Interested Article - Липатти, Дину
- 2021-09-06
- 1
Ди́ну Липа́тти ( рум. Dinu Lipatti ; 19 марта 1917 , Бухарест — 2 декабря 1950 , Женева ) — румынский классический пианист. Его карьера была трагически прервана в тридцать три года смертью, последовавшей от лимфогранулематоза . Несмотря на столь краткую карьеру и относительно небольшой архив звукозаписей, немало специалистов до сих пор считают его одним из лучших пианистов XX столетия .
Биография
Липатти родился в Бухаресте в музыкальной семье: отец был скрипачом, учеником Пабло де Сарасате и Карла Флеша , мать — пианисткой. Крёстным отцом Дину согласился быть знаменитый скрипач и композитор Джордже Энеску . Учился в Национальном колледже Георгия Лазаря , одновременно в течение трёх лет занимался фортепиано и композицией у Михаила Жоры . Затем посещал Бухарестскую консерваторию ; занимался у Флорики Музическу , в том числе частным образом. В июне 1930 в Бухарестской опере состоялся концерт лучших учеников консерватории, на котором исполнение Липатти фортепианного концерта Грига было встречено бурной овацией. В 1932 Липатти удостоился премий за свои сочинения — сонатину для фортепиано и сонатину для скрипки и фортепиано, а также гран-при за симфоническую сюиту «Цыгане».
В 1933 на международном конкурсе пианистов в Вене Липатти занял второе место, уступив Болеславу Кону ; в знак протеста Альфред Корто вышел из состава жюри. Впоследствии Липатти учился в Париже в Нормальной школе музыки под руководством Альфреда Корто и Нади Буланже , с которой сделал запись нескольких вальсов И. Брамса ; также занимался композицией с Полем Дюка и дирижированием с Шарлем Мюншем . 20 мая 1935 сыграл свой дебютный концерт. В память о П. Дюка, умершем за три дня до концерта, Липатти открыл его хоралом Баха «Jesus bleibet meine Freude» в транскрипции Майры Хесс .
С началом Второй мировой войны Липатти продолжал давать концерты на оккупированных нацистами территориях. В 1943 Липатти вынужден был бежать из родной Румынии вместе со своей будущей женой, пианисткой Мадлен Кантакюзен, урожденной Даннхауэр (1908—1983), и обосновался в Женеве , где занял должность профессора по классу фортепьяно в консерватории. К этому времени обнаружились первые признаки его болезни. Поначалу доктора были сбиты с толку, но в 1947 был поставлен диагноз — лимфогранулематоз (в англоязычном мире известен как болезнь Ходжкина). После войны выступления Липатти становились всё более редкими. На некоторое время его состояние улучшилось благодаря инъекциям кортизона (тогда экспериментальным) и сотрудничеству с Вальтером Легге , который осуществил большинство записей пианиста.
Свой прощальный (и записанный) концерт Липатти дал на фестивале в Безансоне 16 сентября 1950 года . Несмотря на серьёзную болезнь и высокую температуру, он блестяще исполнил Первую партиту Баха , ля-минорную сонату Моцарта , два экспромта Шуберта, все (кроме одного) вальсы Шопена в собственной последовательности. Решив из-за крайнего измождения не играть последний вальс (№ 2, ля-бемоль мажор), он заменил его хоралом Баха, с которого когда-то началась его профессиональная карьера.
Менее чем через три месяца Липатти не стало. Он похоронен на небольшом кладбище под Женевой; рядом спустя тридцать два года была похоронена его вдова.
Творчество
Игра Липатти почитается как достигшая последних степеней сочетания личностной целостности пианиста с возможностями той пианистической техники, которую он использовал в поисках музыкального совершенства. Особо отмечаются его интерпретации Шопена, Моцарта и Баха, но среди его записей также произведения Равеля , Энеску , Листа (включая ), Шумана (включая Концерт ), Грига (включая Концерт). Запись вальсов Шопена до сих пор популярна у любителей классической музыки.
Музыка Бетховена была редким гостем в творчестве Липатти, однако он дважды исполнял 5-й Концерт Бетховена в Бухаресте в сезоне 1940-41 года и даже заявил о готовности записать его для EMI в 1949 году.
Значение
Исполнительская сила, красота и искренность записей Дину Липатти продолжают вдохновлять пианистов и любителей музыки во всем мире.
С позиций сегодняшнего дня несколько странной можно найти манеру Дину Липатти разыгрываться перед началом исполнения. Требуется некоторый навык, чтобы понять, когда уже пианист приступал к основному исполнению произведения, поскольку паузы у него практически не бывало.
Примечания
- ↑ Dinu Lipatti // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
- ↑ Dinu Lipatti // — 1997.
- Kathari S., Riliet N. (фр.) — Genève: , 2009. — P. 502. — ISBN 978-2-8321-0372-2
- , 88 notes pour piano solo , "Solo nec plus ultra", Neva Editions, 2015, 50. ISBN 978 2 3505 5192 0 .
Ссылки
- (англ.) на сайте Allmusic
- 2021-09-06
- 1