Interested Article - Дубенский маггид
- 2021-12-19
- 2
Дубенский маггид ( Дубнер магид , настоящее имя Яков Кранц ( ивр. יעקב קרנץ, מגיד מדובנא ); ок. 1740 , Житиль , Речь Посполитая — 1804 , Замостье , Австрийская империя ) — еврейский народный проповедник.
Уже в восемнадцать лет стал проповедником в Межериче ; затем занимал ту же должность в Жолкиеве , Дубне (где он прожил 18 лет), Влодаве , Калише и Замостье .
Посетил также Германию, где успешно проповедовал в главнейших общинах. В Берлине он познакомился с М. Мендельсоном , который прозвал его за его необычайное остроумие и любовь к притчам «еврейским Эзопом ».
Своей исключительной популярностью Дубенский маггид был обязан не только выдающемуся ораторскому таланту, но также проницательному уму и глубокому, ясному пониманию жизни. В методе построения своих проповедей Дубенский маггид не отступал от обычных традиций духовных проповедников (трудно понимаемый отрывок из Священного Писания или позднейшей еврейской письменности комментируется соответствующими разъяснениями), но у него разъяснения никогда не давались в сухой и абстрактной форме, а обычно иллюстрировались интересными притчами и яркими примерами, взятыми из обыденной жизни. Дубенский маггид мыслил образными аллегориями ; наиболее запутанные вопросы умел излагать в ясной, чисто народной форме; сухие, абстрактные изречения преображались у него в красивые аллегории, полные житейской мудрости. Его анекдоты и притчи, направленные против его идейных противников (Дубенский маггид, как приверженец виленского гаона , особенно недолюбливал хасидов ), отличаются народным юмором.
Сочинения
Дубенский маггид пользовался большим авторитетом в раввинской письменности. Своих сочинений при жизни печатать не хотел, и лишь после его смерти они были опубликованы его сыном Исааком и учеником А. Б. Фламом под заглавиями:
- «Охель Яаков» ( ивр. אהל יעקב ) ( сочинение, 1830, часто переиздано);
- «Коль Яаков» ( ивр. קול יעקב ) (комментарии к пяти мегиллот, 1819);
- «Кохав ми-Яаков» ( ивр. כוכב מיעקב ) (комментарий к « гафтарот »);
- «Эмет ле-Яаков» ( ивр. אמת ליעקב ) (комментарий к пасхальной агаде , 1836);
- этическое сочинение (без заглавия) в восьми отделах по образцу Ховот ха-Левавот Бахьи ибн-Пакуды — Флам издал (в 1862 г.) под названием «Сефер ха-Мидот» ( ивр. ספר המידות ) с обширным предисловием, в котором имеются биографические данные о Д.
В 1886 году М. Нуссбаум из Пшемысля извлёк из сочинения магидда «Охель Яаков» все притчи и издал их отдельно под заглавием «Мишлей Яаков» ( ивр. משלי יעקב ).
В 1840-х годах Исаак Михал Манис написал специальный труд, посвящённый жизни и деятельности Дубенского маггида, оставшийся в рукописи.
Примечания
- — 2012.
- Jakob ben Wolf Kranc //
Литература
- Цинберг С. Л. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1910. — Т. VII. — Стб. 355.
- 2021-12-19
- 2