Interested Article - Ан-Нуман I

Ан-Нуман I ибн Имру-ль-Кайс ( Нуман Одноглазый, Нуман Паломник, Нааман I ; IV V века ) — царь государства Лахмидов в 399 428 / 429 годах .

Биография

Ан-Нуман I был сыном царя Имру-ль-Кайса II . После смерти отца он получил власть над государством Лахмидов со столицей в Хире . Персидские, греческие и арабские исторические источники описывают ан-Нумана I как чрезвычайно воинственного и жестокого к врагам правителя, а также как отличного воина, умевшего проникать вглубь вражеских владений. Ан-Нуман традиционно признавал над собой верховную власть правителей Сасанидского Ирана и до конца жизни был их верным последователем.

Для сасанидского шахиншаха Йездегерда I по повелению ан-Нумана I византийский архитектор Синнимар построил дворец аль-Хаварнак , прекрасное здание, окружённое чудесным садом. Ещё один дворец, Садир, был построен около Хиры как загородная резиденция Лахмидов. Оба здания и долгое время спустя считались арабами равными семи чудесам света .

Во дворце Хаварнак своё детство провёл один из трёх сыновей Йездегерда I, Бахрам , отданный отцом на воспитание царю лахмидов. Вероятно, непосредственным наставником будущего шаха был сын ан-Нумана I аль-Мунзир I .

Арабский историк X века Мухаммад ат-Табари писал, что ан-Нуман I по повелению Йездегерда I воевал с Византией . Для осуществления похода шах передал под командование царя один из отрядов своих воинов , и с тех пор повелось, что армия правителя лахмидов состояла из двух частей: арабской и персидской.

Греческие и арабские исторические источники сообщают, что ан-Нуман I симпатизировал христианам . Феодорит Кирский писал, что в начале V века многие из арабов приняли христианство, отказавшись от своих прежних языческих верований . В написанном в 473 году житии святого Симеона Столпника передаётся рассказ о том, как ан-Нуман I пришёл к вере во Христа . Со слов дукса Дамаска Антиоха, сына Сабина, сообщается, что ан-Нуман рассказал Антиоху при личной встрече, что он сначала под угрозой смерти запретил своим людям исповедовать христианство, так как боялся, что те переметнутся на сторону византийцев и свергнут его. Однако после чудесного явления к нему во сне святого Симеона Столпника он сам стал сторонником «греческой веры» и даже, по словам ан-Нумана, крестился бы, если бы не служил Сасанидам. Известно, что в аль-Хире во время ан-Нумана I было несколько христианских церквей, одна из которых была построена по повелению супруги правителя лахмидов, царицы Хинд. Позднейшие предания сообщают, что ан-Нуман лично посещал Симеона Столпника, а Мухаммад ат-Табари даже писал, что царь отрёкся от престола и удалился «служить Богу», за что и получил своё прозвище «Паломник».

Преемником Ан-Нумана I на престоле Лахмидов стал его сын от гассанидской принцессы Хинд аль-Мунзир I .

Примечания

  1. , с. 42.
  2. Существуют и другие датировки его правления: 400—418, 403—431 и 405—433 годы
  3. Возможно, ат-Табари здесь ошибочно приписывает ан-Нуману I деяние его правнука, царя ан-Нумана II .

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Ан-Нуман I