Interested Article - Бурлака, Юрий Петрович
- 2020-07-19
- 1
Ю́рий Петро́вич Бурла́ка (род. 20 июля 1968 , Москва ) — российский артист балета , педагог и балетмейстер-постановщик, художественный руководитель балетной труппы Большого театра в 2009—2011 годах, с 2017 года — главный балетмейстер Самарского театра оперы и балета . Заслуженный артист России (2000).
Биография
Юрий Бурлака родился в Москве, учился в Московском хореографическом училище , где его сокурсниками были Алексей Ратманский и Владимир Малахов . Выпускался по классу профессора Петра Пестова . После выпуска в 1986 году был принят в труппу московского государственного театра « » под руководством Вячеслава Гордеева , где вскоре стал солистом.
В 1993—1996 годах учился на балетмейстерском факультете в ГИТИСе (курс Вячеслава Гордеева), затем перевёлся в Московскую государственную академию хореографии , которую окончил с отличием в 1999 году по специальности «педагог-хореограф». В том же году написал учебное пособие «Музыкальное оформление уроков классического танца». В 2000 году в соавторстве с осуществил издание клавира сохранившихся музыкальных номеров балета « Пахита » и записи хореографического текста Мариуса Петипа .
Интересуясь музыкой и хореографией русского балетного театра XIX века, принимал участие как балетмейстер в ряде постановок классических балетов и вечеров старинной хореографии в различных театрах России (Большой театр, Екатеринбургский театр оперы и балета , Челябинский театр оперы и балета и др.) и за рубежом. Также участвовал в международных конференциях по сохранению классического балетного наследия, является членом Международного общества Людвига Минкуса .
С 2003 года работает доцентом кафедры хореографии и балетоведения Академии хореографии по дисциплине «Классическое наследие и репертуар балетного театра». Начиная с 2006 года работает балетмейстером-постановщиком в театре « », в апреле 2007 года стал его художественным руководителем. В том же году написал учебно-методическое пособие «Классическое наследие и репертуар балетного театра XVIII—XX веков».
В 2007—2009 годах осуществил несколько постановок в Большом театре в духе «исторических реконструкций» — « Корсар » (совместно с А. Ратманским , 2007), Гран-па из балета « Пахита » (2008) и « Эсмеральда » (совместно с В. Медведевым, 2009). С 1 мая по 31 декабря 2008 года работал в Большом театре в качестве балетмейстера , с января 2009 года по март 2011 года осуществлял художественное руководство балетной труппой.
С 2017 года – главный балетмейстер Самарского академического театра оперы и балета .
Репертуар
- театр «Русский балет» (основные партии)
- Щелкунчик-принц , « Щелкунчик » П. Чайковского , хореография В. Вайнонена в редакции В. Гордеева
- Голубая птица и Принц Дезире , « Спящая красавица » П. Чайковского, хореография М. Петипа , Ф. Лопухова , К. Сергеева в редакции В. Гордеева
- Ротбарт и па-де-труа , « Лебединое озеро » П. Чайковского, хореография Л. Иванова , М. Петипа, А. Горского , А. Мессерера в редакции В. Гордеева
- граф Альберт , « Жизель » А. Адана , хореография Ж. Коралли , Ж. Перро , М. Петипа в редакции Л. Лавровского
- Франц , « Коппелия » Л. Делиба , хореография А. Горского в редакции В. Гордеева
- Юноша , « Шопениана » на музыку Ф. Шопена , хореография М. Фокина
- Шах Земан , « Шехеразада » на музыку Н. Римского-Корсакова , хореография М. Фокина
- Время , « Золушка » С. Прокофьева , хореография В. Гордеева
- Зефир , «Танцы часов» из оперы А. Понкьелли « Джоконда », хореография М. Петипа
- Па-де-де из балета « Сильфида » на музыку Г. Левенскольда , хореография А. Бурнонвиля
- Па-де-де из балета « Сильфида » на музыку Ж. Шнейцхоффера , хореография В. Тихомирова
- Па-де-де из балета « », музыка И. Армсгеймера , хореография М. Петипа
- Гран-па из балета « Пахита », музыка Л. Минкуса , хореография М. Петипа
Постановки
Вечера старинной хореографии
- Фрагменты балетов
- Хореография М. Фокина : «Шопениана», «Танцы чародейств Наины» из оперы М. Глинки « Руслан и Людмила »
- Хореография А. Горского : « Раймонда » А. Глазунова, « Конёк-горбунок » Ц. Пуни, « Тщетная предосторожность » П. Гертеля, « Коппелия » Л. Делиба, танцы из оперы К. Сен-Санса « Самсон и Далила »
- Хореография М. Петипа : « Баядерка » и « Пахита » Л. Минкуса, « Корсар » А. Адана, « Эсмеральда », « » и « Конёк-горбунок » Ц. Пуни, « » Р. Дриго , « » И. Армсгеймера
- Хореография братьев Н. и С. Легат : « » Й. Байера
Постановки в учебных заведениях
- « Шопениана » М. Фокина и Гран-па из балета « Пахита » — Академия танца Н. Нестеровой, Москва
- 2000 — « Лебединое озеро » П. Чайковского — Венская консерватория (совместно с К. Музилем и Э. Тэри)
- 2003 — « Коппелия » Л. Делиба, хореография А. Горского — Хореографическая ассоциация в Токио, Япония
- 2005 — « Щелкунчик » П. Чайковского, хореография Л. Иванова — Хореографическая ассоциация в Токио, Япония
- 2011 — « », сюита из балета « », музыка Р. Дриго (постановка и новая хореографическая редакция по М. Петипа) — Московская академия хореографии
- 2012 — «Дно Моря-океана», картина из балета « Конёк-Горбунок », музыка Ц. Пуни, Р. Дриго, Б. Асафьева (реконструкция, постановка и новая хореографическая редакция по А. Горскому) — Академия русского балета имени А. Я. Вагановой , Санкт-Петербург
- 2015 — «Оживлённый сад», картина из балета « Корсар », музыка Л. Делиба и Р. Дриго (постановка и новая хореографическая редакция по М. Петипа) — Московская академия хореографии
- 2015 — Pas de trois Океана и жемчужин из балета « Конёк-Горбунок », музыка Р. Дриго (постановка и реконструкция по А. Горскому) — Московская академия хореографии
- 2016 - "Тщетная предосторожность", совместно с С.М.Мартиросян, музыка П.Гертеля, либретто Ж.Доберваля в редакции М.Мартиросяна, хореография М.Петипа, А.Горского, новая хореография М.Мартиросяна -
Постановки в театрах
- 2004 — фрагменты балетов « Пробуждение Флоры » Р. Дриго и « Волшебное зеркало » А. Корещенко (хореография М. Петипа), « Конёк-Горбунок » Ц. Пуни (хореография А. Горского) — I Мастерская новой хореографии, Большой театр
- 2006 — « Дон Кихот »* Л. Минкуса (совместно с В. Гордеевым ) — Екатеринбургский театр оперы и балета
- 21 июня 2007 — « Корсар »* А. Адана, постановка и новая хореографическая редакция по М. Петипа (совместно с А. Ратманским ) — Большой театр
- 2008 — фрагменты из балетов « Пахита » Л. Минкуса (гран-па, хореография М. Петипа); « Сильфида » (па-де-де из II акта, музыка А. Адана, Ж. Шнейцхоффера, Р. Дриго, хореография Ф. Тальони и М. Петипа в редакции В. Тихомирова ); « Пробуждение Флоры » Р. Дриго (па-де-катр «Розарий», хореография М. Петипа в редакции Н. Легата); « » Р. Дриго (па-де-труа из II акта, хореография Н. и С. Легатов); « Конёк-Горбунок » Ц. Пуни (картина «Подводное царство», хореография М. Петипа и А. Горского) — Челябинский театр оперы и балета
- 15 ноября 2008 — Гран-па из балета « Пахита »* (постановка и новая хореографическая редакция по М. Петипа) — Большой театр
- 25 декабря 2009 — « Эсмеральда »* Ц. Пуни (постановка и новая хореографическая редакция по М. Петипа, совместно с В. Медведевым) — Большой театр
- 2010 — « Эсмеральда » Ц. Пуни, хореография Ю. Бурлаки и В. Медведева — Челябинский театр оперы и балета
- 2011 — «Эсмеральда» Ц. Пуни, хореография Ю. Бурлаки и В. Медведева — , Германия
- 2012 — «Эсмеральда» Ц. Пуни, хореография Ю. Бурлаки и В. Медведева — , Мехико
- 2013 — «Щелкунчик»* П. И. Чайковского, хореография по Л. Иванову, совместно с В. Медведевым — Берлинский государственный балет, Германия
- 2017 — « Эсмеральда »* Ц. Пуни — Самарский театр оперы и балета
- 2022 — « Дон Кихот » Л. Минкуса — Самарский театр оперы и балета
- 2023 — « Раймонда » А. Глазунова — Самарский театр оперы и балета
- (*) — также является автором музыкальной драматургии данной постановки.
Библиография
- 1999 — учебное пособие «Музыкальное оформление уроков классического танца»
- 2000 — издание клавира сохранившихся музыкальных номеров балета «Пахита» и запись хореографического текста М. Петипа (в соавторстве с )
- 2007 — учебно-методическое пособие «Классическое наследие и репертуар балетного театра XVIII—XX веков»
- 2014 — учебно-методическое видеопособие «Классическое наследие в репертуаре балетных школ (Pas de deux — Variation)» (в соавторстве с М. К. Леоновой )
- 2015 — учебное пособие «Балетные либретто. Россия 1800—1917 гг.» (в соавторстве с А. П. Груцыновой)
- 2015 — нотное издание «Классическое наследие в репертуаре балетных школ — Pas de deux»
- 2015 — книга «Балетные либретто в 2-х томах. Москва — Санкт-Петербург 1800-1917 гг.» (в соавторстве с А. П. Груцыновой)
- 2015 — нотное издание «Классический репертуар балетных конкурсов — Pas de deux и Дуэты» (в 13-и выпусках)
- 2015 — нотное издание «Классический репертуар балетных конкурсов — Женские вариации — Мужские вариации»
- 2015 — издание клавира балета « Анюта » В. Гаврилина (редакция В. Васильева )
- 2015 — издание клавира балета « Лебединое озеро » (редакция К. Сергеева )
Награды и звания
- 1992 — диплом Всероссийского конкурса артистов балета « Арабеск », Пермь.
- 2000 — Заслуженный артист России — за заслуги в области искусства .
- 2015 — лауреат премии журнала « » « » в номинации «Мэтр танца».
Примечания
- Опираясь на тот же музыкальный план Ю. Бурлаки в 2016 году В. Медведевым была осуществлена постановка балета в .
- . // Официальный сайт Президента России. Дата обращения: 15 июля 2016. 17 августа 2016 года.
Ссылки
Литература
- «Корсар» / Буклет к премьере спектакля Большого театра. — М.: Литературно-издательский отдел Большого театра, 2008. — С. 122. — 128 с.
- «Эсмеральда» / Буклет к премьере спектакля Большого театра. — М.: Литературно-издательский отдел Большого театра, 2009. — 144 с.
- 2020-07-19
- 1