Аэродинамический гребень
- 1 year ago
- 0
- 0
Золотой гребень из кургана Солоха — гребень скифского происхождения, хранящийся в Эрмитаже . Один из наиболее значительных образцов эллино-скифского искусства. Он считается изготовленным греческим мастером, хорошо знавшим тематику и интересы заказчика — скифской знати. Представляет собой выполненное в трёхчастной форме золотое украшение в виде гребня с 19-ми зубцами и венчающей его батальной композицией в виде трёх сражающихся воинов, один из которых обречён. Исследователи находят аналогии в композиции украшения с ордерами и формами греческих колонн, а также с другими археологическими находками.
Гребень был обнаружен в 1913 году в скифском захоронении (курган Солоха или могила Знаменская) на левом берегу Днепра неподалёку от Каменки-Днепровской Запорожской области . Курган был изучен в 1912—1913 годах экспедицией Н. И. Веселовского . Было предложено несколько версий истолкования сюжета композиции украшения. Так, он рассматривался как имеющий реалистический, этнографический или эпический характер, было выдвинуто несколько версий реконструкции сюжета на основе скифской мифологии и истории.
Золотой гребень был обнаружен в 1913 году в скифском захоронении, получившем известность как курган Солоха, или могила Знаменская. Погребение располагалось на левом берегу Днепра неподалёку от города Каменка-Днепровской Запорожской области . Курган был изучен в 1912—1913 годах экспедицией русского археолога, востоковеда Н. И. Веселовского . До раскопок курган представлял собой земляную насыпь высотой 18—19 метров с диаметром около 100 м . В насыпи находились две усыпальницы. Одна из них, в которой было устроено захоронение знатной женщины, оказалась разграбленной ещё в древности. Вторая, исследованная в 1913 году, где предположительно был захоронен скифский вождь (царь), его оруженосец, слуга, пять коней и конюший оказалась нетронутой. На останках, которые отождествляются с персоной «царя», было найдено пять пластинчатых браслетов: три на правой руке и два на левой. Возле головы (правого плеча) лежал бронзовый шлем и золотой гребень . Его обнаружил А. А. Бобринский, когда его отец и Веселовский отошли отдохнуть в палатку. Он описывал впечатления от своей находки таким образом:
Я копнул ниже, сделал усилие рукой, что-то блеснуло, и я вынул безо всякого труда громадный парадный золотой гребень скифского царя с девятнадцатью длинными иглами и вылитым из золота украшением, изображающим двух скифов, нападающих с кинжалами на греческого всадника, отбивающегося от них коротким копьём. Другая пронзённая кинжалом лошадь валяется у них в ногах .
Кроме гребня в захоронении вождя были обнаружены такие значительные археологические находки: тяжёлая золотая чаша, семь серебряных сосудов, серебряный горит . Все артефакты атрибутируются как работы греческих мастеров созданные на заказ греческими мастерами для скифской знати, хорошо знавшим тематику и интересы заказчика . Захоронение, гребень и другие находки относят к концу V — началу IV века до н. э. Золотой гребень из кургана Солоха, как и значительное количество извлечённых из скифских курганов предметов роскоши, попал в собрание петербургского Эрмитажа («Гребень с изображением батальной сцены»; инвентарный номер Дн. 1913 1/1) .
Представляет собой золотое украшение весом 294 грамма, выполненное в виде гребня с 19-ю четырёхгранными зубцами, длина которых составляет 6,5 см. Кроме того установлено, что на нём отсутствует два крайних зубца, которые были удалены ещё в древности. Длина артефакта: 12,3 см, ширина 10,3 см, толщина рельефа 0,7 см .
Батальная композиция венчает украшение выполненное в трёхчастной форме; она находится на своеобразном «фризе» в виде пятерых фигурок лежащих львов. В центре групповой сцены находится всадник с копьём, атакующий врага, который в результате ранения и падения своего коня, оказался в крайне невыгодной ситуации . Позади кавалериста находится пеший боец, который стремится ему помочь, направляясь к сражающимся. Исход боя предрешён, так как в соответствии с логикой эпического повествования, потерявший коня и защищающийся боец обречён на гибель . Композиция сохраняет трёхчастное построение. Фигуры боковых воинов симметричные, но детали одежды делают их индивидуальными. Симметрию несколько нарушает и фигура убитого коня, придавая композиции оригинальность и драматизм неожиданным ракурсом .
По наблюдению автора первой научной работы, посвящённой исследованию гребня из кургана Солоха , археолога А. П. Манцевич : «По качеству исполнения гребень уникален, но форма его была широко распространена в Европе начиная с эпохи бронзы». Она приводит ряд аналогов формы, композиции этого образца эллино-скифского искусства и сходных с ним других археологических находок .
Элементы гребня были отлиты в восковых формах, после чего некоторые из них прокованы и спаяны . Предполагается, что фигуры составляющие батальную группу были отлиты отдельно, а затем каждая из них обработана ювелирным инструментом — чеканом . Мелкие детали отделаны при помощи резца и пунсона (орнамент на одежде, волосы и бороды сражающихся, гривы и уздечки коней, а также гривы львов). На следующем этапе создания фигуры при помощи пайки были совмещены и закреплены вместе в общей композиции, к ним припаяны более мелкие детали (снаряжение воинов, упряжь лошадей). Места соединения были обработаны чеканом, затем элементы украшения отполированы .
Предполагается, что наиболее вероятным местом изготовления такого произведения ювелирного искусства могли быть территории, граничащие с землями скифов или фракийцев. Прежде всего, это Боспорское царство , Северное Причерноморье , Фракия, Македония . Последняя локация представляет интерес как из-за близости Македонии к значительным художественным центрам древнегреческой цивилизации, так и с учётом близких контактов со скифами и фракийцами . Манцевич в качестве места изготовления гребня предполагает деревню Амфиполь (современная Центральная Македония ), известная в историографии как «сокровищница всего античного мира» (определение И. Папаставру) .
Было выдвинуто несколько версий истолкования сюжета представленного на украшении. Так, он рассматривался как имеющий реалистический, этнографический или эпический характер. Предпринимались попытки объяснения сцены боя в духе реконструкции скифской мифологии и истории. Так, в многофигурной композиции усматривали рассказ о династической распре между тремя сыновьями скифского прародителя Таргитая : Колаксаем, Липоксаем и Арпоксаем , о которых сообщает Геродот (История IV 5-7). Другая версия предполагает, что часть кургана Солоха, где был обнаружен гребень, может относиться к погребению скифского царя Октамасада (начало правления 2-я пол. V в. до н. э.), пришедшего к власти в результате династического переворота и последующей казни брата Скила (ок. 465 до н. э. — между 447 и 445 до н. э.) . Последний был сыном неназванной по имени гречанки из Истрии и царя Ариапифа , у которого было три сына от трёх разных матерей (Октамасад, Орик и Скил). Последний повзрослев стал эллинофилом, что вызывало противодействие со стороны консервативной части его соплеменников. По сообщению Геродота: «Царствуя над скифами, Скил вовсе не любил образа жизни этого народа». Кроме того историк сообщает: «Царь же не только придерживался эллинских обычаев, но даже совершал жертвоприношения по обрядам эллинов» (История IV 78). Такое поведение послужило поводом к восстанию и бегству Скила во Фракию , к царю Одрисского государства Ситалку (431—424 годы до н. э). Узнав об этом Октамасад выступил с войском на фракийцев, которые встретили его на Истре. Однако битвы не произошло, так как цари договорились между собой: в результате обмена Ситалк получил своего брата, нашедшего убежище у скифов, а Октамасад — своего. Геродот приводит следующие сведения о судьбе Скила (История IV 79-80):
Так как у Октамасада действительно нашёл убежище брат Ситалка, Октамасад принял предложение и выдал Ситалку своего дядю по матери, а взамен получил брата Скила. Ситалк принял своего брата и удалился с войском, а Октамасад велел тут же отрубить голову Скилу. Так крепко скифы держатся своих обычаев и такой суровой каре они подвергают тех, кто заимствует чужие.
Если рассматривать сюжет посредством данной реконструкции, то спешившийся воин это Скил, нападающий Октамасад, а устремившийся на помощь всаднику — Орик. По мнению историка и археолога А. Ю. Алексеева : «Вполне вероятно, что через некоторое время после описанных выше реальных событий, когда уже, впрочем, в Скифии вероятно сменилось как минимум целое поколение, вся история, лёгшая в основу изобразительного произведения, приобрела форму исторического предания, получившего определённый эпический оттенок» .