Interested Article - Тэа

«Тэа» опера в четырёх картинах русского композитора Владимира Ребикова на текст одноимённой символической поэмы Антония Воротникова . Написана в 1904 году. Сам композитор определил жанр своего произведения как «музыкально-психологическая драма» .

Действующие лица

Сюжет

В возвышающемся над морем замке пребывает в заточении Тэа, дочь могущественного повелителя («царя царей»). Ей не известны люди и присущие им чувства. К Тэа приходят видения любви, славы и милосердия, но они не в силах растопить её холодное сердце. Однажды в замок, в котором заточена Тэа, донеслись песни молодого рыбака Гэйоса. Очарованная ими Тэа спустилась вниз к людям и ответила взаимностью на любовь простого рыбака. Но земная любовь оказывается для Тэа чрезмерно прозаичной и грубой, она не приносит ей счастья. Тэа не может возвратиться назад в свой мир. Единственным выходом для неё становится смерть, которая избавляет Тэа от страданий .

Анализ

Опера «Тэа» представляет собой синтетическое произведение, в котором наряду с элементами оперы присутствуют характерные черты вокально-симфонической поэмы и кантаты . Опера стала второй в цикле «драм духа» композитора после «Ёлки» . В опере Ребикова нашла своё отражение ницшеанская идея о соотношении двух начал бытия — материального и духовного, «дионисийского» и «аполлонического». Об этом свидетельствуют и авторские ремарки Ребикова к опере. Тэа, выступающая олицетворением души , согласно описанию композитора, являет собой «поэтической наружности девушку лет 18-ти» в белой одежде без рукавов, «вся она — светлое, чистое и высокопоэтическое существо». В свою очередь, Гэйос, символизирующий материю , описан как «красивый юноша, бледный, с чёрными вьющимися волосами» в античном греческом одеянии, который «полон силы и жизни» . Влияние символизма подчёркивает художественное оформление. Декорация первой картины, по указанию Ребикова, должна быть выполнена в стиле швейцарского живописца Арнольда Бёклина , одного из выдающихся представителей символизма в европейском изобразительном искусстве XIX века .

Действие в опере «Тэа» сводится к минимуму и выражается в четырёх статичных картинах, соответствующих определённым стадиям «жизни духа»: холодное божественное одиночество сменяется любовным томлением и ожиданием встречи, а затем — жаждой смерти . Финальная часть оперы, в которой смерть приводит к душевному просветлению-освобождению, коррелирует с апокалиптическими предчувствиями творческой интеллигенции России начала XX века .

Примечания

  1. , с. 35.
  2. , с. 124.
  3. , с. 4.
  4. , с. 124.
  5. , с. 34.
  6. Рыбина А. А. от 8 июля 2020 на Wayback Machine : диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Рыбина Ангелина Александровна;[Место защиты: Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова ]. — Ростов-на-Дону , 2016.
  7. , с. 125.

Литература

  • Логинова В. А. О музыкальной композиции начала XX века: к проблеме авторского стиля (В. Ребиков, Н. Черепнин, А. Станчинский) : диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Специальность: 17.00.02 — Музыкальное искусство. — М. : РАМ, 2002. — 190 с.
  • Миненко Г. Н., Рябчевская Ж. А. // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2012. — № 2 (50) . — С. 30—36 .
  • Ребиков В. И. Тэа : музыкально-психологическая драма : в 4 картинах : Op. 34. — М. : П. Юргенсон. — 83 с.
  • Семенова А. В. Музыкальный театр В. И. Ребикова и традиции русского символизма // Музичне мистецтво і культура. — 2016. — Вып. 23 . — С. 117—130 . — ISSN .
  • Томпакова О. Владимир Иванович Ребиков. Очерки жизни и творчества . — М. : Музыка, 1989. — 79 с.
Источник —

Same as Тэа