Interested Article - Мадатов, Григорий Яковлевич
- 2020-12-17
- 2
Григо́рий Я́ковлевич Мада́тов ( 3 апреля 1898 , Баку — 14 марта 1968 , Москва ) — советский флейтист и педагог .
Биография
Родился в семье любителей музыки, где все пятеро детей с детства учились играть на различных инструментах, и практически все стали впоследствии профессиональными музыкантами (брат — Сергей Яковлевич Мадатов — скрипач, концертмейстер Большого театра , Нина Яковлевна Мадатова — пианистка, профессор Бакинской консерватории ). Первые уроки музыки получил у своей матери, хорошо игравшей на фортепиано. Отец подарил мальчику флейту, и он её сам освоил.
По окончании гимназии, учился в Бакинском коммерческом училище , где играл в школьном оркестре. Параллельно учился в музыкальной школе на флейте у преподавателя Шефлинга. В 1914 г. взял несколько уроков у В. Н. Цыбина , который находился в Баку проездом на гастролях оркестра.
«Каждый урок продолжался не менее полутора часов. Причём В. Цыбин играл мне всё, что задавал, начиная со звуковых упражнений, гамм, арпеджио, трезвучий и концертных пьес. Двухмесячное ежедневное общение с В. Цыбиным было для меня истинным наслаждением и большой школой. Советы В. Цыбина сохранились в памяти на всю жизнь. После третьего урока В. Цыбин рекомендовал меня в оркестр на третью флейту, куда я и был принят после испытаний» .
Вскоре поступил в Петербургскую консерваторию в класс В. Н. Цыбина, с 1916 г. учился у В. Кречмана в Московской консерватории .
С 1919 по 1937 гг. — солист Азербайджанского театра оперы и балета и преподавал в Бакинской консерватории . С 1936 г., года основания, — директор Бакинской филармонии. С 1937 г. — солист симфонического оркестра Грузии. В Тбилиси также занимался организацией концертов и приобрёл репутацию блестящего администратора. За его активную творческую и организаторскую деятельность в Грузии в те годы, был удостоен звания «Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР».
С 1944 г. переехал в Москву , где стал солистом Большого симфонического оркестра Всесоюзного Радио и преподавал в учебных заведениях им. Гнесиных ( академии , школе и училище ). Среди учеников в частности Марина Ворожцова , Надежда Селезнёва и др.
Творческая деятельность
Играл на деревянной (из эбенового дерева ) флейте Otto Moritz Mönnig, в Москве был известен его полный, большой — «мадатовский» — звук. Дмитрий Шостакович писал об игре Мадатова:
«Мадатов является, по моему глубокому убеждению, лучшим флейтистом в нашей стране. Удивительная красота звука, редкая музыкальность, проникновенное исполнение — всё это доставляет слушателям огромное наслаждение» .
Исполнял и записывал камерную музыку с Давидом Ойстрахом , Львом Обориным , Верой Дуловой и многими другими известными музыкантами.
В сотрудничестве с Юлием Ягудиным выпустил серию сборников пьес педагогического репертуара музыкальной школы из 10 выпусков и репертуара училища из 9 выпусков, куда вошли пьесы зарубежных, русских и советских композиторов. Составитель изданного в начале 50-х годов сборника «Оркестровых трудностей для флейты», в который вошли отрывки симфонических и балетных произведений Чайковского и Глазунова .
Примечания
- ЦГММК им. Глинки. Фонд 483, ед. хр. 8. Воспоминание о флейтисте, композиторе В. Н. Цыбине.
- ЦГММК им Глинки, фонд 463, ед. хр. 9. Письмо Е. Мравинского.
Литература
- Болотин С. В. Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. — 2-е изд., доп. и перераб. — М. : Радуница, 1995. — С. 165. — 4000 экз. — ISBN 5-88123-007-8 .
- 2020-12-17
- 2