «Дрянные мальчишки» и «Чертыхатели», дружат, пьянствуют, дискутируют, ссорятся и мирятся.

В конце октября из-за Рембо возникла первая ссора Верлена с Матильдой, которая негодует, когда Рембо, не приемлющий «мещанскую обстановку» семейства Моте, пытается вырвать Верлена из этой среды.

В конце декабря на очередном обеде «Дрянных мальчишек» Рембо устраивает скандал и легко ранит тростью-шпагой фотографа Каржá ; Рембо изгнан из кружка; Верлен снимает для него комнату на улице Кампань-Премьер в XIV округе Парижа , в районе Монпарнаса .

В Париже Рембо участвует в восстании Парижской коммуны .

В 1872 году Поль Верлен бросает семью и уезжает с Рембо в Лондон . Некоторое время прожив там, они путешествуют по Европе и расстаются в Брюсселе , после того как Верлен в жарком споре под действием абсента простреливает Рембо запястье. Верлен был осуждён на два года тюрьмы. После расставания с Верленом Рембо возвращается домой, на ферму Роше.

После этого Рембо перестаёт писать и путешествует по свету до 1880 года. Затем в Африке (в основном в Египте и Эфиопии ), а также в Йемене он занимается торговлей кофе, пряностями и шкурами. В Эфиопии долгое время жил в городе Харар , посещал императора Менелика Второго в Аддис-Абебе , чтобы продать ему партию европейского оружия .

В феврале 1891 года в Адене (Йемен) Рембо начинает ощущать боль в правом колене. Поначалу ему кажется, что это артрит. Лечение не приносит никакого результата, и в марте того же года боль становится настолько сильной, что он готовится отправиться во Францию на лечение. Перед отъездом Рембо консультируется с одним из британских врачей, который по ошибке ставит Рембо диагноз «туберкулёзный синовит », и рекомендует прибегнуть к срочной ампутации. Рембо остаётся в Адене вплоть до 7 мая, чтобы уладить свои финансовые дела, после чего на пароходе L’Amazone отправляется в 13-дневное путешествие назад во Францию. По приезде в Марсель его доставляют в госпиталь («Hôpital de la Conception»), где спустя неделю, 27 мая, ему ампутируют правую ногу. Послеоперационный диагноз показывает, что у него рак кости, вероятно, остеосаркома .

После короткого пребывания на семейной ферме с 23 июля по 23 августа Рембо предпринимает попытку отправиться назад в Африку, но по пути его здоровье настолько ухудшается, что его снова доставляют в тот же госпиталь, где Рембо навещает его сестра Изабель. Боль становится невыносимой, и 10 ноября 1891 года, после обряда соборования, он умирает в возрасте 37 лет.

Рембо похоронили в его родном городе Шарлевиле.

Произведения, опубликованные при жизни автора

Рембо в Африке
  • (1870) Январь. «Подарки сирот к Новому году» в la Revue pour tous
  • Август. «Три поцелуя» («Первый вечер») в La Charge
  • (1872) Сентябрь. «Вороны» в La Renaissance littérature et artistique
  • (1873) Октябрь. « Одно лето в аду » / Une Saison en Enfer
  • (1878) Январь. «Маленькие бедняки» («Заворожённые») в The Gentle-man’s Magazine
  • (1882) Июнь. «Искательницы вшей» — два четверостишия в Champsaur, Dinah Samuel; переиздано в сентябре 1889 года
  • (1883) Октябрь. «Сидящие», « Пьяный корабль », «Искательницы вшей», «Заворожённые», «Вечерняя молитва», «Гласные», фрагменты «Вечность», «Париж заселяется вновь», а также «Первые причастия» опубликованы Верленом в Lutèce
  • (1884) Апрель. Перечисленные выше стихотворения опубликованы Верленом в сборнике Les Poètes mauditis («Проклятые поэты»)
  • (1886) Апрель. «Первые причастия» в La Vogue
  • Май-июнь. « Озарения », включая некоторые из Последних стихотворений в La Vogue. Также опубликованы отдельно
  • (1888) Июнь. «Шкаф», «Уснувший в ложбине» и «Заворожённые» в Poètes lyriques français du XIXe siècle (Антология Лемерра)
  • Октябрь. Переиздание сборника «Проклятые поэты» с добавлением фрагмента из «Украденного сердца» и стихотворением «Голова фавна»
  • (1889) Февраль-январь. «За музыкой», «Богема», «Зло», «Предчувствие» в La Revue indépendante
  • (1890) Февраль. «Шкаф» и «Предчувствие» в Le Petit Ardennais
  • Март. « Гласные » в книге Мопассана «Бродячая жизнь» и «В зелёном кабаре» в La revue d’aujourd’hui
  • Май. «Шкаф», «Предчувствие» в La Plume (перепечатано из Le Petit Ardennais)
  • Сентябрь. «Парижская оргия, или Париж заселяется вновь» в La Plume
  • (1891) Ноябрь. «Бал повешенных», «Венера Анадиомена» в Mercure de France

Рембо в современной культуре

В XX веке наследие Рембо было предметом полемики. Общепризнанными последователями Рембо во французской поэзии являются Гийом Аполлинер и Поль Элюар . Мировоззрение и поэзия Рембо оказали влияние на творчество Генри Миллера , отразившего своё духовное родство с поэтом в эссе «Время убийц».

Во второй половине XX века Артюр Рембо обретал всё большую популярность. Так, его образ неоднократно был использован в кинематографе . Наибольшую известность получил фильм Агнешки Холланд « Полное затмение » (1995), созданный по одноимённой пьесе Кристофера Хэмптона (1967), в котором роль поэта исполнил Леонардо Ди Каприо (фильм не претендует на историческую достоверность образа Рембо), а также Верлена в исполнении Дэвида Тьюлиса .

Дэвид Моррелл вдохновлялся образом Рембо при создании Джона Рэмбо . В предисловии к книге « Первая кровь » автор упоминает Артюра Рембо, который запомнился Морреллу сложностью своей фамилии и несоответствием между её звучанием и написанием. «Имя французского автора и имя яблока совпали, я почувствовал в этом отзвук силы [провидения]», — пишет Моррелл . Позже он добавлял, что самым известным произведением Артюра Рембо является « Одно лето в аду » (Une Saison en Enfer), название которого было подходящей метафорой для страданий, перенесённых Джоном Рэмбо во вьетнамском плену .

Посвящённая Артюру Рембо и выполненная Жан-Робером Ипустеги по заказу президента Франсуа Миттерана скульптурная композиция — «Путник в башмаках, взлетевших кверху» ( фр. l’Homme aux semelles devant ), установлена в 1985 году перед зданием библиотеки Арсенала ( фр. Bibliothèque de l’Arsenal ) на улице Сюлли ( фр. Rue de Sully ) в Париже. В названии скульптуры перефразировано прозвище, которое Поль Верлен дал Артюру Рембо — «Путник в башмаках, подбитых ветром» ( фр. l’Homme aux semelles de vent ) . Портретный этюд «Лицо Рембо» ( фр. Visage Rimbaud ) принадлежит Культурному центру Ипустеги ( фр. Centre Culturel Ipoustéguy ) в городе Ден-сюр-Мёз ( фр. Dun-sur-Meuse ) .

В 1991 году вышел фильм Arthur Rimbaud — Une biographie режиссёра Ришара Диндо. В фильме снялись актёры Бернар Блош, Кристиана Коэнди, Мадлен Мари, Альбер Дельпи, Жан Дотремай, Бернар Фрейд, Ханс-Рудольф Тверенболд, Жак Боннаффе (голос).

Певица и поэтесса Патти Смит , на творчество которой сильно повлиял Рембо, не раз упоминала и цитировала его в своих работах.

Поэма Юрия Сопова «Артюр Рембо» (1919)

В произведении Жан-Поля Сартра « Детство хозяина » главный герой сравнивает себя с Рембо: «Нужно бы убивать себя в двадцать лет», теперь Люсьен часто смотрелся в зеркало и постепенно научился любоваться своей угловатой молодой грацией. «Я Рембо », — думал он по вечерам, снимая одежду мягкими движениями, и начинал верить, что у него будет короткая и трагическая жизнь слишком красивого цветка.

Владимир Высоцкий упомянул поэта в своём стихотворении « О фатальных датах и цифрах ».

Книгу стихов Рембо читает главный персонаж кинофильма « Теорема » Пьера Паоло Пазолини .

Барельеф в Санкт-Петербурге

В альбоме «Талисман» Павла Кашина есть песня «Пьяный корабль» по одноимённому стихотворению Рембо с авторским переводом исполнителя .

Артуру Рембо посвящена песня Олега Митяева «Шарлевиль» (1991) .

В 2004 году известный немецкий художник-концептуалист Оттмар Хёрль в честь 150-летия французского поэта установил на площади родного города Рембо 800 посвящённых ему скульптур .

В 2015 году вышел документальный фильм «Артюр Рембо, роман с Хараром / Rimbaud, le roman de Harar» (реж. Жан-Мишель Джиан / Jean-Michel Djian)

Артюр Рембо является прототипом для одного из персонажей аниме и манги « Проза бродячих псов ».

В 2022 году художники арт-группы «ortanz» установили барельеф Артюра Рембо в Санкт-Петербурге по адресу Набережная Фонтанки, 112Б.

Примечания

  1. Arthur Rimbaud // (нидерл.)
  2. Arthur Rimbaud // (порт.) — São Paulo: , 2001. — ISBN 978-85-7979-060-7
  3. Arthur Rimbaud // (англ.) OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  4. — 2018.
  5. , pp. 11 & 35.
  6. , pp. 18 & 1193.
  7. , pp. 25–26.
  8. , pp. 27–28.
  9. , p. 31.
  10. , p. 7.
  11. от 1 декабря 2016 на Wayback Machine , BBC, 1.12.2016
  12. Александр Рыбин. (рус.) // журнал «Крещатик». — 2021. 7 октября 2021 года.
  13. David Morrell, First Blood, Introduction
  14. (нем.) . // espritdescalier.de. Дата обращения: 23 января 2012. 13 февраля 2012 года.
  15. (фр.) . // valdunois.com. Дата обращения: 23 января 2012. 13 февраля 2012 года.
  16. . Дата обращения: 6 июня 2017. Архивировано из 6 июля 2017 года.
  17. . mityaev.ru . Дата обращения: 4 января 2022. 4 января 2022 года.
  18. (фр.) . Ardennes-culture.net . Дата обращения: 30 января 2018. 31 января 2018 года.

Литература

На русском языке
  • Миллер Г. . / Азбука-классика, 2005.
  • Карре Ж. Жизнь и приключения Жана-Артура Рембо. / Пер. с фр. — СПб: Петербург — XXI век; Лань, 1994. (романизированная биография)
  • Мурашкинцева Е. Д. Верлен. Рембо. — М.: ОЛМА-Пресс, 2001. — 352 с.
  • Птифис П. Артюр Рембо. / Пер. с фр. (Серия «ЖЗЛ»). — М.: Молодая гвардия, 2000. — 408 с.
  • Виль Р. Дневники Артюра Рембо. — Берлин: NG Verlag, 2013. — 156 с.
  • Жан Батист Баронян Артюр Рембо. / Пер. с фр. (Серия «ЖЗЛ»). — М.: Молодая гвардия, 2013. — 272 с
  • Рембо А. Поэтические произведения в стихах и прозе. / Пред. Л. Г. Андреева, комм. М. В. Толмачёва. — М.: Радуга, 1988. (подробный комментарий к стихотворениям)
  • Обломиевский Д. Д. Артюр Рембо. // Французский символизм. — М.: Наука, 1973. — С. 183—227.
  • Степанов Ю. С. Семантика «цветного сонета» Артюра Рембо. // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. — М.: 1984. — т.43. — № 4. — С. 341—347.
  • Горбовская С. Г. Анализ флорообразов в поэме А.Рембо «Что говорят поэту о цветах» // European Social Science Journal. 2014. № 11-1 (50). С. 109—116.
  • Васильев И. Е., Комаров К. М. Маяковский и Рембо (к проблеме типологических схождений) // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 14. С. 18-21.
  • Журбин А. А. Рембо — Губанов : сравнительная характеристика художественного метода // Геология, география и глобальная энергия. 2006. № 6. С. 174—179.
  • Найман Е. А. Неожиданная встреча: Кант и Рембо // Вестник Томского государственного университета. 1999. № 267. С. 29-30.
  • Ворожихина К. В. «Странствия по душам» Бенджамена Фондана : Артюр Рембо // Философские науки. 2015. № 9. С. 116—122.
  • Полещук П. О. Концепция «нового человека» в творчестве Артюра Рембо и русских футуристов //В сборнике: Русский язык, литература и культура в пространстве АТР Материалы международного форума. 2016. С. 302—305.
  • Компарелли Р. Б.Поплавский и А. Рембо: проблема поэтического диалога // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 394. С. 30-34.
  • Токарев Д. В. Озарения Безобразова ( Б.Поплавский и А.Рембо) // Русская литература. 2010. № 2. С. 15-31.
  • Нефёдова Л. К. Онтология поэтического слова Артюра Рембо. Москва, 2011. −2-е издание, стереотипное. −130 с. ISBN 978-5-9765-1207-8
  • Рембо А. Стихи; «Последние стихотворения»; «Озарения»; «Одно лето в аду». / Пер. с фр. М.Кудинова. — М., «Наука», 1982 (серия « Литературные памятники »).
  • Рембо А. Стихотворения. Серия «Билингва». М., Текст , 2011.
На других языках
  • Артюр Рембо Стихотворения Озарения Пора в аду серия Великие поэты , Москва Санкт-Петербург: Комсомльская правда Амфора, 2011 [1988], ISBN 978-5-87107-281-3 Рембо Стихотворения Озарения Пора в аду серия Великие поэты — М СПб Комсомольская правда Амфора 2011 с.239 ISBN 978-5-87107-281-3
  • Bernard, Suzanne; Guyaux, André (1991), Œuvres de Rimbaud (фр.) , Paris: Classiques Garnier, ISBN 2-04-017399-4
  • Bousmanne, Bernard (2006), Reviens, reviens, cher ami. Rimbaud – Verlaine. L'Affaire de Bruxelles (фр.) , Paris: Éditions Calmann-Lévy, ISBN 978-2702137215
  • Радуга, ed. (1988), Рембо Произведения , Москва: Bilingua, ISBN 5-05-001528-6 Рембо Произведения Bilingua — М.Радуга 1988 с.544
  • (1974) [1919], Delahaye, témoin de Rimbaud (фр.) , Geneva: La Baconnière, ISBN 978-2825200711
  • ; Whidden, Seth (2005), Rimbaud, Complete Works, Selected Letters (Revised and updated ed.), Chicago: University of Chicago Press, ISBN 0-226-71977-4
  • Lefrère, Jean-Jacques (2001), Arthur Rimbaud (фр.) , Paris: Fayard, ISBN 978-2-213-60691-0
  • (2000), Rimbaud , New York: W.W. Norton & Co, ISBN 978-0330482820
  • (1973), Arthur Rimbaud , London: Faber and Faber, ISBN 0-571-10440-1

Ссылки

Источник —

Same as Рембо, Артюр