Лааксо, Мартти
- 1 year ago
- 0
- 0
Ма́ртти О́лави Та́лвела ( фин. Martti Olavi Talvela , 4 февраля 1935 , Хийтола , Финляндия — 22 июля 1989 , Юва , Финляндия) — финский оперный певец ( бас ), которого называют «финским Шаляпиным » . Обычно считается « вагнеровским » певцом, однако его репертуар и оставленная обширная дискография включают в себя произведения самых разных композиторов и направлений.
Мартти Талвела родился 4 февраля 1935 года в Хийтоле ( Финляндия ) в крестьянской семье. По воспоминаниям Талвелы, он увлёкся оперой, услышав выступление Ивана Петрова в партии Бориса Годунова в одноимённой опере Мусоргского .
Учился в с 1958 по 1960 год. После победы на национальном конкурсе исполнителей в 1960 году переехал в Стокгольм . В 1961 году состоялся дебют Талвела на сцене оперного театра (Королевский театр в Стокгольме) в партии Спарафучиле (« Риголетто » Верди ). В 1962 году по приглашению , внука композитора , выступил на фестивале в Байрёйте , а на следующий год присоединился к труппе театра «Дойче Опер» в Западном Берлине . В 1965 году дебютировал в « Ла Скала » и Венской государственной опере .
В 1968 году имя Талвела обрело известность в США — он дал сольный концерт в Нью-Йорке и исполнил партию Великого инквизитора в « Доне Карлосе » Верди в « Метрополитен-опере ». С этого времени его выступления в «Метрополитен» стали регулярными, наибольшим успехом в США пользовался его Борис Годунов.
В 1972—1979 годах Талвела был художественным руководителем оперного фестиваля в Савонлинне, благодаря его усилиям фестиваль вышел на международный уровень .
С 1974 — солист Финской национальной оперы в Хельсинки . С 1976 года периодически выступал в Большом театре в Москве . Поддерживал дружеские связи с русскими оперными артистами, в частности, Евгением Нестеренко .
В 1989 году Талвела был назначен руководителем Финской национальной оперы. Талвела должен был приступить к своим обязанностям на этом посту с 1992 года, когда предполагалось открытие нового здания оперы, но внезапная смерть помешала этим планам.
Талвела умер от сердечного приступа во время свадьбы своей дочери 22 июля 1989 года .
Мартти Талвела исполнял басовые партии в операх Вагнера (« Золото Рейна », « Валькирия », « Летучий голландец »), Мусоргского (« Борис Годунов », « Хованщина »), Сметаны (« Проданная невеста »). Из Моцарта в его репертуаре был не только Командор («Дон Жуан»), но и Зарастро (« Волшебная флейта »), и комический Осмин (« Похищение из сераля »). Мартти Талвела обладал могучим телосложением (при росте 2 метра 1 сантиметр певец весил более 120 кг), что позволяло ему выразительно представлять на сцене мифические и властные персонажи, такие как Фазольт в « Золоте Рейна », Борис Годунов, Король Марк в « Тристане и Изольде » и другие .
Большое внимание певец уделял произведениям финских композиторов. Так, опера Йонаса Кокконена «Последнее искушение» была написана специально для Талвелы.
В 1960-х годах Талвела много сотрудничал с дирижёром Гербертом фон Караяном , сделав совместно с ним семь записей опер. Однако отношения между ними были непростыми и закончились разрывом. В своём интервью 1968 года Талвела говорил: «Я по своему характеру никакой не холоп, а фон Караян хочет, чтобы в его свите были люди, для которых земной благодатью является одно прикосновение к его мантии. … Караян действительно великолепный дирижёр и делает музыку высшего класса. Утешает то, что в мире есть и другие отличные дирижёры и что возможности для работы на этом не заканчиваются». [ источник не указан 105 дней ]
Кроме Караяна, Талвела сотрудничал с такими дирижёрами, как Карл Бём , Клаудио Аббадо , Георг Шолти , Ханс Кнаппертсбуш , Отто Клемперер и Ричард Бонинг.
Талвела удостоился самых лестных отзывов критиков в различных странах, где он выступал.
Его вокальные данные указывают на «Метрополитен Опера». Никогда ещё не приходилось слышать столь звучный и сочный, с широким диапазоном финский бас.
— критик Эрик Тавастшерна, 1960
Мощному естеству, силе голоса, его полноте и богатству нюансов финского баса полностью соответствует его способность воплотить всё это в исполняемом образе.
— газета «Зюддойче Цайтунг» о Талвеле в роли Бориса Годунова, 1971
Финский бас-великан, выглядящий словно пророк из Ветхого Завета , с голосом, как гранитная глыба, потрясает до самых глубин, выкликая молитвы и завораживая ошеломлённую публику.
— « Файненшл Таймс », 1974
Захватывающий образ, рисуемый Талвела, которому, впрочем, недоставало каких-то последних тончайших штрихов, присущих величайшим Борисам, стал центральным элементом этого цельного, временами потрясающего представления. … В этом Борисе было что-то от короля Лира,.. он был похож больше на несчастное затравленное животное, чем на безжалостного государя, обезумевшего от страха.
— «Нью-Йорк Таймс», 1987