«Жи́дкое не́бо»
(
англ.
Liquid Sky
) —
культовый фильм
режиссёра
Славы Цукермана
, являющийся его американским кинодебютом.
Американский «TV guide Спутник зрителя Кино и Видео» характеризует «Жидкое небо» как «Безмерно интересный фильм. Один из самых известных независимых фильмов в истории.» («TV Guige Film & Video Companion»
ISBN 1-58663-585-9
). По воспоминаниям кинокритика Дэна Питерсона, содержащимся в его статье, опубликованной 16 апреля 2009 года, «Жидкое небо» «провоцировало горячие споры, любовь и ненависть, просмотр его был обязательным для всякого, кто по-настоящему интересовался кино». Дэн Питерсон называет «Жидкое небо» «одной из сил сформировавших независимое кино»
.
Ему вторит Карлос Чемберлен на сайте www.senseofcinema.com: «Длинный след помады от поцелуя „Жидкого неба“ виден на большинстве фильмов американского независимого кино».
Сюжет
«Жидкое небо» — конгломерат множества разнообразных элементов от натуралистически откровенных картин ночной жизни
нью-йоркских
панков
до научной фантастики, волшебной сказки, сатиры и чёрного юмора. В картине в пародийном виде представлены многочисленные мифы эпохи:
рок-н-ролл
,
наркотики
,
пришельцы из космоса
,
феминизм
— сплетённые воедино в фантасмагорическом сюжете картины. Героиня фильма — современная американская анти-Золушка — панк, не может найти своего принца среди людей. Она — постоянная жертва насилия. Её спасителем оказывается бесформенный пришелец из космоса, прибывший на землю в летающей тарелке и питающийся
эндорфинами
, выделяющимися в человеческом мозгу при
героиновом
кайфе
или
оргазме
, после чего тело жертвы уничтожается.
Интересные факты
Одна из ведущих американских теоретиков искусства Сэнди Стейнер в своей книге «Скандал удовольствия: искусство в век фундаментализма» анализирует «Жидкое небо» как наиболее типичный и убедительный пример принципов
постмодернизма
. Она пишет:
Здесь представлены все ингредиенты постмодернистского повествования:
пародия
,
вуайеризм
,
фетишизм
, смесь различных творческих методов, стилистическая многослойность, эстетические
аллюзии
, кажущийся бесчувственным юмор по отношению к таким серьёзным предметам как
Холокост
и
феминизм
, разрушение принятых бинарных противопоставлений, таких как противопоставление мужского и женского начал, уравнивание искусства с нападением, включение зрителя в действие, заставляющее его разделять с автором моральную ответственность за показанное и безмерную цену экстаза
«Жидкое небо» открывало проводившийся в Канаде Фестиваль апокалиптического кино.
В советском
прокате
в некоторых городах России фильм шёл под названием «Жидкое небо: Расплата за
разврат
». Кроме того, «Жидкое небо» рекламировалось в журнале «Экран — детям».
При исполнении песни «Me And My Rhythmbox» в руках у исполнительницы легендарный
.
Награды
-
1982 — Всемирный кинофестиваль в Монреале — Главный Приз Жюри.
-
1983 — Международный кинофестиваль в Сиднее — Главный Приз.
-
1983 — Картахенский кинофестиваль — Приз за достижения в изобразительном решении фильма.
-
1983 — Брюссельский кинофестиваль — Специальный Приз Жюри.
-
1983 — Международный фестиваль в Маниле — Специальный Приз Жюри.
Выдержки из рецензий
-
«Цукерман обладает редким и необычным талантом» (Винсент Кэнби, «
Нью-Йорк Таймс
», 1982)
-
«„Жидкое небо“ Цукермана даёт поистине ошеломляющую картину
Нью-Йорка
» (Джанет Маслин, «Нью-Йорк Таймс», 1983)
-
«Ослепительный, опрокидывающий представления фильм-притча…» (Джуди Стоун, «
», 1984)
-
«Безмерное стилистическое откровение года. Триумф изобретательности и оригинальности… Если советская кинопромышленность скрывает в своих рядах других неизвестных кинематографистов с талантами масштаба Цукермана и его коллег, мы с радостью предоставим им место» (Гари Арнольд, «
Вашингтон Пост
»)
-
«Никогда ещё Нью-Йорк не был снят лучше» («
»)
-
«Никогда ещё Манхэттен не был показан на экране столь ярко, как остров проклятия и отчаяния. Блестящее достижение… Бесконечно смелая аллегория, представленная в драматических образах» (Кевин Томас «
Лос-Анджелес Таймс
»)
-
«Самый забавный, безумный и экзотически красивый научно-фантастический фильм в истории» (
Дэвид Денби
, «
Нью-Йорк Мэгэзин
»)
-
«Картина меняющегося американского общества высвечена ослепительным беспощадным светом. Ни старшее, ни молодое поколение не избежало острой критики кинематографистов…» (Клад, «Вараети»)
-
«Если положить этот острый, забавный и необыкновенно красиво сделанный фильм в капсулу, тот, кто откроет её через тысячу лет, будет так же потрясен этим фильмом и получит такое же наслаждение, какое получаем мы» («
»)
-
«Самый оригинальный фильм года» («
»)
-
«Революция, начатая фильмом Жана-Люка Годара „На последнем дыхании“ и закончившаяся „Блоу-Ап“ Антониони, подхвачена с новой силой и выиграна» («
»)
-
«Уникальное, поразительное, завораживающее зрелище» («
», Англия)
-
«„Жидкое Небо“ выделяется своей динамикой, изобретательностью, богатством неординарных и революционных элементов» («Ле Жорнал Де Монреал», Канада)
-
«„Жидкое небо“ — необычайный фильм. Даже если забыть обо всех его других качествах и смотреть его с выключенным звуком, он вас поразит, как выдающееся произведение изобразительного искусства» («
», Австралия)
-
«Самый блестящий и оригинальный фильм 80-х годов» («Нью-Орлеан Таймс»)
-
«Как я завидую тем, кто увидит „Жидкое небо“ в первый раз!» (Б. Руби Рич «Сан-Франциско Бэй Гардиэн»)
-
«Молодые люди, которые не носят веры в сердце, должны быть наказаны, но есть более творческие пути это сделать и фильм „Жидкое небо“ тому свидетельство» (Мишель Кинг «Черч Таймс»)
-
«„Жидкое небо“ оказал существенное влияние на эстетику гомосексуального искусства» (Керри Кеннеди «Чикаго Фри Пресс»)
Примечания
-
(неопр.)
. Дата обращения: 24 октября 2012. Архивировано из
3 февраля 2016 года.
-
Persons, Dan
(англ.)
.
current.com
(16 апреля 2009). Дата обращения: 7 ноября 2009.
28 августа 2011 года.
-
Wendy Steiner.
. — 1995. —
ISBN 0-226-77223-3
.
Ссылки