Новиков, Михаил Михайлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Юрий Михайлович Новиков (6 августа 1946, Ленинград — 6 сентября 2018, Сочи ) — советский и российский художник- керамист , дизайнер , педагог , основатель «Музея керамики Юрия Новикова» и творческой мастерской с полным технологическим циклом в технике « майолика » в Сочи .
Представитель петербургской школы керамики , один из ведущих специалистов России в области художественной керамики, член Союза художников России , лауреат медалей « Леонардо », «За заслуги в культуре и искусстве», золотой медали «Книги рекордов России», номинант Книги рекордов Гиннесса , дипломант многих российских и международных форумов и симпозиумов, участник более 100 международных и всесоюзных выставок .
Юрий Новиков коренной ленинградец-санкт-петербуржец, родился в Ленинграде 6 августа 1946 года на ул. Миллионной (Халтурина) д. 25, кв. 66. Отец — Новиков Михаил Матвеевич (1902—1952) был инженером по производству морских торпед , работал на Ижорском заводе , был представителем Наркомата оборонной промышленности , пострадал в ходе предвоенных репрессий в оборонной промышленности СССР — в 1938 году в Махачкале , находясь в командировке на торпедном заводе «Двигатель-строй», был арестован, перед ВОВ освобождён. В годы войны был командиром группы торпедных катеров Краснознамённого балтийского флота , которая дислоцировалась на базе Финского залива , награждён медалью «За оборону Ленинграда» . Мать Новикова (Хмелёва) Римма Арсентьевна (1921—2013) из Вологодской области (д. Назарово). Её отец Хмелёв Арсентий служил в русской армии и участвовал в спасении царской семьи во время крушения императорского поезда в 1888 г. под Харьковом, за что был награждён Александром III. Римма Арсентьевна ушла добровольцем на фронт Великой Отечественной войны и воевала до самой Победы, участвовала в боях по освобождению Белграда, Будапешта, награждена орденами и медалями.
После смерти отца в 1952 г. (Юрию было 6 лет) воспитывался в семье отчима Харизоменова Павла Константиновича и его родителей — Константина Павловича и Марии Васильевны. Это была образованная семья — дед окончил семинарию, был из семьи потомственных священнослужителей, а бабушка обучалась в Смольном институте благородных девиц , была учительницей, писала стихи, состояла в дальнем родстве с М. Цветаевой. Круг общения Юрия и в детстве, и в юности был необыкновенно широк: семью неоднократно навещал В. Мессинг вместе с профессором Ленинградского университета, доктором биологических наук П. И. Гуляевым — известным исследователем мозга человека и кибернетики. Мария Васильевна часто наведывалась вместе с Юрием в Комарово на дачу «Зелёная будка» А. Ахматовой, с которой была в приятельских отношениях — дачи Новиковых и Харизоменовых находились по соседству. В студенческие годы ему посчастливилось лично пообщаться с М. Шагалом во время приезда последнего в Ленинград в 1973 г. — по просьбе его наставницы А. Лепорской он сопровождал известного художника по Ленинграду, не зная кто это и на его вопрос о творчестве Шагала, дал подробный критический анализ, за что получил в дар альбом его работ с автографом.
Юрий Новиков получил блестящее образование — окончил в 1965 г. знаменитую среднюю школу № 222 для одарённых детей (бывшая гимназия Петришуле , основанная Петром Первым). Разносторонность интересов в школьные годы определила многогранность личности будущего художника: тяга к рисованию была с детства, рисовал при каждом удобном случае на любом клочке бумаги. Обучался изобразительному искусству под руководством старшего брата-скульптора, который был студентом Таврического художественного училища (позже Академии художеств), помогал в его работе, любил писать натюрморты и делать линогравюры. Кроме этого занимался в Ленинградском Дворце пионеров в театральном кружке, играл на сцене в спектаклях, любовь к театру и классической литературе останется на всю жизнь и найдёт воплощение во многих творческих работах. Имел абсолютный музыкальный слух и феноменальную энциклопедическую память, знал наизусть историю искусств, помнил все даты и имена. В школьные годы увлекался радиоспортом, был чемпионом Ленинграда по «охоте на лис» (спортивной радиопеленгации). Отслужил в советской армии в радиовойсках, в элитной военной части связи, находившейся в Гатчине. Работал на правительственной связи техником дальней связи, участвовал в чешских военных событиях 1968 года, но от награды отказался (всегда имел активную гражданскую позицию и умел её отстаивать). После армии поступил в Ленинградский Западный технический институт на отделение радиоэлектроники, ушёл после 2 курса для того, чтобы связать свою жизнь с искусством, так как понял, что именно в искусстве нет пределов для совершенствования [17; 24].
Творческая биография Ю. М. Новикова связана с культурной жизнью Ленинграда (Санкт-Петербурга), Москвы и Сочи.
С первой попытки поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной ( Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица ), предварительно год занимаясь на подготовительных курсах и параллельно работая учебным мастером на кафедре керамики и стекла [41]. Хотел быть художником-графиком, но погружение в материал определило выбор специальности художника-керамиста. 1970—1975 — годы учёбы по специальности «Художественная керамика и стекло» у преподавателей В. Маркова, К. Митрофанова, В. Васильковского, М. Миклашевского, М. Гизе, О. Ивановой (из рода Бенуа). Рисунок преподавал П. П. Литвинский, с которым позже, в Москве Ю. Новиков работал вместе в творческой группе И. С. Глазунова над проектами интерьеров русского посольства в Мадриде. С Ильей Сергеевичем Глазуновым сотрудничал около 7 лет и считал его одним из главных своих учителей.
Большое влияние оказало на него и общение с Анной Александровной Лепорской , соратницей и единомышленницей К. Малевича , во время прохождения учебных и производственных практик на Ломоносовском фарфоровом заводе (ЛФЗ). А. Лепорская была наставником Ю. Новикова и во время его работы над дипломом, сделанном на ЛФЗ; с ней он постиг основы и композиционные принципы супрематизма, которые воплотил под её руководством в дипломной работе «Чайно-кофейный сервиз. Памяти Малевича» (рабочее название). В дипломной работе Новиков решал пластические задачи перехода формы из круга в квадрат и из квадрата в овал, но «супрематический» сервиз, посвященный Малевичу, в итоге пришлось назвать «цветочный», так как в 70-е годы XX века изучение формообразующих возможностей супрематизма не входило в магистральную линию отечественного художественного образования [43; 50]. А. Лепорская доверила Ю. Новикову знакомство с архивом К. Малевича, который хранился в то время у неё — позволила изучить письма, рисунки, эскизы. В память о А. Лепорской и К. Малевиче в 2005 г. возник цикл керамических пластов "Рождение «Чёрного квадрата» (находится в Сочинском художественном музее).
1971‒1977 — параллельно с учёбой начинается педагогическая деятельность: ведёт специальные дисциплины в Ленинградском художественном училище им. В. Серова (С.-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха). Творческий путь Ю. Новикова также начался ещё в студенческие годы — участвовал во многих выставках. Будучи ещё студентом, сразу организовывает индивидуальную творческую мастерскую по адресу ул. Фонтанка, 2, чтобы быть независимым от производственного и технологического процессов в керамике. Знания по химии силикатов и электронике, полученные в техническом вузе, позволили ему самому сложить печь для обжига и освоить все этапы необходимые в керамике для творчества. Первые керамические произведения были выполнены из фарфора и шамотной массы, но затем предпочтение отдаёт наиболее сложной технике — росписи по сырой эмали (майолика), раскрывая новые возможности керамики как «высокого искусства». Кроме создания выставочных произведений, успешно работает в области декоративно-монументального искусства. После окончания ЛВХПУ им. Мухиной занимается творческой работой и выполняет заказы по договорам — создаёт декоративные панно и блюда для оформления общественных интерьеров во многих городах страны: Аэропорт Мезень (Архангельская обл.), пансионат «Джанхот» (Геленджик), НИИ «Поиск» (Ленинградская обл.), Дом культуры и детские сады (Набережные Челны), Зейская Гидроэлектростанция (г. Зея, Амурская обл.) и др.
С 1976 г. — член Союза художников СССР (молодёжное объединение ЛСХ). В 1977 г. Ю. Новиков работал в составе творческой группы на творческой даче в Горячем Ключе, где сделал серию графических работ на тему «Петербург Достоевского» и серию портретов художников-современников. Графика на петербургскую тему стала подготовительным этапом для воплощения её в майолике и одной из ведущих тем творчества. Серия блюд «Петербург Достоевского», «Петербург Пушкина», «Наводнение на Мойке», «Дворы моего детства» неоднократно экспонировались на различных выставках и закуплены Государственным музеем керамики и «Усадьбой Кусково XVIII века» (Москва). 1978 — работал в творческой группе в Доме творчества «Дзинтари» им. К. А. Коровина , где было сделано 18 керамических объёмно-пространственных композиций. В том числе — «Каштаны», «Игра в шахматы», «Космический ветер».
В 1979 г. был приглашен для воссоздания расписных уникальных изразцовых печей XVIII века в Большом Петергофском дворце (1979-1983-работа в Ленинградском специализированном управлении «Росмонументискусство» МК РСФСР). Дворец и печи были полностью разрушены во время войны 1941—1945 годов, эталонами для воссоздания служили несколько сохранившихся фрагментов изразцов, а цветовым аналогом — изразцовые печи Летнего дворца Петра I. Во время реставраторской работы им была проведена научно-исследовательская работа в архивах Ленинграда и Москвы, сделаны научные и художественные открытия в области технологии изготовления русских изразцов, разработаны технологические карты со всеми температурными графиками обжига для воссоздания традиции изготовления изразцов петровского стиля. Новиков Ю. был руководителем группы художников-реставраторов (В. Жигунов, А. Поваров, В. Павлушин), работавших в его личной творческой мастерской на Фонтанке, 2. В результате были воссозданы изразцовые печи в «Секретарской», «Кавалерской», «Голубой гостиной», «Белой столовой» Большого Петергофского дворца [1; 6]. В ходе работы он обратил внимание на конструктивные и утилитарные особенности русских изразцов с высокой румпой, ранее не исследовавшиеся искусствоведами [36, с. 290], расшифровал секрет высокой румпы, усиливающий теплосберегающие свойства изразца и подтвердил открытия в 2006 г. в изразцовой печи своего дома в Сочи [48, с. 67-72].
1984—1996 — живёт в Москве, где принимает активное участие в общественной жизни Союза художников СССР (член парткома, участник съездов СХ СССР, член художественного совета «Росмонументискусство»). С 1984 г. — член МОСХ РСФСР, 1985—1996 — член правления ассоциации «Русские художники», член правления творческого объединения «Реалист», 1987—1996 — член творческого объединения художников-реалистов «Москворечье», председатель художественного совета по интерьерам и экстерьерам общественного питания, 1991—1993 — член правления ассоциации художников-прикладников Москвы, 1991—1996 — член Международного художественного фонда.
В Москве также построил свою личную мастерскую в Сокольниках, которая была на тот момент единственной современной керамической студией и местом для творческой работы многих московских художников-керамистов в постперестроечные годы, когда были закрыты фонды и художественные комбинаты (В. Ореховой, Н. Усова, М. Прибыловой, Е. Герасимовой, В. Ковалёва, М. Тараева, Э. Таратуты и др.).
Активно в этот период участвует в выставочной деятельности столицы [3; 5; 7; 9]. Работы Юрия Новикова на московских выставках отличались яркой индивидуальностью и высоким техническим исполнением — его блюда с городскими пейзажами, написанные плотно, многослойно, утверждали иную манеру, сохраняя при этом петербургские традиции [4, с. 11-12, 35]. В это же время занимается проектами интерьеров российских посольств в Вашингтоне (США) и в составе творческой группы И. Глазунова в Мадриде (Испания), в Вене (Австрия). Авторская керамика Новикова в виде подарков представительского класса выполнялась по заказу Росмонументискусство для послов Франции, Швеции; Фонда культуры СССР; Советской торговой Палаты для правительства Финляндии. Авторские работы Новикова преподносились в дар советским, российским и зарубежным персонам самого высокого уровня — Брежневу, Косыгину, Черненко, Андропову, Хаммеру, Хонеккеру, Чаушеску, зарубежным послам, деятелям культуры и искусства и др. [43]
Плодотворно в этот период работает и в жанре монументальной и интерьерной керамики — создал монументально-декоративные композиции, панно, вазы и изразцовые камины для оформления интерьеров общественных зданий: гостиницы «Заря» (Владимир) и «Интурист» (Гомель), Дом ветеранов сцены им. М. Г. Савиной (Москва), правительственные санатории «Завидово» (Подмосковье), «Белые ночи» (С.-Петербург), «Решма» (Кинешма, Ивановская обл.), санаторий «Удельная» (Подмосковье) и др.
В составе группы деятелей культуры и искусства СССР участвовал в Международной культурной миссии «Истоки-1» (1990) и «Истоки-2» (1993) — совершает творческие поездки с персональными выставками по средиземноморским странам (Турция, Греция, Италия, Египет, Израиль, Франция, Мальта, Кипр).
С 1997 г живёт и работает в Сочи, где также построил личную творческую мастерскую . Создал «Музей керамики Юрия Новикова», где на протяжении 20 лет вёл большую просветителскую работу — проводил экскурсии, устраивал выставки и стажировки художников [14; 37; 42; 48; 49]. Был востребован как руководитель международных и отечественных мастер-классов для художников и дизайнеров на базе своей творческой мастерской [8; 10]. Преподавал в Сочинском государственном университете — профессор кафедры дизайна. Большой вклад внёс в становление тольяттинской керамической школы, будучи профессором кафедры декоративного искусства и дизайна Поволжского государственного университета сервиса [45]. Активно участвует в выставочной деятельности Краснодарского края. Создаёт в это время для частных интерьеров монументально-декоративные объекты (изразцовые панно, камины и печи) во многих городах России: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Краснодар, Майкоп, Сочи и др. [11; 13; 15; 16; 18; 19; 20; 32; 34; 38; 39; 40; 47]
В 2006 г. к своему юбилею закончил уникальную изразцовую печь в Выставочном зале своего дома, изразцы для которой изготавливал и расписывал стилизованными сюжетами из собственной биографии в течение 8 лет [12; 25; 28; 29; 30]. Он же автор конструкции печи — сделал 9 вертикальных ходов и использовал старинные технологии кладки изразцов для высокого КПД (всё тело печи нагревается и сохраняет тепло в течение нескольких дней). Она оказалась самая высокая в мире — 6,02 м. В ней около 617-ти неповторяющихся по рисунку изразцов [22; 26; 27; 33; 35; 36].
В 2007 г. авторские работы Ю. Новикова были вручены экспертам Международной олимпийской оценочной комиссии (МОК) как произведения, отражающие творческий потенциал России. Его персональная выставка «Петербургские традиции в декоративном искусстве» стала частью программы Культурной Олимпиады Зимних Олимпийских игр Сочи-2014.
Статья о творчестве Ю. Новикова вошла в фундаментальное исследование истории русской художественной керамики доктора искусствоведения М. А. Некрасовой — энциклопедию «Русская художественная керамика VIII—XXI веков» [46, c. 455—456]. В последние годы жизни работал над серией абстрактных миниатюр для персональной выставки «Сто миниатюр», которая должна была продемонстрировать новое направление его творчества и открыться осенью 2018 г. в Москве.
Умер 06. 09. 2018 г. по удивительному совпадению при таких же обстоятельствах, как и Марк Шагал — «в полёте», в поднимающемся лифте на второй этаж дома из своей творческой мастерской от остановки сердца . Согласно завещанию кремирован, прах развеян над Чёрным морем.
Жена — Барсукова Наталия Ивановна (22.09.1953), доктор искусствоведения , профессор, член Союза дизайнеров России, арт-директор «Музея керамики Юрия Новикова», Сочи.
Брат — Новиков (Варгачев) Виталий Михайлович (12.03.1932), скульптор-анималист, окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Российской академии художеств (1968), заслуженный художник РФ.
Сестра — Новикова (Копанёва) Ольга Михайловна (1938), журналист, писатель.
Специфика творческого почерка Ю. Новикова определилась рано и творческая индивидуальность проявилась очень ярко. Гармоничность пропорций, ясность и классическая стройность форм и линий, чувство высокого стиля отличают как крупные его работы — изразцовые камины и печи, декоративные панно и интерьерные композиции так и миниатюры, блюда и пласты. Творчество разнопланово, сфера творческих интересов обширна — многофигурные составные композиции, интерьерная керамика (изразцовые камины и печи), монументально-декоративные панно, вазы, скульптура (объёмная и настенная анималистическая скульптура с росписью), блюда, пласты и плакетки, гончарная керамика, миниатюры и изогнутые поверхности с вписанными в них живописно-изобразительными композициями. Во всех своих творческих работах использовал приёмы сочетания живописи и пластики, взаимодействия формы и росписи — лаконичный пластический объём виртуозно дополнял выразительным звонким цветом и раскованным рисунком. Такими экспериментами на стыке цвета, формы, рисунка достигал цельности художественного образа, не разрушая форму. Утверждал в керамическом искусстве приём, далёкий от традиционного декорирования и декоративной росписи — создавал сюжетную живопись на основе русского реалистического искусства и композиционных приёмов супрематизма .
Высокое мастерство основывается на интуитивном чувстве декоративного в майолике и на глубоком понимании законов материала. Он органично соединял в керамике пространство и художественный образ, форму и цвет, используя возможности подглазурной и надглазурной палитр, но предпочитал работать в технике подглазурной полихромной росписи, позволяющей обобщать крупными мазками форму. Этому способствовала и новая авторская техника — роспись эмалями собственного приготовления. Колористические поиски стали в Сочинский период приоритетными, работы этого периода отличаются изысканно-утонченными цветовыми решениями, композиционной сложностью и многообразием. Для воплощения задуманного образа часто одновременно использовал различные глазури, эмали, соли и люстровые краски, создающие насыщенную многослойную палитру от густых тяжелых тонов до почти прозрачных. Излюбленными формами для живописных сюжетов были почти плоские блюда, вазы (авторские формы) и пласты. Использовал пласт как средство для создания объёмной керамики и как плоскую поверхность для керамической живописи.
Темы его росписей в пейзажном жанре — «Золотое кольцо России», «Русский Север». Стиль письма этих работ свободный, широкий, воздушный достигается особым приемом — набором на кисть сразу нескольких красок, сначала основной, затем рисующей и дополнительной. Прекрасно работал тоном, чувствовал и понимал ритм. Используя особый ритм веерных мазков с цветовыми растяжками, подвижных, музыкальных, он создавал живописные лирические картины русского пейзажа. Запечатлел таинственную суровую красоту Севера в серии блюд и плакеток по сказкам и поморским былям Б. Шергина — «Белая ночь», «Поморский берег», «Архангельские корабли», «Беломорская Русь».
Потомственный петербуржец, Новиков впитал в себя и более суровую, строгую атмосферу города как особой формы бытия — это образы старого Петербурга его детства, архитектура, воспринятая сквозь призму художественно-литературного видения Пушкина, Достоевского, Блока с их романтической метафоричностью. Это ностальгические монохромные зимние и осенние пейзажи с небом в тяжелых тучах, с темными домами и дворами-колодцами в сериях работ «Дворы моего детства», «Петербург Достоевского», «Старый город». Сложная гамма по колориту служит воплощением темы одиночества человека в большом городе. В этих работах использовал композиционные приёмы супрематизма, воспринятые от А. Лепорской. На геометрические объёмы, которые художник компонует в соответствии с ритмом вертикальных и горизонтальных линий и плоскостей, накладываются конкретные детали — окна, деревья, ограды. Полученный результат подвергает дальнейшей обработке: использование в задувках аэрографа, рожка, приёмов процарапывания и фактуризации придают пространству его работ особую психологичность, многослойность и напряженную глубину.
Несмотря на условность и даже абстракционизм многих своих работ, он всегда являлся приверженцем реализма. Абстрактную стилистику использовал в произведениях с концептуальным замыслом философско-символического характера — серии «Параллельные миры», «По Сириусу пешком», «Комета Галлея», «Компас жизни», «Астролябии», «Божественная пропорция», «Вход в Шамбалу». Эти работы, выполненные с помощью сложных технологий и сочетания фактур, плод его размышлений о мире, Вселенной, о себе, стремление заглянуть в непознанное, созерцание и концентрация внимания на интуитивном способе познания. Блестящее композиционное мышление Новикова в этих циклах наиболее раскованно и ассоциативно.
Виртуозное владение техникой позволяло художнику писать с ходу кистью без предварительных эскизов [2, с. 17-18], результаты всегда прогнозировал заранее, блестяще умел импровизировать в абстрактных композициях. В совершенстве знал технологию, а наличие собственной мастерской позволяло постоянно экспериментировать и открывать новые смысловые, композиционные, пластические и цветовые возможности майолики [31].
Новиков любил писать серии работ, состоящие из 30‒40 вариантов на одну тему: «Петровская флотилия», «Космические иллюзии». Работа над сериями — творческая потребность, дающая возможность отшлифовывать образную выразительность и технологию. Наиболее известные серии блюд и пластов: «Петербург Пушкина» , «Наводнение на Мойке», «Дворы моего детства» , «Петербургские сновидения», «Золотое кольцо России», «Русский Север», «Красная Поляна зимой» .
Отдельные известные работы: пласт «Сорока на снегу», блюдо «Вход воспрещён» из серии «Дворы моего детства» (Музей керамики Юрия Новикова); скульптура "Синий бык. Иллюстрация к роману В. Орлова «Альтист Данилов», скульптура «Медведица. Спящая Россия» (Государственный Музей керамики «Кусково», Москва); квадриум "Рождение «Чёрного квадрата» (Сочинский художественный музей), расписная изразцовая печь-послание, выполненная в петровском стиле с изображением сюжетов из биографии художника и его семьи (Музей керамики Юрия Новикова, Сочи).
В течение жизни создал более 10000 творческих работ, многие из которых находятся в известных зарубежных и отечественных музеях, галереях и частных коллекциях: США (Нью-Йорк, Лос-Анджелес), Канаде, Италии, Испании (Мадрид), Франции (Париж), Германии (Ганновер), Австрии (Вена), Бельгии (Брюссель), Финляндии (Хельсинки), Греции (Афины) и др. В том числе:
1.
2.
3.