К переименованию
- 1 year ago
- 0
- 0
Фёдор Ива́нович Шаля́пин ( 1 [13] февраля 1873 , Казань — 12 апреля 1938 , Париж ) — русский оперный и камерный певец (высокий бас ), который в разное время был солистом Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера .
Первый народный артист Республики (1918—1927, звание возвращено в 1991 ), в 1918—1921 годах — художественный руководитель Мариинского театра . Получил репутацию артиста, который соединил в своём творчестве «прирождённую музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актёрское мастерство» . Оказал большое влияние на мировое оперное искусство [ источник не указан 297 дней ] . Занимался в разное время живописью , графикой , скульптурой и снимался в кино . Писатель- мемуарист .
Сын крестьянина Ивана Яковлевича Шаляпина (1838—1901 ), приписанного к деревне Сы́рцевы Вожгальской волости Вятского уезда Вятской губернии . Мать Шаляпина Евдокия Михайловна (в девичестве Прозорова, 1845—1891 ) была крестьянкой из деревни Дудинской Кумёнской волости Вятской губернии . Иван Яковлевич и Евдокия Михайловна повенчались 27 января 1863 года в Преображенской церкви села Вожгалы . В поисках заработка Шаляпины часто переезжали и с 1872 года жили в Казани, в селе Ометьево , в Суконной слободе и в Татарской слободе. Иван Яковлевич служил писцом в Казанской уездной земской управе. В Казани во флигеле дома купца Лисицына 1 февраля 1873 и родился будущий певец. В детстве Фёдор был певчим в церковном хоре. Мальчиком его отдали на обучение сапожному делу к Н. А. Тонкову, затем В. А. Андрееву. Получил начальное образование в частной школе Ведерниковой, затем учился в Четвёртом приходском училище в Казани, позже — в Шестом городском начальном двухклассном училище. С 1876 по 77-й [ нет в источнике ] семья Шаляпиных жила в деревне Кощаково Казанского уезда. В мае 1885 года Шаляпин окончил училище, получив высший балл. В том же году отец устроил Фёдора учеником в открывшееся ремесленное училище в Арске . «Мне думалось, — вспоминал Шаляпин, — что я еду в какую-то прекрасную страну, и тихо радовался, что уезжаю из Суконной слободы , где жизнь становилась всё тяжелее для меня» .
Началом своей артистической карьеры сам Шаляпин считал 1889 год, когда он поступил в драматическую труппу на должность статиста. 29 марта 1890 года состоялось первое выступление Шаляпина — он исполнил партию Зарецкого в опере Петра Чайковского « Евгений Онегин » в постановке Казанского общества любителей сценического искусства. Весь май и начало июня 1890 года Шаляпин был хористом опереточной антрепризы Серебрякова.
19 сентября 1890 года переехал из Казани в Уфу и начал работать в хоре опереточной труппы под руководством Семёна Семёнова-Самарского . Получил сольную партию Стольника в опере Станислава Монюшко « », заменив заболевшего артиста. Этот дебют выдвинул 17-летнего Шаляпина, которому изредка стали поручать небольшие оперные партии, например, Феррандо в « Трубадуре ». Однажды Шаляпин упал на сцене, сев мимо стула, — с тех пор он всю жизнь зорко следил за креслами на сцене, опасаясь вновь промахнуться.
В следующем году выступил в партии Неизвестного в « Аскольдовой могиле » Алексея Верстовского . Ему было предложено место в Уфимском земстве, однако начинающий певец примкнул к приехавшей в Уфу украинской труппе Георгия Деркача . Странствования с ней привели его в Тифлис , где ему впервые удалось серьёзно заняться своим голосом благодаря певцу Дмитрию Усатову . Усатов не только одобрил голос Шаляпина, но, ввиду отсутствия у последнего материальных средств, стал бесплатно давать ему уроки пения и вообще принял в его жизни большое участие. Он же устроил Шаляпина в тифлисскую оперу и . Шаляпин прожил в Тифлисе год, исполняя в опере первые басовые партии.
В 1893 году перебрался в Москву, а в 1894 году — в Санкт-Петербург, где пел в « » в оперной труппе Михаила Лентовского . Зимой 1894—1895 годов выступал в оперном товариществе в Панаевском театре , в труппе Ивана Зазулина . Прекрасный голос начинающего артиста и, в особенности, выразительная музыкальная декламация вместе с правдивой игрой обратили на него внимание критики и публики. В 1895 году Шаляпин был принят дирекцией Императорских театров в состав Санкт-Петербургской оперной труппы. На сцене Мариинского театра с успехом пел партии Мефистофеля (« Фауст » Шарля Гуно ) и Руслана (« Руслан и Людмила » Михаила Глинки ). Разнообразное дарование Шаляпина выразилось и в комической опере Доменико Чимарозы « », но не получило должной оценки. В сезон 1895—1896 годов он «появлялся довольно редко и притом в мало подходящих для него партиях».
Меценат Савва Мамонтов , державший в то время оперный театр в Москве, заметив в Шаляпине выдающееся дарование, уговорил его перейти в свою труппу. Шаляпин пел в мамонтовской « Частной русской опере » в 1896—1899 годах, и за эти четыре сезона приобрёл широкую известность. Здесь он развился в художественном смысле и развернул свой сценический талант, исполнив ряд сольных партий. Благодаря тонкому пониманию русской музыки вообще и новейшей в частности, он индивидуально и глубоко правдиво создал ряд значительных образов в таких произведениях русских композиторов, как « Псковитянка » ( Иван Грозный ), « Садко » ( Варяжский гость ) и « Моцарт и Сальери » ( Сальери ) Н. А. Римского-Корсакова ; « Русалка » ( Мельник ) А. С. Даргомыжского ; « Жизнь за царя » ( Иван Сусанин ) М. И. Глинки; « Борис Годунов » ( Борис Годунов ) и « Хованщина » ( Досифей ) М. П. Мусоргского . В то же время он работал и над ролями в иностранных операх; так, роль Мефистофеля в опере Ш. Гуно « Фауст » получила в его передаче яркое, сильное и своеобразное освещение.
Мамонтов, давая Шаляпину карт-бланш, помог раскрыться таланту певца. Сам Шаляпин позднее вспоминал :
С. И. Мамонтов сказал мне:
— Феденька, вы можете делать в этом театре всё, что хотите! Если вам нужны костюмы, скажите, и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу, поставим оперу!
Всё это одело душу мою в одежды праздничные, и впервые в жизни я почувствовал себя свободным, сильным, способным побеждать все препятствия.
В автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин характеризует эти годы творческой жизни как важнейшие: «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента».
В 1899 году Шаляпин вновь поступил на службу в Императорские театры — на этот раз он пел в Москве, в Большом театре , где пользовался громадным успехом. Гастрольные выступления Шаляпина на императорской Мариинской сцене составляли своего рода события в петербургском музыкальном мире.
В 1901 году Шаляпин дал 10 представлений в миланском театре « Ла Скала »: его выступление в заглавной партии в опере А. Бойто « » было высоко оценено.
В революцию 1905 года жертвовал сборы от своих выступлений рабочим. Его выступления с народными песнями (« Дубинушка » и др.) порой превращались в политические демонстрации. В 1907—1908 годах гастролировал в США и Аргентине .
С 1914 года выступал в частных оперных антрепризах С. И. Зимина в Москве и в Петрограде.
В 1915 году состоялся дебют Шаляпина в кино : он исполнил роль Ивана Грозного в исторической кинодраме « Царь Иван Васильевич Грозный » (по драме Льва Мея «Псковитянка»).
В 1917 году при постановке на сцене Большого театра оперы Дж. Верди « Дон Карлос » Шаляпин выступал не только как певец, исполняя партию Филиппа, но и как режиссёр. Его следующим режиссёрским опытом стала постановка оперы А. С. Даргомыжского « Русалка ». На главную партию он выбирает молодую певицу К. Г. Держинскую .
Во время Первой мировой войны певец открыл на собственные средства два лазарета для раненых солдат, не оповещая общественность о своей благотворительности. Юрист М. Ф. Волькенштейн (он много лет вёл финансовые дела Шаляпина), вспоминал: «Если б только знали, сколько через мои руки прошло денег Шаляпина для помощи тем, кто в этом нуждался!» . В то же время, согласно воспоминаниям художника Константина Коровина , Шаляпин под предлогом благотворительности устраивал настоящие пиры, на которые тратились суммы, столь необходимые нуждающимся. [ источник не указан 51 день ]
С 1918 года Шаляпин — художественный руководитель бывшего Мариинского театра .
В октябре 1918 года, желая подчеркнуть особую роль в обществе Шаляпина, нарком просвещения РСФСР А. В. Луначарский в антракте после первого акта оперы « Севильского цирюльника » на сцене Мариинского театра публично поздравил Федора Ивановича с присвоением звания «народного артиста». Спустя месяц, 13 ноября 1918 года, вышло постановление Совета Народных Комиссаров Союза коммун Северной области с формулировкой — «в ознаменование заслуг перед русским искусством — высокодаровитому выходцу из народа, артисту Государственной оперы в Петрограде Федору Ивановичу Шаляпину — даровать звание Народного артиста». Через три дня общее собрание артистов-солистов театра даровало Шаляпину звание заслуженного артиста государственных театров .
С июля 1922 года Шаляпин — на гастролях за границей, в частности в США, где его американским импресарио был Соломон Юрок . Певец уехал вместе со своей второй женой — Марией Валентиновной. Его долгое отсутствие вызывало подозрения и отрицательное отношение в Советской России ; так, в 1926 году В. В. Маяковский в «Письме к Горькому» писал :
Или жить вам, как живёт Шаляпин,
раздушёнными аплодисментами оляпан?
Вернись теперь такой артист
назад на русские рублики —
я первый крикну: — Обратно катись,
народный артист Республики!
В 1927 году сборы от одного из своих концертов Шаляпин пожертвовал детям эмигрантов, что было представлено 31 мая 1927 года в журнале « РАБИС » (печатном органе ЦК Всероссийского профсоюза работников искусств) неким С. Симоном как поддержка белогвардейцев. В последующих номерах регулярно появлялись подобные осуждающие заметки, и уже вскоре, 21 июня 1927 года, там же было опубликовано постановление ЦЕКРАБИСа с предложением лишить Федора Шаляпина звания Народного артиста Республики . Подробно об этой истории было написано в автобиографии Шаляпина «Маска и душа» . 24 августа 1927 года Постановлением Совнаркома РСФСР он был лишён звания Народного артиста и права возвращаться в СССР [ источник не указан 126 дней ] . Такое решение обосновывалось тем, что он не желал вернуться в Россию или, согласно другим источникам, тем, что он якобы жертвовал деньги эмигрантам-монархистам. [ источник не указан 126 дней ]
«Предложения о восстановлении Ф. И. Шаляпину посмертно звания Народного артиста Республики» рассматривались ЦК КПСС и Верховным Советом РСФСР в 1956 году, но не были приняты. Постановление 1927 года было отменено через 53 года после смерти певца. 10 июня 1991 года Совет Министров РСФСР принял Постановление № 317, предписывающее
Отменить постановление Совнаркома РСФСР от 24 августа 1927 года «О лишении Ф. И. Шаляпина звания „Народный артист“» как необоснованное.
В конце лета 1932 года Шаляпин снялся в кино, исполнив главную роль в фильме Георга Пабста « » по одноимённому роману Сервантеса . Фильм был снят сразу на двух языках — английском и французском, с двумя составами актёров. Музыку к фильму написал Жак Ибер , натурные съёмки проходили близ Ниццы . В 1935—1936 годах Шаляпин вместе с аккомпаниатором Жоржем де Годзинским отправился в свои последние гастроли — на Дальний Восток . В Маньчжурии, Китае и Японии он дал 57 концертов.
Весной 1937 года у Шаляпина был обнаружен лейкоз . 12 апреля 1938 года, на 66-м году жизни, он скончался в Париже на руках жены.
14 апреля в газете « Известия » рядом с телеграфным сообщением о смерти Шаляпина была опубликована заметка с осуждением его эмиграции и уничижительной оценкой деятельности Шаляпина за рубежом. Под текстом стояла подпись Марка Рейзена , однако вскоре тот опротестовал её. 22 апреля редакция «Известий» публично извинилась перед Рейзеном и дала пояснения: заметка была написана сотрудником редакции «Известий» А. Эфроимсоном после телефонного разговора с Рейзеном, однако в ней оказались «грубо искажены высказанные им в беседе мысли о Шаляпине, как художнике» .
Похоронен на парижском кладбище Батиньоль (25-й дивизион). На могильной плите сделана надпись: «Здесь покоится Фёдор Шаляпин, гениальный сын земли русской».
После переговоров с бароном Эдуардом фон Фальц-Фейном и советским писателем Юлианом Семёновым Фёдор Фёдорович Шаляпин разрешил перенесение праха отца из Франции в Россию, о чём 24 декабря 1982 года в Вадуце, в резиденции барона Эдуарда Фальц-Фейна, в присутствии хозяина и Юлиана Семёнова был составлен соответствующий документ . Церемония перезахоронения состоялась на Новодевичьем кладбище в Москве 29 октября 1984 года без участия Фальц-Фейна . 31 октября 1986 года там был установлен надгробный памятник работы скульптора А. Елецкого и архитектора Ю. Воскресенского. После смерти Фёдора Фёдоровича барон выкупил фамильные реликвии Шаляпиных, которые остались в Риме, и подарил их .
Голос певца — высокий бас (возможно, бас-баритон ) светлого тембра . Современники отмечали превосходную дикцию певца, полётный голос, слышный даже в самых удалённых от сцены местах.
Согласно распространённой точке зрения, свою популярность Шаляпин снискал не столько как певец, сколько как выдающийся артист, мастер перевоплощения и художественного слова. Высокий, статный, с выразительными чертами лица, с пронзительным взглядом, Шаляпин производил неизгладимое впечатление в своих лучших трагических ролях (Мельник из Русалки , Борис Годунов , Мефистофель , Дон Кихот ). Шаляпин потрясал зрителей неистовым темпераментом, выпевал каждую ноту, находил очень точные и искренние интонации для каждого слова песни, был абсолютно органичен и достоверен на сцене.
Партнёрами певца в разные годы были А. М. Давыдов , Т. Даль Монте , Д. де Лука , М. Дейша-Сионицкая , Н. Ермоленко-Южина , И. Ершов , П. Журавленко , E. Збруева , Э. Карузо , К. Держинская , В. Касторский , E. Куза , Н. М. Ланская , Л. Липковская , Ф. Литвин , Е. Мравина , В. Петров , Т. Руффо , Н. Салина , Т. Скипа , П. Словцов , Д. Смирнов , Л. Собинов , Р. Сторкьо , Г. Угринович , М. Черкасская , В. Эберле , Л. Яковлев , А. Шеманский .
Талант Шаляпина не ограничивался музыкальной и актёрской деятельностью. Фёдор Шаляпин был замечательным рисовальщиком, пробовал себя в живописи и в скульптуре. Сохранилось множество портретов, автопортретов, рисунков и карикатур его работы. Проявлял большие литературные способности, демонстрируя в своих письменных произведениях большой и сметливый природный ум, незаурядное чувство юмора, цепкую наблюдательность.
Максим Горький отговорил Шаляпина от политической деятельности и членства в какой-либо политической партии, считая, что он не должен растрачивать свой талант на партийную суету .
Шаляпин был дважды женат.
Со своей первой женой, итальянской балериной Иолой Торнаги , Шаляпин познакомился в Нижнем Новгороде . Обвенчались в церкви села Гагино в 1898 году. В этом браке у четы Шаляпиных родилось шестеро детей:
Состоя в браке, Фёдор Иванович сблизился с Марией Валентиновной Петцольд (урождённой Элухен; 1882—1964), у которой уже было двое детей от первого брака. У них родилось три дочери:
Фактически у Шаляпина появилась вторая семья, а первый брак не был расторгнут. Одна семья жила в Москве, вторая — в Петрограде, и между собой они не общались. Брак Марии Валентиновны и Шаляпина был оформлен официально в одной из русских церквей в Праге во время его сольных гастролей, предположительно 10 ноября 1927 года.
Из детей Шаляпина дольше всех прожила Марина, которая скончалась на 98-м году жизни .
Шаляпин впервые оказался в Москве в начале лета 1894 года, когда в театральном бюро Е. Н. Рассохиной ( Георгиевский переулок , 1) он подписал контракт на выступления в Петербурге и Казани. До 1899 года Шаляпин жил во флигеле дома № 36 на Долгоруковской улице (не сохранился), затем — в доме № 9 по Большому Чернышевскому переулку . Примерно год спустя он переехал в дом № 24 в Леонтьевском переулке , после чего в 1904 году поселился в 3-м Зачатьевском переулке , в доме № 3 . Здесь в его семье вскоре после переезда родился сын Борис , а в следующем году — двойняшки Фёдор и Татьяна. Этот дом находился в аварийном состоянии, пока в 2016 году, после судебных слушаний , не началась его активная реставрация. Следующим адресом Шаляпина в Москве стал особняк на Новинском бульваре , где сегодня находится его дом-музей .
В 1910 году Шаляпин впервые приехал в Плёс , который ему так понравился, что в его окрестностях он выкупил пустошь Хмельницы по соседству с имением «Утешное» . Проект дачи, пригодной для размещения 15 человек, считая членов семьи, гостей и прислугу , был разработан архитектором В. С. Кузнецовым , с которым Шаляпин посетил Плёс в 1912 году . Постройка была закончена к 1914 году, однако Шаляпин не смог воспользоваться дачей из-за начала Первой мировой войны . В 1918 году дачу заняла сельская коммуна, в 1921 году её использовали для размещения голодающих детей Поволжья . В августе 1922 года дача Шаляпина была представлена к муниципализации Середским УИК, но муниципализация этой дачи не была утверждена главным управлением коммунального хозяйства . В 1923 году дачу расширили дополнительными постройками и использовали под дом отдыха .