Interested Article - Рогаль-Левицкий, Дмитрий Романович
- 2020-02-14
- 1
Дмитрий Романович Рога́ль-Леви́цкий ( 2 ( 14 ) июля 1898 , Успенский прииск, Олёкминский округ , Якутская область , Российская империя — 17 декабря 1962 , Москва , СССР ) — советский музыковед ( инструментовед ) и педагог. Непревзойденный мастер оркестровки , Рогаль-Левицкий сыграл значительную роль в развитии жанра оркестровой сюиты; его практическая деятельность как знатока симфонического оркестра — важная страница в истории российской (советской) музыкальной культуры.
Биографический очерк
Дмитрий Романович Рогаль-Левицкий родился 2 (14 июля) 1898 года на Успенском прииске ( Якутия ) в семье горного инженера и музыканта-любителя Романа Филипповича Рогаль-Левицкого. Получил хорошее домашнее образование под руководством своей матери, Наталии Александровны, которая занималась с ним музыкой. После переезда семьи в Москву, с 1908 года посещал музыкальные классы А. П. Буниной, а с 1910 года — занимался в классе фортепиано Е. Ф. Гнесиной , в училище Е. и М. Гнесиных .
В 1917 году окончил Первую московскую гимназию с серебряной медалью. В том же году отправился на турецкий фронт в качестве вольноопределяющегося. После освобождения от военной службы продолжил занятия музыкой.
В 1921-23 гг. занимался (частным образом) теорией музыки и композицией с А. Т. Гречаниновым .
В 1925 г. окончил Московскую консерваторию по классу арфы М. А. Корчинской и научно-теоретическое отделение творческого факультета по классам теории музыки (педагог Г. Э. Конюс ) и инструментовки ( С. Н. Василенко ) .
В 1920-х — 1930-х годах (до 1938) жил в Калошином переулке (д. 4) .
С 1926 по 1929 годы Рогаль-Левицкий работал научным сотрудником Музыкально-этнографических курсов Государственного института музыкальной науки.
В 1927 — редактор «Трудов» Ассоциации камерной музыки и московского отдела издательства московского Общества драматических писателей.
С 1927 — член-корреспондент Северо-Кавказского Горского Научно-исследовательского института в Ростове-на-Дону . Публиковал рецензии и музыкально-критические статьи в различных журналах и газетах.
В 1932 — кандидат искусствоведения .
С 1932 года до конца дней (с перерывами) преподавал инструментовку (с 1946 профессор, с 1957 — зав. кафедрой инструментовки) Московской государственной консерватории . Среди учеников А. И. Хачатурян , Т. Н. Хренников , Р. К. Щедрин , А. Я. Эшпай , А. Г. Арутюнян , А. А. Бабаджанян , И. А. Барсова , Е. Голубев, Г. Киркор, Э. М. Мирзоян , А. Спадавеккиа, С. Разорёнов .
Автор капитального труда «Современный оркестр» (т. 1-4, 1953-56), научно-методических работ и талантливых литературных сочинений. Среди последних мемуары под названием «Пожелтевшие страницы. Книга давно минувших дней», автобиографические записки «50 лет в когтях у музыки», а также «персональные» очерки, посвящённые известным музыкантам, с которыми автору довелось общаться и работать — Н. С. Голованову , С. С. Прокофьеву , Г. Э. Конюсу и др. В своих литературных сочинениях, не делая скидок на тогдашнюю (строгую) цензуру, прямо и нелицеприятно представил картину советской культурной жизни. Большая часть воспоминаний и очерков Рогаль-Левицкого остаётся неопубликованной.
Супругой Дмитрия Романовича была пианистка (1910—1999), в 1960—1975 годах возглавлявшая Школу-семилетку имени Гнесиных.
Умер 17 декабря 1962 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище (10 уч.).
Преподавательская деятельность
- 1921—1937 — Преподавал в Музыкальном техникуме имени Гнесиных
- 1925—1927 — на Музыкально-вокальных курсах имени И. Ф. Стравинского
- 1927—1928 — в Музыкальном техникуме имени А. А. Ярошевского. Вел гармонию, анализ музыкальных произведений, инструментовку и аранжировку.
- 1932—1937 — доцент кафедры инструментовки в Московской консерватории , позднее — на Военном факультете
- 1943—1944 — Преподавал в Музыкальном училище
- 1944—1945 — Преподавал в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных
- 1944—1946 — начальник кафедры инструментовки Высшего училища военных капельмейстеров Красной Армии, с 1944 года — профессор
- 1945 — возобновил преподавание на теоретико-композиторском факультете Московской консерватории
- 1952 — исполняющий обязанности заведующего кафедрой инструментовки на теоретико-композиторском факультете Московской консерватории
- 1957 — заведующий кафедрой инструментовки на теоретико-композиторском факультете Московской консерватории
Оркестровка
год | Произведение | Оркестровка. Музыкальные инструменты |
1927 |
«
»
А. О. Аблесимова и М. М. Соколовского |
оркестр (опера) |
1928—1932 | «Три сборника переложений для двухрядной венской гармоники» | гармоника |
1932 | « » | оркестр (балет) |
1935 | « Скрябиниана » , Большой театр | оркестр (балет) |
1939 | « Иванушка-дурачок » Ц. А. Кюи | оркестр, (опера) |
1947 | « Шопениана » | оркестр (балет) |
1947 | симфоническая сюита «Памяти С. В. Рахманинова » | Симфонический оркестр |
1953 |
произведения
С. С. Прокофьева
по его клавирам с размеченной инструментовкой |
Составил партитуры |
1956 | « Кармен » Ж. Бизе | Полная редакция оперы Рогаль-Левицким |
1940 | « Тарас Бульба » В. П. Соловьева-Седого , Большой театр | оркестр (балет) |
1942 | « » М. В. Коваля | оркестр (опера) |
1943 | « Запорожец за Дунаем » С. С. Гулак-Артемовского | оркестр (опера) |
… | 50 романсов русских и зарубежных авторов | для голоса и трио: фортепиано , скрипка , виолончель |
… |
«
Интернационал
», Государственные гимны:
СССР, Союзных республик, Франции, Польши, Турции |
автор официальных редакций |
Оркестровка фортепианных произведений для балетов
- В 1929 году Рогаль-Левицкий инструментовал фортепианные произведения Листа для постановки Танцевальной сюиты К. Голейзовского
- В 1934 году состоялась премьера балета Голейзовского «Песнь любви», с музыкой Ф. Листа
- В 1958 году Голейзовский поставлил в ЛАХУ имени А. Я. Вагановой балет «Листиана», (художник Т. Г. Бруни ), состоящий из номеров:
- «Забытый вальс»
- «Утешение»
- «Вальс-импровизация»
- «Листок из альбома»
- «Мыслитель»
- «Забытый романс»
- «Порыв»
- «Кампанелла»
- 17 октября 1962 года на сцене ГАБТ состоялась премьера балета К. Голейзовского « Скрябиниана », на музыку А. Н. Скрябина .
- « Скрябиниана » состояла из музыкальных номеров:
- Поэма op. 32, No.1 — «Гирлянда»
- Прелюдия, op. 11, No.17,10,6 — «Три настроения»
- Поэма, op. 34 — «Трагическая поэма»
- Этюд op. 2, No.1 — «Лирическая этюд»
- op. 3, No. 6 — «Мазурка»
- Прелюдия, op. 51, а-moll, «Хрупкость» — «Романтический дуэт»
- Этюд, op. 8, No.10 — «Вакхический этюд»
- op. 24 — «Мечты» («Дифирамб»)
- Этюд, op. 8, No.12 — «Героический этюд» («Героика»)
- op. 16, No. 1,2,4 — «Три прелюдии»
- «Две поэмы» [ уточнить ]
- «Сатаническая поэма»
- op. 63, No.2 — «Странность»
- op. 32, No.2 — «Драматическая поэма»
Публикации
- 1923 — «Возможности современного оркестра» (книга не опубликована).
- 1923 — «Возможности современного оркестра» (рукопись)
- 1926 — «Теория основных элементов музыки» (рукопись)
- 1926 — «Якутская народная песня», (Музыковедческий труд). «Музыка и революция» 1926. № 10
- 1926—1928 — «Русская соната. Опыт тематического анализа фортепианных и инструментальных сонат русских авторов» (рукопись)
- 1927 — «Песни Крыма», (Музыковедческий труд). «Информационный бюллетень» 1927. № 19, 20
- 1927 — «Сергей Василенко и его альтовая соната», (Музыковедческий труд)
- 1927 — «Песни Северной Осетии. Историко-этнографические очерки, теоретический и метро-тектонический анализ песен и обработка легенд, связанных с содержанием данных песен»
- 1927 — «Песни Карачая» (материал рукописи вошёл в многочисленные статьи Д. Р. Рогаль-Левицкого)
- 1928 — «Песенное творчество Осетии». «Советское искусство». 1928. № 4 ,(Музыковедческий труд)
- 1928 — «Песенное творчество карачаевцев». «Советское искусство». 1928. № 3,(Музыковедческий труд)
- 1930 — «Инструменты современного оркестра». «Современная партитура». М., 1930
- 1930—1932 — «Техника искусства оркестровки. Материалы и записи, подбираемые для полного методического курса оркестровки» (рукопись)
- с 1931 по 1938 годы работал в музыкальной редакции Музгиза.
- 1934 — новая редакция «Практического руководства по инструментовке» Э. Гиро (впервые напечатано в России в 1892; перевод Г. Э. Конюса).
- 1935 — «Курс чтения партитур Глеба Таранова» (Полная редакция и обработка). М. , 1935
- 1938 — перевод с французского 7-го изд. книги Ш.М. Видора «Техника современного оркестра». Второе издание переведено на китайский язык (1938). В 1958—1959, 1960 — дополненное сведениями о последних усовершенствованиях и технических возможностях инструментов, а также анализами многих партитур русских композиторов (долгое время использовалось как учебное пособие в области инструментоведения).
- 1953—1956 — Современный оркестр — капитальная монография в 4 томах. В 1962 издана на китайском языке.
- 1961 — «Беседы об оркестре». — М. : Музыка, 1961. — 287 с.
- 1961 — «Мимолетные связи», воспоминания о С. С. Прокофьеве. Сб. «Сергей Прокофьев. К 110-летию со дня рождения» / Труды ГЦММК им. М. И. Глинки. М., 2001.
- 1962 — 12 монографий по инструментовке. «Перечень главнейших работ», 18 апреля 1962 г. — ГЦММК. Ф. 351. Ед. хр. 16.
- «Мой первый учитель композиции», воспоминания о А. Т. Гречанинове. (Не опубликованы)
- Автобиографический роман: «50 лет в когтях у музыки: тягостные воспоминания о бесславно прожитой жизни». ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 351. Ед. хр. 740
- «Пожелтевшие страницы». ГЦММК. Ф. 351. Ед. хр. 540
Награды
- орден «Знак Почёта» (14.02.1945)
- медали
Примечания
- . Дата обращения: 14 апреля 2010. 22 декабря 2011 года.
- Сигейкина Е. «Переписка А. Т. Гречанинова и Д. Р. Рогаль-Левицкого» Труды ГЦММК им. М. И. Глинки. Альманах. Вып. I. М. 1999
- (недоступная ссылка)
- Ныркова В. Д. // Московский журнал. — 2015. — № 9 . — С. 20 . — ISSN . 7 октября 2015 года.
- Ученица Л. Н. Оборина .
Литература
- // Большая российская энциклопедия (электронная версия). — М. , 2017.
- // История гитары : журнал.
- Макаров Е. П. Дмитрий Романович Рогаль-Левицкий // Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории. М., 1966. С. 62-81
- Рогаль-Левицкий Д. Р. Государственный гимн. Публикация и комментарии О.Дигонской // Музыкальная академия, 1998. № 3, сс.159-176.
- Сигейкина Е. Переписка А. Т. Гречанинова и Д. Р. Рогаль-Левицкого // Труды ГЦММК им. М. И. Глинки. Альманах. Вып. I. М. 1999.
- Дигонская О. Мимолетные связи (К 70-летию со дня рождения Сергея Прокофьева) // Сергей Прокофьев. К 110-летию со дня рождения. Труды ГЦММК им. М. И. Глинки. М., 2001
- Сигейкина Е. «Общение со старыми друзьями — это одна из немногих радостей моей жизни…» Из переписки А. Т. Гречанинова и Д. Р. Рогаль-Левицкого // Труды ГЦММК им. М. И. Глинки. Альманах. Вып. II. М. 2003.
- Круглова М. «Жизнь в „когтях у музыки“. Д. Р. Рогаль-Левицкий: композитор, музыкальный учёный, критик, арфист». Научные чтения памяти А. И. Кандинского: материалы научной конференции // Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Сб. 59. М. 2007.
- Смирнов Д. В. Рогаль-Левицкий // Московская консерватория от истоков до наших дней. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007, с.451-452.
- 2020-02-14
- 1