Interested Article - Екатерина Александрийская

Екатери́на Александри́йская ( греч. ἡ Ἁγία Αἰκατερίνη ἡ Μεγαλομάρτυς ; 287 305 ) — христианская великомученица , родом из Александрии , мученическую кончину которой относят ко времени правления римского императора Максимина (или Максенция).

Первое житие святой Екатерины было составлено на греческом языке не ранее VI—VII веков, древнейшая сохранившаяся рукопись относится к VIII веку. Известия о праздновании её памяти и о её мощах — также не старше VIII века, когда её мощи были открыты египетскими христианами и перенесены в монастырь на Синайской горе . Монастырь стал привлекать много паломников, и почитание святой распространилось сначала в Восточной церкви , а потом перешло и на Запад , где ей было посвящено множество гимнов и рифмованных легенд. На Синае для защиты паломников сформировался (ок. 1063/1067). В России Петром Великим был учреждён дамский орден Екатерины святой великомученицы , или орден Освобождения (24 ноября 1714, просуществовал до 1917) .

Память в Православной церкви совершается 24 ноября ( 7 декабря ) шестеричным богослужением, в Католической церкви совершалась 25 ноября . Одна из четырнадцати древних святых, почитавшихся в западной (Римской) церкви как « святые помощники ». Небесная покровительница итальянской коммуны Слудерно и российского города Екатеринбурга . К ней восходит женское личное имя Екатерина и его производные.

14 февраля 1969 года папа римский Павел VI апостольским посланием удалил из католического календаря имя Екатерины с формулировкой: „страдания святой Екатерины совершенно невероятны, и о ней нельзя сказать ничего определенного“ .

Художественно - символически изображается увенчанная короной , с книгой, символом её знаний, с пальмовой ветвью, знаком мученичества на колесе с шипами; иногда с мечом , которым её обезглавили .

Имя

Церковное предание выводит имя святой из греч. Άεί καθαρίνα — «всегда чистая» . Чтобы подчеркнуть связь с чистотой ( греч. καθαρός ), народная этимология изменила изначальный звук -τ- на -θ- , что нашло отражение и в латинской форме имени ( Catharina) . Католический историк XVI века Цезарь Бароний считал, что это имя она приняла при крещении, а до этого носила имя Доротея («данная Богом»), упомянутое Руфином в латинском переводе « Церковной истории » Евсевия Кесарийского, где приводится сюжет, сходный с житием св. Екатерины .

Научная этимология имени ( греч. Αικατερίνη, ‘Εκατερίνη ) остаётся дискуссионной: оно может происходить от греч. ἑκάτερος «каждый из двух» или от имени богини Гекаты .

Жизнеописание

Источниками жизнеописания святой Екатерины являются: 3 анонимных мученичества, мученичество святой Екатерины в рукописи, приписываемой Афанасию (Анастасию), называвшему себя стенографом и слугой Екатерины, и Мученичество, составленное Симеоном Метафрастом .

Родилась Екатерина в Александрии в 287 году . Согласно житию, она « изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов… хорошо знала Екатерина сочинения мудрецов древности, но она изучила также сочинения знаменитейших врачей, как например: Асклепия, Гиппократа и Галена; кроме того, она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия » . Была обращена в христианство сирийским монахом , крестившим её под именем Екатерина. По преданию после крещения во сне к ней явился Иисус Христос и вручил ей кольцо, назвав своей невестой (см. Мистическое обручение святой Екатерины ).

Екатерина приняла мученическую смерть в период правления императора Максимина Дазы в начале IV века . Она пришла в храм во время праздничного жертвоприношения , совершаемого Максимином, и призвала его оставить языческих богов и обратиться в христианство. Царь, поражённый её красотой, пригласил её после праздника к себе и попытался убедить оставить христианскую веру. Для спора с образованной девушкой были приглашены многочисленные философы , которые были побеждены ею в споре, за что император предал их огню.

Максимин сам вновь пытался убедить Екатерину поклониться языческим богам, но не смог этого добиться. По его приказу девушку били воловьими жилами, а затем заключили в темницу. Там её посетила супруга императора, называемая в житии или Василиссой (её привел друг императора военачальник Порфирий). Екатерина убедила её, Порфирия и пришедших с ними слуг в истинности христианской веры.

С целью устрашить Екатерину императорский вельможа Хурсаден предложил Максимину изготовить следующее орудие для пытки :

Лукас Кранах Старший . Алтарь св. Екатерины, центральная часть: Мученичество св. Екатерины. 1506. Картинная галерея . Дрезден

Прикажи устроить на одной оси четыре деревянные колеса, а по ним вокруг наколотить разные железные острия: два колеса пусть обращаются в правую, а два в левую сторону; по средине же их пусть будет привязана девица, и вращающиеся колеса раздробят её тело. Но прежде пусть только покажут эти колёса Екатерине, чтобы она, видя их, убоялась жестокого мучения, и подчинилась бы твоей воле; если же и после этого она останется в прежнем упорстве, — то пусть примет мучительную смерть.

Димитрий Ростовский . Жития святых. 24 ноября
Гверчино . Мученичество святой Екатерины

Эти колёса, согласно житию, были разрушены сошедшим с неба ангелом , который избавил Екатерину от мук. Узнав об этом, супруга Максимина пришла и стала обличать своего супруга, исповедала себя христианкой и была казнена. Вслед за нею был казнён военачальник Порфирий и 200 воинов, обращённых Екатериной в христианство.

После этих событий Максимин вновь призвал к себе Екатерину и предложил сделать её своей женой, если она принесёт жертву языческим богам. Святая отказалась, и Максимин приказал казнить её через отсечение головы . По преданию, из раны вместо крови вытекло молоко.

Франсиско де Сурбаран . Погребение св. Екатерины

История мощей

Кольцо, выдаваемое паломникам

После казни святой Екатерины тело её исчезло. По преданию, оно было перенесено ангелами на вершину самой высокой горы Синая , теперь носящей её имя. Три века спустя, в середине VI века , монахи монастыря Преображения , построенного императором Юстинианом , повинуясь видению, поднялись на гору, нашли там останки святой Екатерины, опознали их по кольцу, которое было дано ей Иисусом Христом, и перенесли мощи в церковь. После обретения монахами монастыря Преображения мощей святой Екатерины и распространением её культа монастырь к XI веку приобрёл своё настоящее название — монастырь Святой Екатерины .

В алтаре монастырского кафоликона , базилике Преображения , в мраморной раке хранятся два серебряных ковчежца с мощами святой Екатерины (глава и десница ). Ежедневно после часов верующим открывают доступ к мощам святой Екатерины. В память о поклонении мощам монахи дарят серебряное кольцо с изображением сердца и словами ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝA (святая Екатерина). Ещё одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе базилики и всегда открыта верующим для поклонения.

В Германии хранятся две частицы мощей великомученицы Екатерины: в церковном музее г. Фульда ( часовня 14 святых помощников ) и в г. Золинген (Грефрат). В Золингене рядом с частицей мощей помещена колба с миром от этой частицы мощей.

В 2010 г. часть мощей была передана в дар Екатерининскому собору в Царском Селе .

Споры об историчности

Картина Караваджо , 1595-96 годы

Вопрос об историчности существования святой Екатерины является дискуссионным . Ряд исследователей считают её анонимной христианкой, о которой сообщает Евсевий Кесарийский :

Одна из женщин, предназначенных служить сластолюбию тирана, христианка, очень известная и блиставшая в Александрии, победила страстную и безудержную душу Максимина своей мужественной твердостью. Она славилась богатством, родовитостью, образованием и сочла все это второстепенным сравнительно с целомудрием. Он умолял и упрашивал её, но был не в силах убить готовую к смерти; побеждаемый более страстью, чем гневом, он наказал её ссылкой и забрал всё её имущество .

У Руфина в латинском переводе Церковной истории Евсевия эта женщина получила имя Доротея, что соответствует имени святой до её обращения в христианство. Цезарь Бароний предполагает, что Екатерина могла вернуться из ссылки, о которой пишет Евсевий, и принять мученическую смерть у себя на родине в Александрии .

Существует также версия, что прообразом Екатерины могла послужить убитая христианскими фанатиками женщина-философ Гипатия Александрийская , жизнеописание которой во многих местах почти в точности совпадает с житием святой . Этой версии, в частности, придерживался профессор П. Ф. Преображенский .

Образ в культуре и науке

Геральдика

Екатерина и её атрибуты (особенно символы её мучений) присутствуют в ряде гербов . Обычно она изображается с мечом и колесом, целым (герб Кулдиги ) или разбитым (герб Санкт-Катаринена ), иногда присутствуют корона, меч и колесо (герб Мёмбриса , герб города Мурино Всеволожского района Ленинградской области ), меч и колесо (герб берлинского Вайсензе ) или одно колесо (герб и флаг бельгийского города ).

Кинематограф

Год Русское название Оригинальное название Роль
2014 ф Екатерина Александрийская Katherine of Alexandria Екатерина / Николь Кэнихарт / Nicole Keniheart

Астрономия

В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя Екатерины Александрийской кратеру на видимой стороне Луны .

См. также

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  2. от 1 декабря 2017 на Wayback Machine . NewDayNews.RU, 07.12.2012.
  3. / Richard Stemp. — National geographic France, 2012. — С. 109. — 224 с. — ISBN 9782822900003 .
  4. // Православная энциклопедия . — М. , 2008. — Т. XVIII : « Египет древний Эфес ». — С. 100-115. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-032-5 .
  5. Patrick Hanks and Kate Hardcastle, eds., Oxford Dictionary of First Names , 2nd ed. (Oxford: Oxford University Press, 2006), 154.
  6. .
  7. от 2 декабря 2013 на Wayback Machine // Фонтанка.ру , 05.06.2010
  8. от 5 мая 2012 на Wayback Machine // Евсевий Кесарийский . Церковная история .

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Екатерина Александрийская