Interested Article - Розмини-Сербати, Антонио

Антонио Франческо Давиде Амброджо Розмини-Сербати ( итал. Antonio Francesco Davide Ambrogio Rosmini Serbati ; 24 марта 1797 , Роверето , Италия 1 июля 1855 , Стреза , Италия ) — итальянский философ и священник Римско-католической церкви , причисленный к лику блаженных (2007).

Выработал объективный религиозно- философский идеализм , исходящий из самонаблюдения , и называл его идеологическим психологизмом ; считается предшественником христианского спиритуализма . Основал поныне существующую конгрегацию «братьев и сестер любви» ( итал. Instituto della Carità ; с 1928).

Биография

Антонио Розмини-Сербати происходил из знатного рода; в 1821 году принял духовное звание, поставив себе задачей выработать такую философскую систему , которая послужила бы для религии опорой в борьбе со скептицизмом и неверием .

В 1848 году папа римский Пий IX назначил его министром просвещения в преобразовательном кабинете Росси. Когда в Риме вспыхнула революция , Розмини последовал за папой в Гаэту . Тем не менее, он не избежал преследований: его сочинения «Delle cinque piaghe della sancta chiesa» (о пяти язвах церкви) и «La costituzione secondo la giustizia sociale» (о второй конституции социальной справедливости) были, по требованию иезуитов , занесены в « Индекс запрещённых книг » .

Сакро Монте ди Домодоссола

Его философия пользовалась значительным распространением в Италии и пропагандировалась несколькими журналами, особенно «Sapienza» (Турин, с 1879). К числу приверженцев присоединяется и поэт Манцони , в своём «Dialogo dell invenzione» .

В 1828 года Розмини-Сербати основал конгрегацию «братьев и сестер любви» ( итал. Instituto della Carità ), существующую до настоящего времени в форме ордена . имеют представительства во многих странах мира, штаб-квартира находится в Риме , основные учреждения ордена расположены в .

С 1836 года проживал в аббатстве Сан-Микеле , где занимался возрождением монастырской жизни. Здесь же была устроена штаб-квартира Конгрегации «братьев и сестер любви».

Философия

Примыкая, главным образом, к Декарту и Бональду , а в философии права — к Галлеру , Розмини выработал объективный религиозно- философский идеализм , исходящий из самонаблюдения ; он называл его идеологическим психологизмом, противопоставляя его как сенсуализму Романьози , так и онтологизму Джоберти . Только формы познания (например — субстанция , причина, число, истина) возникают из духа, но не содержание их. Объектами опыта служат восприятия и вещи, лежащие в их основе. Главные из смешанных идей, возникающих путём чувственного опыта, обобщённого посредством идеи бытия, суть идеи духа и тела. Связь между ними в нас — непосредственно сознаваемый нами факт, но он не поддаётся объяснению. Познание Бога не бывает эмпирическим , напротив — скорее априорным : идея бытия даёт себя знать во мне, как факт, но она не может происходить ни от меня, ни от другого конечного существа, а предполагает безусловную действительность, которая оказывается тождественной с Богом .

Критика

Епископ , в сочинении «Degli universali secondo la teoria Rosminiana confrontata colla dottrina di S. Tommaso di Aquino» (Казале, 1880) пытался доказать полное согласие Розмини с правильно понятым Фомой Аквинским .

Паганини (C.P. Paganini), в своих «Sulle piu risposte armonie della filosofia naturale colla filosofia sopranaturale» (Пиза, 1861) доказывает, что Розмини в своей доктрине соединяет учения Августина и Фомы .

Среди выдающихся итальянских томистов были и противники Розмини, например , в сочинении «Il Rosminiasmo sintesi dell’ otnologismo et del panteismo» (Рим, 1883) .

Причисление к лику блаженных (2007)

В конце XX века Римско-католическая церковь оценила героические добродетели Розмини-Сербати. В энциклике Fides et Ratio (1998) Розмини упомянут среди значимых мыслителей, показавших плодотворность взаимодействия философии и богословия.

26 июня 2006 года папа римский Бенедикт XVI подписал декреталию , объявляющую Антонио Розмини-Сербати досточтимым . 18 ноября 2007 г. в Новаре прошла церемония причисления его к лику блаженных .

Список произведений

  • Nuovo saggio sull’origine delle idee, 1830
  • Princìpi della scienza morale, 1831
  • Filosofia della morale, 1837
  • Antropologia in servizio della scienza morale, 1838
  • Filosofia della politica, 1839
  • Filosofia del diritto, 1841—1845
  • Teodicea, 1845.

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  2. Розмини-Сербати, Антонио // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  3. . Дата обращения: 2 января 2011. Архивировано из 1 сентября 2015 года.
  4. . Дата обращения: 3 января 2011. 28 января 2015 года.
  5. . Дата обращения: 3 января 2011. 25 февраля 2011 года.

Литература

  • Эрн В. Ф. Розмини и его теория знания. — М., 1914.
  • Эрн В. Ф. Об изучении философии Розмини // Богословский вестник . 1913. Т. 3. № 10. — С.3 81-393.
  • Эрн В. Ф. Антонио Розмини. Жизнь и личность Розмини // Вопросы философии и психологии . 1913. Кн. 119(IV). С. 514—580.
  • Эрн В. Ф. Очерк теософии Розмини // Богословский вестник. 1914. Т. 2. № 7-8. С. 535—568; Т.3. № 9. С. 119—143.
  • Эрн В. Ф. Спор Джоберти с Розмини // В. Ф. Эрн: pro et contra / Сост., вступ. статья, коммент. А. А. Ермичева . СПб.:РХГА, 2006. — С. 521—537.
  • Реале Дж., Антисери Д. Антонио Розмини и философия идеального бытия. // Реале Дж. , Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. Санкт-Петербург, 1997. — С. 177—181.

Ссылки

  • — биография блаженного Антонио Розмини на официальном сайте Ватикана (англ.)
  • — статья из Стэнфордской философской энциклопедии (англ.)
  • — официальный сайт розминианцев (англ.)
  • — церемония беатификации Антонио Розмини-Сербати (англ.) (итал.)
Источник —

Same as Розмини-Сербати, Антонио