Interested Article - Тори и укэ
- 2021-06-05
- 2
То́ри ( яп. 取り ) и укэ́ ( яп. 受け ) — взаимосвязанные понятия в японских боевых искусствах , определяющие партнёров при отработке техник.
Тори
Термин «тори» указывает на человека, исполняющего приём; он происходит от глагола тору ( яп. 取る ) , означающего «принимать», «забирать» или «выбирать».
В дзюдо и некоторых других боевых искусствах, тори — тот, кто завершает технику в тренировочном поединке против укэ . Вне зависимости от ситуации, принцип «тори» заключается в том, что он всегда успешно завершает технику. Термины «тори» и «укэ» не являются синонимами нападающему и защищающемуся, потому что роль определяется тем, кто завершает приём, а не инициирует его.
В айкидо и родственных ему боевых искусствах тори выполняет техники защиты против определённых атак укэ . Айкидо располагает и другими терминами, описывающими роль тори , которые используются в некоторых направлениях или в зависимости от конкретной ситуации, включая "бросающий" ( яп. 投げ нагэ ) и исполняющий ( яп. 仕手 ситэ , букв. "ведущая рука") .
Укэ
Укэ — тот, кто «принимает» технику. Точная роль укэ варьируется между разными боевыми искусствами и, нередко, внутри искусства самого, в зависимости от ситуации.
Например, в айкидо, в Будзинкан ниндзюцу и при выполнении ката в дзюдо укэ инициирует нападение на своего партнёра, который затем выполняет приёмы защиты, тогда как в соревнованиях по дзюдо нет назначаемого укэ.
Укэ обычно выступает в роли партнёра или условного противника.
Укэми
Действия укэ называются укэми ( яп. 受け身 ) , ошибочно именуемые страховкой. Буквально переводится как «получающий человек»; это искусство знать, как правильно реагировать на нападение и часто включает в себя навыки, позволяющие сделать это безопасно. Эти навыки могут включать в себя акробатические движения и часто используются в айкидо и дзюдо как элементы разминки и отдельные упражнения, особенно на начальных этапах обучения.
- Дзэнпо кайтэн укэми ( яп. 前方回転受け身 ) / Маэ мавари укэми ( яп. 前回り受け身 ) — перекат вперёд, начинающийся с плеча ведущей ноги через спину и заканчивающийся бедром задней ноги.
- Маэ укэми ( яп. 前受け身 ) / Дзэнпо укэми ( яп. 前方受け身 ) — падение вперёд. Может выполняться как в форме довольно жёсткого падения с отхлопом рукой и/или ногами, так и вращающимся движением перекатом. Есть тонкости между различными перекатами вперёд, но основной принцип остаётся неизменным: находясь в процессе падения вперёд, укэ способен и предпочтёт совершить перекат, таким образом избегая вероятных травм и поверждений.
- Кохо укэми ( яп. 後方受け身 ) / Усиро укэми ( яп. 後ろ受け身 ) — падение или перекат назад.
- Ёко укэми ( яп. 横受け身 ) / Сокухо укэми ( яп. 側方受け身 ) — падение или перекат вбок.
- Тоби укэми ( яп. 飛び受け身 ) / Дзенпо хияку укэми ( яп. 前方飛躍受け身 ) / Кутэн укэми ( яп. 空転受け身 ) — более кувырок, чем перекат, что-то среднее между ёко (приземление) и маэ укэми (начало), часто используется в ответ на бросок за кисть. Тобу ( яп. 跳ぶ, 飛ぶ ) в японском языке означает «прыгать» или «летать».
Правильное укэми позволит укэ получить наименьшее возможное количество урона от падения. Если всё сделано правильно, сила удара о землю будет распределена по менее критичным частям тела укэ. Правильно выполняя укэми, укэ может с помощью переката уйти от угрозы повреждений и перейти к дальнейшим действиям без особых повреждений от удара о землю.
См. также
Примечания
- ↑ J. A. Mangan. Oriental Martial Arts and Modern European Culture // . — London: Frank Cass, 2001. — P. 211. — 293 p. — ISBN 0714651478 . — ISBN 978-0714651477 .
- ↑ , с. 38.
- Jane Coxley. Glossary // . — Aylesbury: Ginn and Co, 1995. — P. 47. — 48 p. — ISBN 0602265584 . — ISBN 9780602265588 .
- Палмер Венди. Баланс: интерграция мужского и женского подходов // = The Intuitive Body. Discovering the Wisdom of Conscious Embodiment and Aikido / пер. Варениковой А. М.. — Весь, 2013. — 192 с. — ISBN 978-5-9573-2655-7 .
- А. Н. Григорьев. Теория атаки и защиты // . — М. : РИПОЛ классик, 2013. — С. 127. — 256 с. — ISBN 978-5-386-05772-5 .
- Dave Lowry. (англ.) // Black Belt / Jim Coleman. — Santa Clarita: RAINBOW PUBLICATIONS, INC, 1992. — November (vol. 30, no. 11 ). — P. 108. — ISSN .
- ↑ Richard Murat. 17. Fall Down // . — New Delhi: Atlantic, 2005. — P. 150. — 332 p. — ISBN 8126904607 . — ISBN 978-8126904600 .
- J. Alswang. Karate // . — Claremont [South Africa]: Spearhead, 2003. — P. 163. — 322 p. — ISBN 086486535X . — ISBN 978-0864865359 .
- / Jamie Streisend. — New Dehli: Lotus Press, 2007. — P. 195. — 210 p. — ISBN 8189093614 . — ISBN 9788189093617 .
- ↑ , с. 127-160.
- Takahiko Ishikawa, Donn Draeger. . — 1st paperback ed. — Boston: Tuttle Pub, 1999. — 324 p. — ISBN 0804832102 . — ISBN 978-0804832106 .
- John Crossingham, Bobbie Kalman, Marc Crabtree. Breackfalls // . — New York: Crabtree Pub, 2006. — P. 14. — 32 p. — ISBN 0778703428 . — ISBN 9780778703426 .
- Masao Takahashi. . — Champaign, IL: Human Kinetics, 2005. — P. 70. — 214 p. — ISBN 073605099X . — ISBN 9780736050999 .
- Richard Murat. . — New Dehli: Atlantic Publishers & Destributors, 2005. — P. 146. — 338 p. — ISBN 81-269-0460-7 .
- Neil Saunders. Introduction to Breackfalls // . — Victoria, B.C.: Trafford, 2003. — P. 36. — 290 p. — ISBN 1412006686 . — ISBN 978-1412006682 .
- James Moclair. . — Milton Keynes: AuthorHouse, 2009. — P. 23. — 255 p. — ISBN 1449007767 . — ISBN 9781449007768 .
- Adrien Breton. Break falls (ukemi waza) // . — [S.l.]: LULU COM, 2016. — P. 44. — 114 p.
- Nick Waites. Preparatory exercises // . — Lulu Com, 2013. — P. 28. — 129 p. — ISBN 1291559248 . — ISBN 9781291559248 .
Литература
C. M. Shifflett. . — 1st ed. — Merrifield, Va.: Round Earth Pub, 1999. — 280 p. — ISBN 155643314X . — ISBN 9781583942178 .
- 2021-06-05
- 2