Таким образом, на территории современных г.
Санкт-Петербурга
и Ленинградской области до революции 1917 года насчитывалось 64
прихода
и 9 частично (не считая капельных приходов), в 3-х из которых
храмы
располагались на территории совр. Ленинградской области и 6 — на территории современной
Финляндии
(Nuijamaa, Rautjärvi, Virolahti, Ylämaa, Lappeenranta, Ruokolahti). В совокупности это 67 храмов на территории совр. Ленинградской области и 6 на территории современной
Финляндии
. Из них на присоединённой от
Финляндии
в ходе
Советско-финляндской войны
территории полностью находилось 28
приходов
(4 из них — в
акватории
Финского залива
) и 9 — частично.
Сегодня финно-угорское население области составляет в совокупности около 0,5 %. Большинство из них лютеране, хотя достаточно и православных. В свою очередь, приходы
Церкви Ингрии
посещают также не только представители финно-угорских народов, но и русские и представители других национальностей, населяющих область. Количество католиков в советский период также сильно снизилось, католические приходы сегодня также являются полиэтничными.
— располагается в пос.
Дружноселье
. Внешне здание похоже на снесённый костёл в
Кронштадте
. Здание сохранно, не используется.
Костёл Гиацинта (Выборг)
— построен в
XVI веке
, первоначально в нём размещалась школа
Францисканского монастыря
. В середине XVII века здание было перестроено под Рыцарский дом. С 1799 года здесь разместилась часовня св. Гиацинта, в 1856 году получившая статус приходской церкви. Окончательно костёл перестал действовать в 1944 году. В 1972 году здание, пострадавшее во время войны, было восстановлено как Рыцарский дом и передано под детскую художественную школу.
Кирха в Молосковицах
— Каменная кирха на 400 мест была построена в
1632 году
, самая старая в Западной
Ингерманландии
. Здание было построено из белого
известняка
, поэтому в народе она называлась «Белая кирха» (
фин.
Valkeakirkko
). В
1902 году
на средства и по чертежам пробста К. Паландера в храме был выполнен капитальный ремонт. В ходе ремонта были установлены печи, но общая высота крыши, включая готическое завершение, была понижена, вследствие чего кирха утратила свой привычный вид. На сегодняшний день руинирована, восстановление не планируется
.
— расположена в г.
Светогорск
. Храм в г. Энсо начали строить в
1939 году
. Возможно храм не успели достроить из-за начавшейся войны, но другие источники это не подтверждают. Практически полностью сохранилась колокольня, в настоящее время на ней установлена антенна
.
(
фин.
— Новая церковь) — расположена в пос.
Поляны
. Первую христианскую церковь в этой местности в 1445 году основали ещё шведские католики. Последняя церковь, возведенная по классической крестообразной в плане схеме по проекту зодчего Матти Салонена, предстала перед паствой в 1800 году. 21 июля 1807 года храм был освящен в честь святого Йоханнеса. К сегодняшнему дню сохранилась только каменная часть колокольни
Кирха в пос.
Озёрское (фин. Вуоксенранта)
. Храм возвели в 1934—1935 годах по проекту архитектора Вяйнё Кейнянена в стиле конструктивизм. Здание сохранилось
.
(
фин.
)- расположена в пос.
Ромашки (Вуоксела)
. Кирха Вуоксела построена на мысу Ламмасниеми (Овечий) в 1928-29 годах по проекту архитектора Илмари Лауниса
.
После манифеста
Екатерины Второй
1763 года
о колонистах в окрестностях столицы начали селиться выходцы из
, которые занимались молочным хозяйством и огородничеством. Одна из колоний расположилась неподалёку от столицы на правом берегу Невы и была названа
Новой Саратовкой
. В начале XX века в ней было около тысячи жителей. По прибытии в
1766 году
на место они построили деревянный храм, деньги на возведение которого дала Екатерина Вторая. Церкви было дано имя святой. Новое каменное здание было заложено 24 сентября
1833
по образу и подобию немецких церквей. Оно было освящено 8 декабря
1835
.
Кирха была закрыта 21 сентября
1935
и перестроена под школу. Башня со шпилем была снесена, здание разбито на два этажа и расширено в размерах. В позднесоветское и перестроечное время оно пришло в негодность. В 1994 году здание выкуплено с целью организации Теологической семинарии Евангелическо-Лютеранской Церкви. Сегодня это главное здание Семинарии, в нём находятся аудитории, капелла, столовая, библиотека с читальным залом, и общежитие.
В 2004 году было освящено второе, новое здание, в котором находятся административные помещения и квартиры для преподавателей.
Несохранившиеся храмы на территории Ленинградской области
Католические
На территории гатчинского прихода:
Абрамова пустошь
(несуществующий в данное время нас. пункт вблизи урочища Абрамово Гатчинского района). Часовня построена в 1911, закрыта в 1930-х годах.
Дивенская (совр.
ст. Дивенская
). Часовня упоминается в 1920-х годов.
Сиверская (совр.
ст. Сиверская
), бывш. Береговой пр., 28/30, совр. адрес: ул. Саши Никифорова, 14—16. Часовня св. Петра. Богослужения при станции с 1910 года. Отдельного здания для часовни построено не было, богослужения совершались в доме Б. Огризко (дом сохранился) и прекратились в июле 1932 года.
Тайцы (совр.
пос. Тайцы
). Домовая часовня 1916—1918 (?) годов.
В
Луге
также существовала часовня имения Владиславовка (угол Ярославской ул. и Рижского пер., 1). Деревянная часовня отделения санкт-петербургского приюта
о. Антония Малецкого
открыта в конце мая 1906 года, закрыта в 1918 (1924?) году.
Кроме приходской церкви св. Гиацинта, в
Выборге
в разное время действовали также:
Собор Пресвятой Богородицы и святых Ангелов
(ул. Южный вал, бывш. ул. Луостаринкату). Деревянная церковь доминиканского монастыря, основанного в 1392 году (впервые упоминается в 1403 году), сгорела в 1477 году, новая каменная церковь воздвигнута в 1481—1494 годах, пустовала после
Реформации
, впоследствии стала церковью финского лютеранского прихода, сохранилась в руинах.
Выборгский собор францисканского монастыря
впервые упоминается в 1403 году (возможно, была основана ранее; существует версия, согласно которой «старый монастырь», то есть обитель францисканцев, возник в Выборге прежде доминиканской общины), построена в камне, вероятно, в 1440-х годов, пустовала после
Реформации
, не сохранилась.
Часовня св. Марии Магдалины при городском
лепрозории
. Устроена в 1475 году, закрыта в период Реформации, не сохранилась.
Часовня детского приюта прихода св. Гиацинта (бывш. район Нейтсютниеми, ул. Нейтсюткату, совр. Петровский посёлок в черте г. Выборга, Петровская ул. (?)). Приют был открыт в деревянном одноэтажном доме в 1927 году, в котором в том же году была устроена также часовня. Воспитанники и сотрудники эвакуированы вглубь Финляндии в 1939 году ввиду начала военных действий между СССР и Финляндией. Здание приюта, вероятно, не сохранилось.
Часовня Пресвятой Богородицы в открытых
св. Урсулой Ледуховской
в 1908 году школе и приюте в дер. Сордвала (Сортавала
Уусикирккского прихода
, в наст. время—несохранившееся поселение между
пос. Озерки
и
Зелёная роща
Выборгского района). Не принадлежала ни к одному из приходов. В 1926 году здание, к тому времени пустовавшее, было продано.
Церковь
св. Иоанна Непомуцкого
в Ямбурге (совр. г.
Кингисепп
, бывш. ул. Бол. Петербургская, совр. К. Маркса, 5), открыта в 1816 году в почтовом доме, действовала до 1 сентября 1939 года. Здание сохранилось.
К приходу принадлежала также кладбищенская часовня колонии Луцк (Ней-Луцк, совр.
дер. Малый Луцк
Кингисеппского района). Деревянная часовня построена в 1894 году, не сохранилась.
На территории области действовали также часовни, принадлежавшие другим приходам.
Кронштадтскому:
форт Ино
(Николаевский), совр. пос. Приветнинское Выборгского района, часовня св. Викентия Поля. Действовала с 1911 года (в случайных помещениях). Постоянная часовня открыта в 1915 году в пустовавшей походной православной церкви, помещавшейся в бывшей солдатской столовой форта (освящена 28 октября 1915 года), закрыта в 1917 году, не сохранилась.
форт Красная Горка
(Алексеевский), совр.
пос. Красная Горка
Ломоносовского района, 12-я батарея, рядом с домом коменданта форта, где уже в 1911 году регулярно совершались богослужения; постоянная часовня устроена в 1916 году, закрыта в 1917 году, не сохранилась.
Санкт-Петербургскому приходу св. Екатерины:
Филиальная церковь Воздвижения Святого Креста в г.
Шлиссельбурге
на бывш. ул. Бишлотской, 25—26, совр. ул. 1-го Мая. Была построена в 1909—1910 годах, освящена 14 сентября 1910 года. Закрыта, вероятно, в 1931 году, взорвана в 1978 году.
Часовня при ст. Званка (
Волховстрой
). Была открыта во временно арендованном помещении в 1916—1917 годах, закрыта, вероятно, в 1918 году. Не сохранилась.
Царскосельскому:
Домовая часовня св. Иосифа, ст.
Вырица-Посёлок
, бывш. Урбанский пр., вблизи платформы № 2. Была открыта во временном помещении в 1915, перенесена в особый дом в 1916, возможно, с 1919 года имела статус филиальной. Закрыта в 1932 году, не сохранилась.
Колпинскому:
Часовня у
ст. Поповка
, совр.
пос. Красный Бор
Тосненского района, бывш. 4-я ул., угол совр. Стахановской и Ижорской улиц (на берегу Марковского озера). Открыта в 1909 году (освящена 22 июля 1909 года), закрыта в 1929 году, не сохранилась.
Домовая церковь на
ст. Саблино
, совр. пос.
Ульяновка
Тосненского района, бывш. Графский, совр. Советский пр., дом И. Курчевского. Открыта в 1910 году, закрыта в 1922 году, не сохранилась.
Новгородскому:
Часовня в пос.
Любань
Тосненского района, бывш. Земское шоссе, совр. Загородное шоссе, дом М. М. Меницкого. Первая часовня, открытая в 1910 году, развалилась в 1919 году, взамен была устроена новая, закрытая в 1922 году и, вероятно, не сохранившаяся.
Временная чаосвня для беженцев в г.
Тихвин
действовала в 1916—1918 годах.
Часовня в г.
Тосно
, бывш. район Балашовка, совр. Октябрьский пр. Устроена в 1916 году, закрыта в 1922 году; вероятно, не сохранилась.
В разное время, в основном в XIX—XX веках, богослужения совершались также в бараке при
ст. Калище
, на стекольном заводе в пос. Иоханнес (совр.
г. Советский
Выборгского района), и, возможно, в г.
Ораниенбаум
. Однако, отдельных храмовых зданий в этих населённых пунктах, по всей видимости, всё же никогда не было
.
(
фин.
). В 1925 — 26 годах на месте прежней кирхи Рауту, сгоревшей во время гражданской войны в 1918 году, по проекту архитектора Бертилла Мохелла, возведён третий храм. В начале зимней войны храм взорвали. Ещё долгое время кирпич с устоявших стен разбирали на разные нужды. Фундамент использован при строительстве нового дома культуры. Справа в еловом лесу находилась старейшая часть кладбища. Теперь на этом месте построен особняк хозяина магазина на площади
.
— расположена в поc.
Первомайское
. В 1812 году была возведена шестая по счету деревянная кирха, которую 1 декабря 1939 года, при отступлении подожгли финские войска. Таков был приказ военного командования
.
— расположена в пос.
Лесогорский
(фин. Яяски). Построена в 1844 году, архитектор А. Гранстед
.
(
фин.
). 18 декабря 1939 г. здание взорвал вместе с собой сапёр — разведчик по фамилии Никитин. Однако три угла кирхи уцелели и были разобраны уже в советское время
.
располагалась в пос.
Ихантала (Петровка)
. Приход Ихантала образован в 1926 г. из селений северной части Выборгского сельского прихода. Деятельность прихода началась 1.1.1927 г. Численность прихода в 1939 г. была 3 081 человек
.
(
фин.
)- располагалась в пос.
Кондратьево (Сяккиярви)
. Первая часовня была построена в 1541 г., перестроена в приходскую церковь в 1571 г. Решение построить четвёртую кирху было принято в
1829 году
по проекту
архитектора
Карла Людвига Энгеля
26 февраля 1940 г. в ходе советских бомбардировок церковь сгорела. Остались одни стены и колонны. Большая часть церковной утвари была эвакуирована и сейчас используется в церквях общин
Котки
и
Суомуссалми
. Во время «Войны продолжения» 1941—1944 гг. была выстроена временная деревянная церковь, которую уничтожили уже после войны. В 1977 г. стоящий остов церкви и кладбище были разрушены
.
(
фин.
) — располагалась в пос.
Куолемаярви (Пионерское)
. Новая каменная кирха в Куолемаярви, заменившая старую деревянную, была построена по проекту
Йозефа Стенбека
, постройка завершена в 1902 г. Об архитектурных особенностях проекта можно прочитать в переводе статьи
Сикстен Рингбом
«Йозеф Стенбек и национальный романтизм в камне», глава 3
.
.
— располагалась в пос.
Свободное (Кирву)
. Третья кирха Кирву построена из дерева в 1816 году по проекту архитектора Матти Салонен. Обе войны не затронули храма, пропало лишь всё внутреннее убранство — было уничтожено в советский период 1940-41 годов, там было зернохранилище. Говорят, что сгорела она лишь в 1978 году
.
располагалась в пос.
Запорожское (Метсяпиртти)
. Новую, крестообразную в плане, кирху возвели на прежнем месте, где до этого существовало два капелланских храма Метсяпиртти. Годы постройки 1791-92. В 1841 году проведён капитальный ремонт кирхи. Новую колокольню поставили в 1876 году. Старый храм основательно перестроили в 1914 году по проекту архитектора
Я. Аренберга
и П. Бъёрка. При этом увеличили высоту стен кирхи на 1 метр. Также пристроили центральную, утерянную ранее, башенку над крестообразной крышей
.
— располагалась на о.
Сескар
. Последняя белая церковь Сейскари была построена под руководством ингерманландского крестьянина Яякко Колесава в 1878 г. Церковь отремонтировали в 1906 г. по чертежам архитектора
Хъярда Сегерштадта
и тогда же построили ризницу и колокольню. В церкви не было ни обогревательных приборов, ни органа
.
— располагалась на о.
Большой Тютерс (фин. Тютярсаари)
. Кирха была цела ещё в 2005-06 гг. А потом сгорела, то ли от молнии, то ли от людей. Использовали её, как говорят местные жители с Гогланда, под сарай, в нём держали сено
.
— располагалась на о.
Гогланд
(фин. Суурсаари). Первая кирха на о. Суурсаари была построена в 1768 году. В 1892 г. к ней была пристроена новая трёхэтажная колокольня. В 1897 г. крыша кирхи была покрыта жестью. Разрушена
.
Другие протестантские
Церковь методистов в пос.
Озёрское (фин. Вуоксенранта)
(в деревне Нойнмяки (Noinmäki)). На землях прихода также находилась деревянная кирха методистов. В точности неизвестно даже место её расположения
.
Церковь Вефиль
—
методистская
церковь в
Выборге
. Церковь находилась в д. 8 на улице Torkkelinkatu (совр.
пр. Ленина
). Здание с внешней стороны не имело характерных черт церкви, но в нём был большой молельный зал. У методистов был финский
приход
и объединённый шведско-русский приход. Церковное здание было разрушено во время
Советско-финляндской войны
в 1940 году.
Новые храмы и учебные заведения в лютеранских приходах
Недалеко от места, где располагалась
кирха св. Георгия
в
Колтушах
сегодня располагается новое здание церкви и
Теологический институт Церкви Ингрии
. В начале
1990-х
годов в смежной деревне
Колбино
(ул. Церковная, д. 25) началось строительство нового каменного храма. Новую кирху освятили в октябре
1992 года
, также в честь Святого Георгия. Она стала первой финской лютеранской церковью, построенной после революции на территории
Ингерманландии
. На её территории открылся Теологический институт
Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии
им. С. Я. Лауриккалы. В настоящее время она является новым центром Колтушского прихода ЕЛЦИ, входящего в Санкт-Петербургское пробство
.
В
1996 году
в Юкках была построена и передана финской общине новая деревянная церковь. В настоящее время она приписана к Санкт-Петербургскому пробству Церкви Ингрии
.
Новое здание прихода Ямбургский
В
1996 году
был зарегистрирован возрождённый лютеранский приход Церкви Ингрии «Ямбургский». В настоящее время приход входит в Западно-Ингерманландское пробство
.
Лемболовский лютеранский приход был основан в
1611 году
, первоначально назывался Куйваси (Kuivasi) и являлся регальным (королевским).
Лемболовская община стала первой евангелическо-лютеранской общиной, а приход — первым постоянным приходом в
Ингерманландии
. От этой даты отсчитывает свою историю Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии
.
В
2001 году
в посёлке
Стеклянный
была торжественно освящена небольшая кирха
Лемболовского прихода
. Лемболовский приход сейчас является капельным приходом Токсовского прихода
.
16 июля
2011 года
у памятного креста проходили основные мероприятия посвящённые 400-летию
Церкви Ингрии
в России
.
Новый храм в Белоострове
В
1995 году
в посёлке Белоостров, по адресу ул. Центральная, д. 10, при помощи верующих из Финляндии была построена новая небольшая деревянная кирха, приписанная к лютеранскому приходу Преображения Господня (
Зеленогорск
), Санкт-Петербургского пробства, в которой проводил богослужения ныне покойный финский миссионер пастор Кюости Малми из
Лаппеэнранты
. Богослужения проходят на финском языке с синхронным переводом на русский
.
Приходу Кирхгоф восстановить старое здание не удалось. Возможно, со временем это станет возможным. В конце
1980-х
годов началось возрождение
Церкви Ингрии
. В
1990 году
на горе Кирхгоф прошло второе в постсоветской истории празднование
Юханнуса
, в празднике приняло участие около восьми тысяч человек. Затем праздник проводился здесь ежегодно с
1992
по
1998 год
.
26 августа
1993 года
в посёлке
Можайский
официально был зарегистрирован новый евангелическо-лютеранский приход «Дудергофский». Тогда же община начала добиваться разрешения восстановить храм на горе Кирхгоф, но сделать ей этого не удалось. В 1998 году на фундаменте кирхи святой Троицы был сооружён
Горнолыжный подъёмник
. Сейчас рядом с ним находятся остатки старого финского кладбища и фундамент пастората. В
2000 году
для проведения богослужений лютеранская община приобрела дом по адресу: Санкт-Петербург, Красносельский район, пос. Можайский, ул. Малая Горская, д. 33. Приход входит в Санкт-Петербургское пробство
.
Новый храм прихода Хиетамяки располагается по адресу: Ломоносовский р-н, п. о. Аннино, дер. Иннолово, ул. Октябрьская, д. 69.
Высшее духовное учебное заведение для подготовки пасторов и приходского актива
Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии
. Первая образовательная программа была реализована
Церковью Ингрии
на базе
прихода города Пушкин
(который изначально был немецким) в 1989 году. Позже обучение стало проходить в
Санкт-Петербурге
на базе
прихода Святой Марии
, затем —
новой церкви Святого Георгия
в
Колтушах
. В 1994 году организация «Финская церковная помощь» подарила комплекс зданий для организации Учебного центра (нынешнего Теологического Института), который и был освящен 27 августа 1995 года как Учебно-диаконический центр им. С. Я. Лауриккалы. 5 декабря
2015 года
институт отметил свое 20-летие
.
Главное заведение для подготовки пасторов, проповедников и церковных сотрудников Евангелическо-лютеранской церкви в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии.
Основное здание семинарии (аудитории, капелла, столовая, библиотека с читальным залом, общежитие) находится в старой лютеранской церкви деревни Новосаратовки, построенной в 1833 году. В советское время, ещё до Второй мировой войны, это здание было превращено в школу. Башня была снесена, здание разбито на два этажа и расширено в размерах. В позднесоветское и перестроечное время оно пришло в негодность. В 1994 году церковь выкупила здание с целью использования для теологической семинарии, но первый набор студентов-очников смогла набрать лишь в 1997 году. В 2004 году было освящено второе, новое здание, в котором находятся административные помещения и квартиры для преподавателей.
Е. Л. Александрова, М. М. Браудзе, В. А. Высоцкая, Е. А. Петрова
«История финской Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингерманландии», СПб, 2012, стр. 261—265,
ISBN 978-5-904790-08-0
(неопр.)
. Дата обращения: 24 февраля 2015.
23 октября 2014 года.
Georg Luther
, Herdaminne för Ingermanland II, De finska och svenska församlingarna och deras prästerskap 1704—1940.
ISBN 951-583-052-4
, Svenska litteratursällskapet i Finland, Helsingfors 2000
(неопр.)
. Дата обращения: 24 февраля 2015.
20 февраля 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 24 февраля 2015.
20 февраля 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 24 февраля 2015.
20 февраля 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 24 февраля 2015.
20 февраля 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 24 февраля 2015.
20 февраля 2015 года.
Козлов-Струтинский С. Г.
Католическая Церковь в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Краткие исторические очерки.. — Гатчина: Религиозная организация Римско-католической Церкви Приход Божьей Матери Кармельской в г. Гатчине Ленинградской области, 2009. — 35 с.
(неопр.)
. Дата обращения: 24 февраля 2015.
20 февраля 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 24 февраля 2015.
20 февраля 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 24 февраля 2015.
20 февраля 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 24 февраля 2015.
20 февраля 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 24 февраля 2015.
20 февраля 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 24 февраля 2015.
20 февраля 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 24 февраля 2015.
20 февраля 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 24 февраля 2015.
20 февраля 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 24 февраля 2015.
20 февраля 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 24 февраля 2015.
20 февраля 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 24 февраля 2015.
20 февраля 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 24 февраля 2015.
20 февраля 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 24 февраля 2015.
20 февраля 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 24 февраля 2015.
20 февраля 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 24 февраля 2015.
20 февраля 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 24 февраля 2015.
20 февраля 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 26 мая 2017.
12 июня 2017 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 26 мая 2017.
12 июня 2017 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 26 мая 2017.
8 сентября 2016 года.
Конькова О. И., Кокко В. А
, Ингерманландские финны, стр. 5, СПб.: МАЭ РАН, 2009,, — 164 с.; илл.
ISBN 978-5-88431-143-5
2 декабря 2010 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 26 мая 2017.
14 октября 2011 года.
, с. 73, 153.
(неопр.)
. Дата обращения: 26 мая 2017.
18 мая 2017 года.
(неопр.)
Дата обращения: 7 марта 2022.
28 января 2020 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 14 июня 2017.
4 мая 2017 года.
Литература
Е. Л. Александрова, М. М. Браудзе, В. А. Высоцкая, Е. А. Петрова «История финской Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингерманландии», СПб, 2012, стр. 73, 153,
ISBN 978-5-904790-08-0
Козлов-Струтинский С. Г.
Католическая Церковь в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Краткие исторические очерки.. — Гатчина: Религиозная организация Римско-католической Церкви Приход Божьей Матери Кармельской в г. Гатчине Ленинградской области, 2009. — 35 с.