Статковский, Роман Адамович
- 1 year ago
- 0
- 0
Андрей Адамович Роллер , урождённый Андреас Леонгард Роллер ( нем. Andreas Leonhard Roller ; 1805 , Регенсбург , Бавария — 8 (20) июня 1891 , Санкт-Петербург ), — немецкий и российский живописец перспективных видов и театральных декораций, академик и профессор Императорской Академии художеств .
Сын театрального механика. Его дядя был концертмейстером, родные братья — театральными художниками. Пяти лет от роду переселился со своими родителями в Вену, художественное образование получил в тамошней академии художеств под руководством Нобили, Клюбера, Платцера и Пейна и в то же время учился у отца постройке театральных машин, а у Гейля, Неффе и де-Пьяна — театральной живописи и перспективе.
В 1821 году впервые выступил на поприще декоратора и машиниста в качестве помощника своего отца, в Вене. Затем был в Мюнхене , и с 1822 года служил главным машинистом при венском Йозефштадтском театре. По оставлении этой должности, занимался до 1830 года при разных театрах в Австрии и Германии, ездил в Англию, Шотландию и Францию.
В 1833 году был приглашён в Санкт-Петербург на должность декоратора и главного машиниста дирекции императорских театров. Занимал эту должность до начала 1879 года , в котором болезнь заставила его выйти в отставку. Первой работой Роллера стало оформление балета «Кесарь в Египте», особенно поразила зрителей финальная сцена пожара в Александрии. С тех пор Роллер оформлял все самые значительные постановки в Санкт-Петербурге: балеты «Сильфида» (1835) Ж. Шнейцхоффера, «Жизель» и «Корсар» (1858) А. Адана , «Конёк-гобунок» и «Дочь фараона» Ц. Пуни , оперы «Аскольдова могила» (1841) А. Верстовского , «Карл Смелый» Дж. Россини и др. В 1836 году премьерой оперы М. Глинки « Жизнь за царя » открылся Большой Каменный театр. Спектакль был блестяще оформлен Роллером.
В течение пребывания своего в России написал декорации и устроил машины более чем для 200 театральных пьес и поставил около тысячи живых картин. Кроме того, им была устроена великолепная панорама города Палермо , привлекавшая к себе толпы петербургской публики, но сгоревшая в 1852 году , и написано несколько театральных занавесов.
Как опытный техник по строительно-механической части, он участвовал в перестройке Петербургского большого театра в 1836 году и Зимнего дворца в 1838 году , производил исправления сцены и машин в Эрмитажном театре в 1856 году и исполнял некоторые другие подобные работы в театрах и зданиях дворцового ведомства.
Декорации Роллера в 1834 —1866 годах не уступали в достоинстве лучшим произведениям того же рода, которыми обставлялись представления на главных театральных сценах Европы; он выказывал в них неистощимую находчивость фантазии, вкус и мастерское знание перспективы.
В 1841 году Андреас Роллер представил в Академию художеств картину «Римское кладбище», получившую одобрение академического совета.
В уважение его искусства, как декорационного живописца, Императорская академия художеств присудила ему в 1839 году звание академика, а в 1856 году — «профессора перспективной живописи».