Храм на Крови (Екатеринбург)
- 1 year ago
- 0
- 0
Храм Воскресения Христова на Крови́ (храм Спа́са на Крови́) — православный храм - памятник в Санкт-Петербурге , сооружённый на месте, где 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был построен как памятник царю на средства, собранные по всей России . На постройку храма и связанных с ним зданий (ризницы, служительского дома и проч.) израсходовано 4 606 756 р. 58'/2 к.
Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью . Высота девятиглавого храма — 81 м, вместимость — до 1600 человек. Является памятником русской архитектуры .
Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883 — 1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева) . Выполнен в русском стиле , несколько напоминает московский собор Покрова на Рву . Строительство длилось 24 года. 6 ( 19 ) августа 1907 года собор был освящён в честь Воскресения Христова . Имеет статус музея (музейный комплекс «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“»).
Уже 2 марта на чрезвычайном заседании Городская дума просила вступившего на трон императора Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести… на средства города часовню или памятник». Тот ответил: «Желательно было бы иметь церковь… а не часовню». Однако всё же было решено поставить временную часовню.
Разработать проект поручили архитектору Леонтию Бенуа . Работы велись быстро, так что 17 апреля 1881 года часовня была освящена, в ней стали проводить памятные панихиды . Думе это практически ничего не стоило: поставил часовню на свои деньги купец первой гильдии Громов, строительные работы оплатил купец Милитин, он же стал старостой . Эта часовня оставалась на набережной вплоть до начала строительства храма — до весны 1883 года, после чего была перенесена на Конюшенную площадь , где простояла ещё девять лет и была окончательно разобрана.
Сразу после убийства была создана комиссия по увековечению памяти Александра II, а также объявлен конкурс на лучший проект храма. В установленный срок к полудню 31 декабря 1881 года были представлены 26 анонимных проектов. Конкурс привлёк многих знаменитых архитекторов того времени, среди них были: Иероним Китнер , Иван Богомолов , Виктор Шрётер , Андрей Гун , Леонтий Бенуа и другие. Архитекторы располагали обширным участком по обе стороны Екатерининского канала , включая часть Михайловского сада , пожертвованную великой княгиней Екатериной Михайловной . Комиссия отобрала 8 лучших проектов, а победителем признала работу в русско-византийском стиле под названием «Отцу Отечества» работы Антония Томишко . Второй премией был удостоен проект «1 марта 1881 года» академиков Иеронима Китнера и Андрея Гуна, третьей — замысел архитектора Леонтия Бенуа. 23 марта 1882 года в Гатчине проекты были продемонстрированы императору Александру III, но ни один из них не получил одобрения. Императором было принято решение, чтобы возводимый храм вобрал в себя черты русской архитектуры, какими обладают церкви XVII веков, особенно в Ярославле . Кроме того, следовало оформить место гибели императора внутри храма в виде отдельного придела .
Вскоре последовал второй конкурс. Уже 28 апреля 1882 года члены комиссии приступили к отбору из 31 лучшего проекта. В этот раз в списке номинантов появились новые громкие имена: Роберт Гёдике , Альберт Бенуа , Андрей Павлинов , Роман Кузьмин , Александр Обер , Николай Султанов , Александр Резанов и другие. Все представленные проекты также были отклонены Александром III. После разработки новых проектов был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (Малышева) , который впоследствии от строительства отошёл. Этот проект был одобрен императором 29 июня 1883 года с условием его последующей доработки под наблюдением профессора Давида Гримма , окончательно проект был утверждён только 1 мая 1887 года. В создании храма принимали участие: помощники профессора Парланда архитектор Виктор Фиделли и Д. А. Орехов; художник Николай Бодаревский , мозаичист Владимир Фролов , бронзовых дел мастер Фёдоров и другие.
Торжественная закладка храма состоялась 18 октября 1883 года. В комиссию по строительству храма, возглавлявшуюся Великим князем Владимиром Александровичем , вошли архитекторы Давид Гримм, Роберт Гёдике, Эрнест Жибер , Рудольф Бернгард , которые во время возведения здания давали консультации и вносили коррективы в проект; большое участие в переработке проекта принял Иван Штром , предложения которого существенно повлияли на композицию осуществлённого храма . Вице-председателем комиссии и ктитором храма был граф Иван Татищев .
Первая панихида по императору Александру II в ещё незавершенном храме была совершена 1 марта 1906 года (в 25-ю годовщину смертельного покушения) .
Мозаичные работы на десять лет задержали освящение, которое митрополит Антоний (Вадковский) свершил 6 ( 19 ) августа 1907 года (в день Преображения Господня , известный также как Второй Спас) в присутствии императора Николая II и иных членов императорского Дома. Утром к месту торжества под звуки музыки начали прибывать части гвардейских полков и кавалерии столичного гарнизона. Император со свитой прибыл на паровом катере «Петергоф» к пристани у Мраморного дворца . Николай II с супругой сошли на берег и в открытой коляске поехали к храму через Марсово поле. На пути их следования их сопровождала музыка военных оркестров и раскаты приветственного «Ура!». У главного входа в храм встал элитный взвод дворцовых гренадер с золотым знаменем своей роты в золочёной амуниции и высоких медвежьих шапках. По прибытия царя военные оркестры заиграли гимн «Боже, Царя храни». Николай II принял рапорт командующего парадом генерал-адъютанта Данилова, после чего осмотрел почётные караулы. У входа в собор императора встретили председатель Комиссии по строительству великий князь Владимир Александрович, граф Иван Татищев и архитектор Альфред Парланд. Внутри церкви государя ожидал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний. После этого начался чин освящения храма молебном; после предстояло соорудить и освятить главную принадлежность собора — престол в алтаре. После пения духовного гимна «Святый Боже» и каждения иерарх возложил на свою голову дискос со святыми мощами и возглавил крестный ход вокруг церкви. Гулко зазвонили колокола, из дверей храма выступила процессия с пением «Слава Тебе, Христос Боже» во главе с хором придворной капеллы. Под выносным фонарём с горящей свечой личный камердинер покойного императора Александра II Кондратьев нёс запрестольный крест. Архиерей по мере продвижения торжественной процессии кропил из серебряного сосуда стены храма святой водой. За духовенством шествовал император с императрицей. Заключительный этап освящения престола и храма произошёл внутри в алтаре; окропление стен алтаря на четыре стороны святой водой завершило чин освящения храма Спаса на Крови. После началось служение первой торжественной литургии в храме. Затем митрополит вместе с членами Святейшего Синода направился к сени, под которой находилось сохранённое в неприкосновенности место смертельного ранения Александра II. К ним присоединился император Николай II с родственниками. Митрополит Антоний отслужил литии с провозглашением «Вечной памяти». Возвратившись к алтарю, митрополит закончил литургию. Николай II и всё августейшее семейство причастились, целуя святой крест в руках митрополита, и вышли из освящённой церкви. Под радостные возгласы «Ура» царский кортеж покинул церковную территорию и вернулся у пристани у Мраморного дворца на катер. Император Николай II наградил вице-председателя строительной Комиссии графа Ивана Татищева специальной медалью; благодарностей и наград были удостоены автор проекта памятника архитектор Альфред Парланд и члены Комиссии, а также наиболее отличившиеся специалисты. На память об участии в возведении церкви каждому рабочему были подарены серебряные карманные часы с гербом Российской Империи на крышке . Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей.
27 апреля ( 10 мая ) 1908 года митрополит Антоний освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу , где были собраны иконы, поднесённые в память о кончине Александра II.
При строительстве храма были применены новые технологии строительства, здание храма было полностью электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп. В начале XX века территория вокруг храма Спаса на Крови была реконструирована.
Собор Воскресения Христова был одним из двух, наряду с Исаакиевским собором , храмов Санкт-Петербурга, находившихся на государственном содержании . Собор не был приходским ; он находился в ведении Министерства внутренних дел и не был рассчитан на массовые посещения; вход осуществлялся по пропускам. В соборе совершали отдельные службы, посвящённые памяти Александра II и ежедневно произносили проповеди .
6 ( 19 ) сентября 1907 года резолюцией митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (№ 8039) настоятелем собора был назначен профессор Пётр Лепорский , который был вскоре рукоположён во пресвитера (протоиерей с 14 ( 27 ) октября 1907 года ).
С 1909 года клириком, а затем (с 9 августа 1923 года) настоятелем храма был протоиерей профессор Василий Верюжский , ставший в конце 1927 года одним из активистов иосифлянского движения в Ленинграде.
В 1917 году прекратилось поступление казённых денежных средств на содержание храма, в связи с чем Пётр Лепорский обратился к жителям Петрограда со следующими словами: «Храм Воскресения на Крови лишился средств, необходимых для обеспечения в нём богослужений. Причт храма, сооружённого на общие народные средства, решил обратиться к хозяину храма — народу, с приглашением объединиться вокруг храма и по мере сил своих и усердия разделить заботу о поддержании в нём благолепного богослужения. Желающие записаться в число прихожан храма благоволят обращаться к отцу настоятелю протоиерею П. Лепорскому (Невский, 163) или в храме на свечную выручку, и там получат необходимые бланки для заявлений» .
В конце 1919 года от отдела юстиции Петросовета поступило распоряжение о формировании при храме Воскресения Христова «двадцатки», то есть прихода. В ответ 2 декабря 1919 года протоиерей Петр Лепорский написал заявление, в котором возражал против такого решения городских властей, «так как храм никогда не был приходским», и, кроме того, «состоит в ведении Наркомата имуществ». Однако 13 декабря 1919 года коллегия по регистрации и охране памятников искусства и старины и отдела имуществ дала разрешение передачи храма «двадцатке», что и было совершено 11 января 1920 года .
С июля 1922 года до 5 июля 1923 года храм принадлежал «Петроградской автокефалии» под управлением епископа Петергофского Николая (Ярушевича) , после чего до 9 августа того же года был обновленческим .
С августа 1923 года, после перехода Казанского и Исаакиевского соборов в ведение обновленцев , храм стал кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии .
С конца 1927 года и до закрытия храм был центром иосифлянства в Ленинграде — правого течения в Русской церкви, возникшего как оппозиция заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию после издания им « Декларации » о безоговорочной лояльности «нашему Правительству» (коммунистическому режиму).
30 октября 1930 года президиум ВЦИК постановил закрыть храм.
В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о «целесообразности» разборки храма Спаса на Крови, но решение данного вопроса было перенесено на неопределенный срок. В 1938 году вопрос был поставлен снова и был положительно решён, но с началом Великой Отечественной войны перед руководством города встали совсем другие задачи. В годы блокады в соборе размещали морг, сюда свозили погибших ленинградцев. После войны храм арендовал Малый оперный театр и устроил в нём склад декораций.
В 1961 году в центральном куполе храма был обнаружен немецкий фугасный снаряд. Вероятно, он на излёте пробил свод купола и застрял в перекрытии свода. Никем не замеченный, фугас пролежал в стропилах 18 лет и был случайно обнаружен верхолазами научно-производственных реставрационных мастерских. При осмотре оказалось, что это 240-миллиметровый фугасный снаряд массой около 150 кг. Работы по его обезвреживанию начались под руководством бывшего пиротехника В. И. Демидова утром 28 октября 1961 года, их проводили шесть человек: верхолазы Евгений Касьянов, Вячеслав Коробков, Владимир Майоров, Александр Мацкевич, Владимир Смирнов и бывший сапёр Валентин Николаев. Это была уникальная операция, потребовавшая от своих участников не только мастерства, но и незаурядного самообладания и мужества. При помощи лебёдки снаряд был извлечён, вывезен из города и уничтожен в районе Пулковских высот .
В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении, а 20 июля 1970 года было принято решение об организации филиала музея « Исаакиевский собор » в здании бывшего храма Спаса на Крови. Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 года. Большую роль в этом событии сыграл директор музея «Исаакиевский собор» Георгий Бутиков . К этому времени собор находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.
В 1970-х были выполнены инженерные и общестроительные работы, проведена большая работа по подготовке к реставрации внутреннего убранства. Непосредственно реставрация самого храма началась в начале 80-х годов, первый этап которой закончился в 1997 году.
19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас на Крови» открылся для посетителей.
23 мая 2004 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым) в соборе была отслужена первая после более чем 70-летнего перерыва литургия .
21 января 2014 года зарегистрирован приход собора Воскресения Христова (Спас на Крови) .
Всего храм Спаса на Крови имеет 9 луковичных глав. В основе композиции компактный четверик , который увенчан пятиглавием.
Центральный купол возвышается на восьмигранном шатре и достигает высоты 81 метра. В основании шатра на его стене имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников . Вверху шатёр сужается, в нём прорезаны восемь выступов с окошками. Шатёр завершает фонарь , увенчанный луковичной главкой с крестом. Центральный луковичный купол покрыт эмалью в виде трех закрученных полос: белой, зелёной и синей.
Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола , образуя при этом симметричную форму композиции: северо-западный, северо-восточный, юго-западный и юго-восточный. Все четыре купола покрыты цветной эмалью. Северо-западный купол содержит чередующиеся вертикальные синие и зеленые линии. Северо-восточный купол украшен синими и золотыми равносторонними крестами. Юго-западный купол состоит из квадратов синего, зелёного и белого цвета, которые образуют косые линии. Юго-восточный купол украшен помимо белых, синих и зеленых квадратов золотыми ромбами. Эти купола располагаются на невысоких барабанах, имеющих размер, меньший, чем у самих куполов.
В западной части собора, выходя на канал Грибоедова, находится колокольня, завершённая большим золоченным луковичным куполом, что делает её похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле . У звонницы имеется восемь арочных проёмов, разделённых колоннами.
Остальные три золоченных купола, меньшие по размерам, располагаются над апсидами в восточной части храма.
Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции русского стиля . Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма , ориентированного на образцы Московского и Ярославского зодчества XVI—XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Покрова на Рву .
С внешней стороны на храме сделаны надписи, где подчёркнуты достижения России в период правления Александра II. На западном фасаде под главным куполом, выложены мозаики с гербами губерний, областей и городов Российской Империи.
В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.
Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики , площадь которой составляет 7065 квадратных метров. Мозаика создавалась в мастерской Владимира Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как Виктор Васнецов , Фирс Журавлёв , Михаил Нестеров , Андрей Рябушкин , Василий Беляев , Николай Харламов . Мозаичная экспозиция храма Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе .
В песне Булата Окуджавы « Прощание с новогодней ёлкой » (1966) есть слова: «Ель моя, ель, словно Спас на Крови, // Твой силуэт отдалённый // Будто бы след удивлённой любви, // Вспыхнувшей, неутолённой».
В песне «Налетела грусть» Александра Розенбаума , вышедшей на пластинке в 1986 году, упоминается Спас на Крови и желание скорее увидеть его обновлённым: «Хочу придать домам знакомый с детства вид. // Мечтаю снять леса со Спаса на Крови» (в другом варианте — «Я двадцать лет мечтаю снять леса со Спаса на Крови»).
В песне «В городе трёх революций» группы « Чайф » из альбома « Не беда » (1990): «В городе трёх революций снова на месте „Аврора“. // Её починили наверно в надежде на русский авось. // Со Спаса снимают леса и красят заборы. // Спьяну блюёт уважаемый северный гость.» .
В треке «Вторник» российского хип-хоп исполнителя SALUKI с альбома «На человека» есть такие строчки: «Где мой Спас на крови? // Не собираю кропали // Никого я не любил, но я много кем любим // Забираю все долги, эй.»