Interested Article - Альбер (танцовщик)

Альбе́р ( фр. Albert ; настоящее имя Франсуа-Фердинан Декомб, фр. François-Ferdinand Decombe ; 15 апреля 1789 , Бордо 18 июля 1865 , Фонтенбло ) — французский балетный деятель, танцор и создатель танцев; выступал под псевдонимом Альбер.

Биография

Дебютировал в 14 лет в театре Théâtre de la Gaîté , где обратил на себя внимание прославленных французских балетных танцоров Ж.-Ф.Кулона и О. Вестриса , и по их рекомендации был принят в 1808 году в Опера де Пари , где занимался у Ж.-Ф.Кулона. В эти годы должность директора балетной труппы Опера де Пари занимал известный балетмейстер Пьер Гардель (он возглавлял балетную труппу театра в течение долгих лет, 1787—1820 гг.), отношения с которым у молодого танцора не сложились. И всю дальнейшую творческую жизнь Альбер разрывался между Парижем и Лондоном , где по достоинству были оценены его таланты и где он много выступал.

В Париже же, кроме прочего, его ждали ученики, среди которых был будущий выдающийся балетмейстер А.Сен-Леон .

Вскоре он становится известен не только как талантливый танцор, но и как балетмейстер. Его постановка балета «Золушка» на музыку Фернандо Сора 1823 в Париже уже на следующий год (1824) была перенесена на московскую сцену в Россию Фелицатой Гюллень-Сор и И. К. Лобановым .

В 1831 году Альбер окончательно покинул Парижскую оперу и работал со знаменитыми балетмейстерами Жаном Коралли и Филиппо Тальони , выступая в основном в Лондоне, Неаполе и Марселе.

В 1838 году он, уже став знаменитым мастером, получает приглашение занять пост главного балетмейстера театра Ла Монне в Брюсселе . Получив эту высокую должность, Альбер немедленно пригласил в качестве первого танцора своего любимого ученика 17-летнего Артура Сен-Леона, сыграв таким образом немалую роль в становлении его карьеры. Эту должность Альбер занимал до 1840 года, уступив её Ж.-А.Петипа , французскому балетмейстеру, отцу двух выдающихся балетных артистов: Люсьена Петипа и Мариуса Петипа и впоследствии поехавшему вместе с младшим сыном в Россию, где и скончался.

По возвращении в Париж в 1841 году Альбер ставит балетный дивертисмент к опере « Фаворитка » композитора Г.Доницетти . Другой балетный фрагмент к этой постановке ставил Ж.Перро .

Альбер является автором балетного учебника «Искусство танца в городе и при дворе» ( L'art de la danse à la ville et à la cour ; Paris, chez l'auteur, 1834).

Репертуар

Парижская Опера
  • 15 июля 1808 — «Траян», дебют; затем дивертисмент в опере Гаспаре Спонтини « Весталка »
  • 1808 — ?, «Александр у Апеллеса» Пьера Гарделя
  • 1808 — Зефир , «Венера и Адонис» Пьера Гарделя
  • 5 января 1810 — Пан , «Вертумн и Помона» Пьера Гарделя ( Помона — ), Императорский театр в Тюильри
  • 8 июня 1810 — Финей *, «Персей и Андромеда» Пьера Гарделя ( Персей Огюст Вестрис , Андромеда — Мари Гардель)
  • 1812 — Азаэль , «Блудный сын» Пьера Гарделя (первый исполнитель — Огюст Вестрис)
  • 23 ноября 1813 — Жермейль *, « Нина, или Сумасшедшая от любви » Луи Милона
  • 12 декабря 1815 — Зефир *, « Зефир и Флора » Шарля Дидло ( Флора )
  • 1815 — «Счастливое возвращение» Луи Милона, дивертисмент с Женевьев Гослен
  • 22 февраля 1816 — « » Луи Милона
  • 19 июня 1820 — герцог Мевилла *, « Клари, или Обещание жениться » Луи Милона ( Клари Эмилия Биготтини )
  • 1821 — Офицер , « » Пьера Гарделя
  • 18 сентября 1822 — Альфред *, « » Жана Омера ( Оливер — Эмилия Биготтини)
  • 3 марта 1823 — Принц *, « » в собственной постановке ( Золушка — Эмилия Биготтини)
  • Марс , «Марс и Венера» Блаша
  • 1827 — Астольф , « » Жана Омера
  • Альфонсо , «Сицилиец» Анатоля
  • 1828 — пастух Аминта , « » Жана Омера

(*) — первый исполнитель партии.

Постановки

  • 3 июня 1818 — «Деревенский соблазнитель, или Клэр и Мекталь», комический балет в 2-х актах на музыку Жана Шнейцхоффера , Парижская Опера
  • после 1818 — «Энона и Парис», «Финетта и шутник», Королевский театр , Лондон
  • 1821 — «Альцид», Королевский театр, Лондон
  • 1822 — « » на музыку Фернандо Сора , Лондон (3 марта 1823 — Парижская Опера)
  • 1830 — «Дафнис и Кефида» ( Daphnis et Céphise ) на музыку Леона де Сен-Любена , Вена
  • 1832 — «Аминта и Амур», Королевский театр, Лондон (возможно, повторение балета Омера «Лидия»)
  • 1834 — «Прекрасная сицилианка», театр Ковент-Гарден , Лондон
  • 29 июля 1837 — «Корсар», балет в 3-х актах на музыку Николя Бокса , Королевский театр, Лондон (1839 — Брюссель)
  • 1839 — «День в Неаполе» ( Une journée de Naples ), Брюссель
  • 1839 — «Арсен, или Волшебная палочка» ( Arsène, ou la Baguette magique ), Брюссель (возобновление балета Луи Анри?)
  • 1840 — «Дворец в Кенилворте» ( Le Château de Kenilworth ), Брюссель
  • 2 декабря 1840 — балетный акт в опере Гаэтано Доницетти « Фаворитка » (pas de deux для Люсьена Петипа и Карлотты Гризи), Парижская Опера
  • 22 июня 1842 — « Гентская красавица » на музыку Адольфа Адана , сценарий Анри де Сен-Жоржа , Парижская Опера ( Беатриса Карлотта Гризи , Бенедикт Люсьен Петипа ), 1844 — театр Друри-Лейн , Лондон
  • 13 ноября 1843 — балетный акт в опере Гаэтано Доницетти « », Парижская Опера

Библиография

  • 1836 — «Флора и Зефир», издание Теофиля Вагстафа (псевдоним Уильяма Теккерея ) — серия карикатур на Марию Тальони , гастролировавшую вместе с Альбером в лондонском Королевском театре в 1833 году :338 .

Примечания

  1. В. М. Красовская. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. Преромантизм. — Л. : Искусство, 1983. — 432 с.
Источник —

Same as Альбер (танцовщик)